search
main
0

Распределяй и переподготавливай

Анализ изменений, характеризующих современную систему повышения квалификации (ПК) педагогов, показывает, что сегодня наметились тенденции перехода к вариативной системе, предоставляющей педагогам возможность выбора учреждения ПК, образовательных программ в рамках блочно-модульного принципа их построения, к обучению команд разного уровня и состава (административные команды, школьные команды, инновационные муниципальные команды), направленных из разных регионов и образовательных учреждений, а также к включению слушателей в разработку образовательных программ. Произошла переориентация на индивидуальные образовательные маршруты, налицо инновационные изменения технологий обучения на основе проектно-программного, проектно-командного и исследовательских подходов; выстраивается психолого-педагогическая технология сопровождения повышения квалификации. Педагогический персонал включает теперь не только преподавателей, но и консультантов, модераторов, тьюторов, тренеров. Развиваются дистантные формы обучения, обеспечивается дистанционный консалтинг, реализуется сетевое взаимодействие, отражающееся в создании сетевых, корпоративных образовательных программ, сетевых университетов.

Все это происходит синхронно с ростом образовательного потенциала системы повышения квалификации на всех ее уровнях – от внутришкольной методической работы и муниципальной методической службы до региональных и федеральных структур. Причем ресурсная база отдельных учреждений, нередко формируемая на основе активности и предприимчивости руководства и персонала самих учреждений (особенно учреждений общего образования), обновляется и совершенствуется так успешно, что может составить конкуренцию образовательным институтам «вышестоящего уровня». В значительной мере это касается тех ресурсов, которые обеспечивают информатизацию образования.

Вместе с тем эффективность повышения квалификации педагогов в целом и системы повышения квалификации педагогических кадров в области ИКТ (СПКПК-ИКТ), в частности, не соответствует ее потенциальным возможностям. К причинам, объясняющим это состояние, можно отнести существующее дублирование функций, отсутствие договоренностей в области компетенций и ответственностей, а также недостаточную разработанность механизмов экспертизы (в том числе социально-педагогической) и сертификации.

Эффективность системы повышения квалификации педагогов в области информационных технологий существенно возрастет, если произойдет доопределение и перераспределение функций подсистем в уже формирующейся СПКПК-ИКТ. При этом в качестве ее системно-функциональной основы выступит принцип распределенности функций, компетенций, ответственностей.

Понимание распределенности связано с упорядочением и разделением компетенций между учреждениями системы дополнительного профессионального педагогического образования (СДППО), осуществляющими ПКПК-ИКТ. Конкретными носителями такой распределенности становятся программы ПКПК-ИКТ. Они различаются прежде всего тем, что нацелены на формирование разных по уровню ИКТ-компетентностей. Реализация таких программ осуществляется учреждениями системы повышения квалификации разного уровня.

На уровне образовательного учреждения реализуются программы повышения квалификации педагогов в области ИКТ, которая определяется как ИКТ-грамотность – система знаний учителя об информационно-коммуникационных технологиях как инструменте деятельности и коммуникации, об их возможностях для решения задач в области получения, переработки, передачи, хранения и предоставления профессионально значимой информации, а также умений применять ИКТ на общеобразовательном уровне, то есть на уровне элементарного пользователя.

На муниципальном уровне – в структурах муниципальной методической службы, формируется ИКТ-умелость, которая заключается в воспитании у учителя знаний, умений в области ИКТ и проявляется в его способности фрагментарно использовать ИКТ в своей педагогической деятельности.

На региональном уровне в учреждении СДППО происходит формирование ИКТ-компетентности, причем программы ПКПК-ИКТ, обеспечивающие формирование такой компетентности, ориентируют педагогов на использование ИКТ не только для обучения и воспитания учащихся, но и в целях собственного непрерывного профессионального педагогического образования.

На федеральном уровне СПКПК-ИКТ разрабатывается стратегия повышения квалификации педагогов в области информационно-коммуникационных технологий и осуществляется координация деятельности всех подсистем повышения квалификации. На этом уровне организуется взаимодействие специалистов в области разработки учебно-программного материала для ПКПК-ИКТ и реализуется повышение квалификации педагогических команд регионального уровня, формируется сетевое сообщество экспертов программ и методических продуктов, происходит экспертиза этих документов и материалов, обеспечивается супервизия процесса повышения квалификации педагогов в области ИКТ.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте