Среди крылатых выражений, представляющих наши основные принципы, одно из первых мест занимает такое: «Хороший руководитель знает, что нужно делать сегодня, а думает о том, что надо сделать завтра». Очень хороший руководитель задумывается о том, что будет послезавтра. Стало быть, директор, обеспечивающий управление вверенной ему школой, должен заглядывать и в завтрашний день, и в послезавтрашний, поскольку известно, что любая система жива до тех пор, пока она развивается. Опыт показывает, что создать интересную школу, придумать концепцию, обеспечить первый взлет удается не так уж редко. А вот обеспечить развитие в течение многих лет и десятилетий способны лишь те, кто постоянно работает на перспективу, умеет определить задачи послезавтрашнего дня.
На первых этапах одной из главных задач нашей школы было ее расширение. Педагогика успеха с первых шагов стала давать прекрасные результаты. Люди потянулись к нам, разделяя наши идеи и взгляды на образование. Прием всех детей без отбора, готовность развивать в каждом ребенке то лучшее, что в нем есть, увлечение играми, праздниками, радостная атмосфера – все привлекало и детей, и родителей. А школа не могла вместить и половину всех желающих. Если бы к 1997 году не удалось построить наш новый дом, если бы администрация района не пошла нам навстречу, присоединяя потом дополнительные здания, гимназии №56 не было бы. В типовом помещении восьмилетней школы со всем своим потенциалом и грандиозными планами мы могли бы просто задохнуться. Теперь этот этап благополучно пройден. Сложился коллектив, в котором вместе с детьми, учителями, обслуживающим персоналом, детским садом и педагогами дополнительного образования объединены почти три тысячи человек. Мы пришли к порогу, за которым школа может стать неуправляемой. Теперь проблема развития – это не расширение, а совершенствование тех идей, форм и методов, которые мы считаем наиболее перспективными. Особое место среди них занимает интеграция дополнительного образования в основное, развитие новых форм обучения.Одна из этих новаций – общешкольный проект. Первый и самый любимый называется «От портфолио выходного дня к абитур-классу». Мы представляли его и в педагогической прессе, и на конкурсе. Он отмечен петербургским знаком качества – премией «Сделано в Санкт-Петербурге». Рассматривая проект как средство объединения крупного образовательного комплекса, мы включили в него всех учащихся с 1-го по 11-й класс, все многообразие действий, форм и методов. Для того чтобы все это работало, к проекту прилагается еще один важный элемент: сетевое взаимодействие как вид нового документа, способствующего современному управлению. В этом документе прописано буквально все, что должен делать каждый участник образовательного процесса: завуч, классный руководитель, педагог дополнительного образования и так далее. Помните? Хочешь жить спокойно – не жалей бумаги! Зато каждому ясна его роль.Поскольку места в газете совсем мало, перечислю только основные общепедагогические проблемы, которые решает проект: – интеграция основного и дополнительного образования;- создание условий для роста образовательной мотивации подростков;- построение единой надпредметной программы формирования исследовательской культуры учащихся, обеспечивающей преемственный переход с этапа на этап обучения;- учет достижений учащихся во внеучебной сфере в основном образовательном процессе; – расширение образовательной среды за счет актуализации образовательного потенциала семьи, города, страны. Запуск столь мощного проекта, конечно же, потребовал многих перемен, дополнительного обучения большей части педагогического коллектива. По некоторым направлениям наши учителя оказались настоящими первопроходцами, поскольку в рамках школы такие задачи решаются впервые. Это и вдохновляет, и сплачивает людей. Создается поле для профессионального роста, новых связей, настоящих открытий и творческого поиска.
NB! Майя Борисовна Пильдес, народный учитель РФ, директор гимназии №56, Санкт-Петербург.
Комментарии