search
main
0

Раскрыть талант в каждом школьнике. Эффективная стратегия для московских семей

​В последние годы ученики московских школ достигают замечательных успехов на олимпиадах. В этом году воспитанники 222 из них стали победителями или призерами заключительного этапа Всероссийской олимпиады, а это каждая третья школа Москвы. Еще несколько лет назад их было меньше 80. Как же достигается этот успех? Как идет работа по развитию таланта сейчас?

Каждый конкретный успех школьника – это его личное достижение, его учителей и родителей. Но серьезный рост результатов в масштабах города – это следствие качественного повышения уровня общего и дополнительного образования в каждой школе, успешной работы всей системы.Чтобы добиться олимпиадных результатов, нужно повышать уровень базового образования в школе, а не заниматься лишь с отдельными «одаренными» учениками. И московские школы выбирают гораздо более эффективную стратегию для интересов московских семей.Ранее в Москве работала и показывала определенные успехи модель, основанная на поиске и отборе одаренных детей, их дальнейшем обучении в специально созданных для этого образовательных организациях. В результате успехи были, но, во-первых, они достигались только этими «элитными» школами, а во-вторых, количественно Москва проигрывала другим регионам (если считать количество дипломов на 10000 учеников).Раньше олимпиады использовались для поиска одаренных ребят и перевода их в спецшколы. Но не каждому ребенку в силу особенностей его характера и психики комфортно находиться в высококонкурентной среде топовой специализированной школы. Один сильный ученик, который был на голову выше всех в «обычной» школе, скучавший на уроках, попав в новую школу для одаренных детей, устремится ввысь. Но другой школьник, ранее занимавший лидерские позиции и в успеваемости, и в общении с одноклассниками, привыкший к похвалам учителей, оказавшись на пятнадцатой позиции в новом классе, может опустить руки, разочароваться в себе, разувериться и даже бросить углубленные занятия любимым предметом. Был в прежнем подходе к развитию таланта и еще один изъян: когда происходил отбор лучших, он, кроме мощного позитивного толчка тем, кого взяли, давал резко негативный посыл тем, кому отказали. Одним детям говорилось: «Вы одаренные!» В этот же момент другие, вне всяких сомнений, слышали: «А вы не одаренные!» В школьных предметах, в отличие, скажем, от спорта талант может раскрыться в разном возрасте. Если в спорте девочка начнет заниматься гимнастикой не в пять, а в десять лет, то вряд ли она станет чемпионкой мира. В школе же восьмиклассник, не проявлявший никакого интереса к математике или физике, к 10-му классу может раскрыть в себе талант, без преувеличения, настоящего ученого. То есть развитие интеллектуального таланта не всегда связано с ранним возрастом.С 2010 года, с приходом Сергея Собянина и Исаака Калины, от поиска и отбора талантов мы перешли к концепции «Каждый школьник талантлив. Задача школы – помочь раскрыть его талант». Координацию данной работы ведет Центр педагогического мастерства. Осуществление этой идеи стало возможным и благодаря тому, что в результате инноваций в столичном просвещении после создания крупных образовательных комплексов все школы получили куда более весомые ресурсы и широкие возможности. Сейчас все делается для того, чтобы вся система образования города работала на ребенка.В интересах ребенкаВозьмем, например, рейтинг школ. С одной стороны, он воспринимается как соревнование между школами, в том числе в олимпиадной области. Но на самом деле, как показал опыт развития системы «Каждый ребенок талантлив», это все работает на объединение системы в интересах ребенка. Во-первых, олимпиадные баллы при переходе из одной школы в другую делятся пополам. Во-вторых, с этого года публикуется не список лучших школ, которые набрали наибольшее количество баллов, а список набравших 100 баллов рейтинга. Поэтому задача образовательной организации продемонстрировать результаты, а не обогнать своих соседей. Это работает в интересах ребенка. Благодаря рейтингу школы реально борются за сильного ребенка и за сильного учителя, работающего с талантливыми ребятами. Раньше сильный ребенок мог быть неудобен школе из-за сложного характера, психологического склада или особого внимания, которое ему требовалось из-за участия в сборах и олимпиадах. Раньше родители просили школу, учителей чем-то им помочь, сейчас школы сами идут навстречу таким детям. Если в каком-то случае у школы не сложилось с ребенком, то его «с руками оторвут» соседние. И сейчас все больше и больше семей выбирают школу рядом с домом, потому что видят, что там можно получить не меньшие возможности для развития.