Эффективное и качественное обучение биологии немыслимо без наглядности. Оживить уроки, сделать их интересными, красивыми, интерактивными призваны цифровые образовательные ресурсы, обширная коллекция которых создается специально в помощь учителям на сайте Единой Коллекции ЦОР по адресу http://school-collection.edu.ru/.
Коллекция помогает учителю в создании образных, запоминающихся уроков биологии, позволяет иллюстрировать их изображениями, таблицами, видеофрагментами; использовать тестирование и самотестирование учеников, флеш-анимацию для интерактивного взаимодействия с материалом, готовые презентации и звуковые фрагменты.
Отметим, что собранные здесь ресурсы распространяются совершенно свободно. Учитель может использовать их на уроке, не опасаясь санкций за нарушение авторских прав.
Знакомство с Единой Коллекцией начинается с главной страницы, содержащей главное меню, строку поиска и три колонки: «О проекте», «Каталог» и «Новости». Если вы имеете навыки работы с Коллекцией и решили сразу найти интересующие вас ресурсы, можно воспользоваться системой быстрого поиска, при этом рекомендуем использовать опцию «Расширенный поиск».
Если просто щелкнуть мышкой по строке «расширенный поиск», откроется список всех документов, доступных сейчас в Коллекции, – 56728. Введя в поисковую строку запрос «растения России», мы получаем лишь 16 документов. Это не отражает всю полноту ресурсов по теме, поэтому для более детального знакомства следует зайти в раздел «Каталог» в главном меню, выбрать один или несколько классов, предмет (в нашем случае «Биология»), в результате в правой части экрана в разделе «Учебные материалы» появляется список ресурсов.
Далее следует зайти в раздел «Оглавления учебников». Допустим, это «Биология. Животные. 7 класс. Константинов В.М. и др.». В меню, соответствующем главам учебника, выбираем интересующий раздел, допустим, «Млекопитающие». Там содержится 45 ресурсов. Щелкаем мышью по главе, например, 12 – «Млекопитающие»; в списке выберем тему, к примеру, 51 – «Внешнее строение. Среды жизни и места обитания». На экране появляется список ресурсов по этой теме.
Посмотрим, что представляют собой эти ЦОР. Для этого выберем первый документ и щелкнем по ссылке «Карточка ресурса». Настоятельно рекомендую пользоваться именно этой опцией просмотра ресурсов как наиболее удобной. Здесь можно узнать, для каких классов предназначен ресурс, по какому предмету и по каким темам он проходит на сайте, его соответствие учебнику и поурочному планированию к нему. Также в карточке указаны размер файла и время его скачивания для разных скоростей соединения с Интернетом. При невысокой скорости лучше скачать ресурс перед просмотром (с помощью соответствующей кнопки), в противном случае его можно посмотреть сразу. С помощью меню «Ресурсы раздела» после просмотра или скачивания файла можно не возвращаться в старое окно, а продолжить просмотр дальше.
Ресурс «Вибриссы на морде кошки (N114196)» – видеофрагмент, демонстрирующий одну из особенностей млекопитающих – наличие осязательных волосков. Он хорош как иллюстрация при объяснении внешнего строения зверей.
Следующий ресурс, «Внешнее строение млекопитающего на примере собаки (N114468)», представляет собой флеш-анимацию, которую можно использовать как демонстрацию при объяснении учителя, интерактивное учебное пособие со всплывающими подсказками или без них и как тест для проверки знаний.
Ресурс «Вопрос по теме «Внешнее строение млекопитающих. Среды жизни и места обитания (N114421)» – это тестовое задание с несколькими вариантами правильных ответов. Ресурсы «Английский сеттер» и «Тамарина императорская» представляют собой фотоиллюстрации в формате .jpeg.
При просмотре этих ресурсов может создаться впечатление, что коллекция ограниченна, изображений недостаточно, но это далеко не так.
Зайдем в следующий раздел сайта – «Коллекции». Щелкните по ссылке «Зоология и общая биология», и перед вами откроются новые ресурсы. Выбрав в разделе «Разнообразие животного мира» опцию «Млекопитающие», мы попадаем в коллекцию документов в формате .html, разработанных на основе экспозиции зоологического музея МГУ. Щелкнув, например, по ссылке «Агути», получаем подробное описание этого тропического грызуна с фотографией.
Вам кажется, что и этого недостаточно? Тогда заходим в следующий раздел – «Электронные издания». Здесь очень много полезной информации. Обращаю внимание на то, что ресурсы на CD/DVD имеют большой объем и при невысокой скорости Интернета могут скачиваться достаточно долго. В разделе «Ресурсы учителей» есть разработки конкретных уроков с использованием Единой Коллекции.
И все же основной пункт меню – «Каталог». Посмотрите материалы разделов «Поурочные планирования» и «Методические рекомендации» – там есть все для успешной работы учителя-предметника с материалами Единой Коллекции. Следует иметь в виду, что материалы скачиваются в виде архивов и требуют последующей распаковки.
По состоянию на март 2008 года в открытом доступе Единой Коллекции размещены 46 обновленных наборов ЦОР к учебникам на 3-4 учебные четверти, разработанных в рамках проекта ИСО. Наборы прошли апробацию в условиях реального учебного процесса и доработаны по замечаниям учителей.
Не пожалейте времени для подробного знакомства с сайтом http://school-collection.edu.ru, и усилия будут вознаграждены совершенно иным, значительно более высоким уровнем ваших уроков!
Комментарии