Изменилась и роль самих олимпиад. В прошлом их даже боялись, и далеко не все школы проводили в своих стенах первый этап Всероссийской олимпиады. Теперь ситуация изменилась, и школьный этап стал самым главным и проходит в каждой московской школе. Оказалось, что таланты есть везде, и их немало. Ребята справляются с заданиями, причем часто те, о ком школа и не догадывалась – не отличники, а хорошисты и даже троечники, обладающие оригинальным мышлением. Доступность и прозрачность проведения олимпиад была обеспечена с помощью Интернета: задания прошедших этапов, сканы проверенных работ выложены в Сети. Кстати, последнее помогло сократить количество очных апелляций. Вдобавок олимпиады стали стимулом возрождения интереса к школьным дисциплинам. Попробовать свои силы позволяют также массовые туры Московской олимпиады и турнир Ломоносова.Естественно, развитие таланта требует определенной среды. Олимпиадное движение предполагает не только дополнительные знания, но и другие виды деятельности школьника, связанные с акцентом на мышление в предмете, погружение в него. Подчеркну, это не просто расширенный учебный план, а иные способы познания, отличные от стандартных видов работы учителя с учеником. Он также требует включения в общение с детьми людей, искренне любящих свой предмет, возможно, даже внешних по отношению к учителю. Для этого привлекаются ведущие преподаватели вузов, сотрудники научных институтов.Городу нужны талантыУ московских школьников есть огромные возможности для развития своих способностей. Это и дополнительные занятия, кружки шаговой доступности, онлайн-курсы. Мы сотрудничаем с заведениями высшей школы, причем не только с преподавателями, но и со студентами – в этом нам помогает Ассоциация победителей олимпиад. Живое общение детей со вчерашними школьниками, занявшими призовые места на олимпиадах, как нельзя лучше демонстрирует реальность и достижимость высоких результатов. А минимальная разница в возрасте способствует лучшему взаимопониманию.У ребят есть возможность посещать профильные семинары не только в здании центра, но и на базе школ и вузов. Они позволяют детям окунуться в те аспекты наук, которые не изучаются на уроках. Интенсивные и продолжительные выездные семинары дают детям возможность погрузиться в выбранный предмет в компании увлеченных единомышленников, в атмосфере сотворчества и состязания. Также в Образовательный центр «Сириус» в Сочи на специализированные смены ездят и московские школьники, и педагоги, чтобы поделиться опытом и узнать что-то новое от коллег со всей страны.Важным стимулом для развития таланта является создание руководством города запроса на учебу и работу в Москве, понимание, что здесь талант востребован и есть все возможности для дальнейшей учебы и карьеры. Успехи ребенка по достоинству оцениваются городом. Один из значимых сигналов – это гранты мэра Москвы.  Столица первой стала награждать победителей и призеров международных и Всероссийской олимпиад, подавая пример регионам. Так, Правительство Москвы выделило гранты победителям международных олимпиад. За золотую медаль ребята получают премию в миллион рублей, за серебряную – 500 тысяч и за «бронзу» – 250 тысяч. А для москвичей – победителей и призеров заключительного этапа Всероссийской олимпиады предусмотрены выплаты в 200 и 100 тысяч рублей соответственно. Это не просто материальное поощрение, которое очень существенно для семейного бюджета и позволяет сосредоточиться на дальнейшем обучении, в том числе в вузе. Это еще и мощный стимул, одно из проявлений того, что городу нужны таланты, город их ценит и в Москве их ждет все для успешной карьеры. Сегодня школьники-москвичи, побеждающие на олимпиадах, все чаще становятся студентами столичных вузов. Интерес родителей и детей к образованию ощутимо вырос. Люди видят, что, получив хорошее образование, можно быть успешным, благополучно жить и работать в родной стране.Очень важным направлением является работа с детьми, имеющими ограничения здоровья. В этом году уже 93 таких школьника получили дипломы на региональном этапе Всероссийской олимпиады и в финале Московской олимпиады. Важно помнить, что за каждым баллом олимпиадного рейтинга, а тем более за каждой победой, стоит успех конкретного ребенка, для которого это существенный стимул. Школа по-прежнему остается главной площадкой развития детского таланта. В наши дни образовательные учреждения имеют возможности, ресурсы и определяемые городом ключевые показатели эффективности. Грамотный директор пользуется услугами, предоставляемыми городом. И, судя по результатам, школы не упускают шанса получить высокий результат.Иван ЯЩЕНКО, директор Центра педагогического мастерства

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте