Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Раскрыть потенциал. Инженерные классы позволяют применить теоретические знания на практике

УГ - Москва, №19 от 9 мая 2017. Читать номер
Автор:

​Лицей №1502 был создан под эгидой Московского энергетического института – одного из крупнейших энергетических и политехнических высших учебных заведений России. Почти 30 лет плодотворного сотрудничества с МЭИ позволили создать единую образовательную систему интеграции школы, вуза и производства.

Выпускники лицея традиционно ориентированы на естественно-научное и технологическое образование. Лицей постоянно развивает свою материальную и особенно техническую базу, наполняя свои лаборатории самым современным учебным оборудованием. В создании лабораторий лицея также оказали неоценимую помощь специалисты вуза-партнера. В 2011 году в лицее появилась уникальная инновационная площадка – лаборатория Fab Lab «Экспериментариум 1502 МЭИ», созданная одной из крупнейших энергетических компаний «Шлюмберже» в рамках международной образовательной программы SEED. «Экспериментариум 1502 МЭИ» – компактная цифровая лаборатория 3D-прототипирования и робототехники, в состав которой входят аппарат для лазерной резки, фрезеровально-гравировальный станок, приборы трехмерного моделирования, 3D-сканер, токарный и фрезерный станки с ЧПУ, датчики и робототехнические средства. Лаборатория включает в себя специальное оборудование для дизайна, измерительную технику и средства управления проектами.Включение подобной современной лаборатории в учебный процесс основного и дополнительного образования существенно подняло мотивацию учащихся к научно-исследовательской деятельности и стимулировало преподавателей к разработке принципиально нового подхода к разработке, адаптации и организации практико-ориентированных курсов.Очевидно, что познавательная деятельность учащегося в образовательной организации должна носить проблемно-практический характер и способствовать выработке определенных умений и навыков, которые осознаются учеником как личностно значимые. Для этого необходима учебная среда, объединяющая в себе соответствующий методический комплекс, современного преподавателя-инженера (научного сотрудника), обладающего метапредметными квалификациями, спектр мастерских, лабораторий, школьных производств и технопарков, вузы-партнеры и заинтересованные производства, которые позволяют достичь личностных результатов в обучении через проектно-исследовательскую деятельность, техническое творчество, деловые игры, предпрофессиональную подготовку.Импульс развитию инженерных компетенций в средней школе дала инициированная президентом РФ В.В.Путиным программа «Молодые профессионалы». В рамках этой программы профессиональной подготовки и профориентации школьников в конце 2014 года было инициировано движение JuniorSkills. Поручением Президента РФ от 21.09.2015 JuniorSkills включается в стратегическую инициативу «Новая модель системы дополнительного образования детей». Департамент образования города Москвы открывает проект «Инженерный класс в московской школе». И в лицее разработали концепцию инженерных классов с учетом специфики лицейского образования.Можно выделить следующие черты среднего образования в инженерных классах: 1.Фундаментальность среднего (полного) образования. Мы считаем, что грамотный учащийся должен иметь компетенции в базовых дисциплинах: математика, русский и иностранный языки, химия, физика, биология, история и пр. Нельзя вырезать или вычеркнуть тот или иной курс, ссылаясь на необходимость углубления знаний в инженерной области, допустим, мехатроники.2. Практикоориентированность фундаментального образования. Под этим мы понимаем использование всех возможностей для акцентирования внимания на прикладных вопросах, выделяя особую роль лабораторным и практическим формам работы, особенно в естественно-научных дисциплинах.3. Нацеленность учащегося на исследовательскую и проектную деятельность, получение практического результата и конкретного продукта.4. Необходимость формирования у учащегося на уровне средней школы предпрофессиональных компетенций и предоставления возможности их сертифицирования.5. Использование в образовательном процессе профессиограмм, включающих в себя перечень норм и требований, предъявляемых будущей профессией или специальностью к работнику.6. Полноценная профориентационная работа с учащимися.Разрабатываемая методическая система повлекла за собой необходимость создания и апробации рабочих программ по специальным инженерным дисциплинам. А это совокупность предпрофессиональных курсов в рамках компетенций и профильных адаптированных инженерных курсов, отвечающих основным направлениям инженерного образования в лицее.Все разработанные методические материалы по инженерным классам опубликованы на сайте лицея.Специальная инженерная дисциплина в лицее – это пропедевтика рабочих специальностей на уровне компетенций JS плюс пропедевтика инженерных специальностей на уровне, достаточном для научно-технического творчества и для выполнения самостоятельных законченных проектов при прохождении того или иного курса. Наша задача – создать фундамент, задел, на котором в дальнейшем в вузе будут сформированы те или иные инженерные компетенции.В основу разработанных нами программ предпрофессиональных курсов были положены компетенции JuniorSkill. Это обусловлено рядом причин:1. Компетенции JuniorSkills основаны на наиболее востребованных, современных рабочих специальностях.2. Существует методика проверки и сертификации полученных знаний и умений.3. Подготовка учащихся осуществляется на современном сертифицированном оборудовании.4. При успешном овладении курсом у учащихся появляется дополнительная возможность участия в соревнованиях по предпрофессиональным навыкам.Освоение курсов «Мобильная робототехника», «Прототипирование», «Электромонтажные работы», «Электроника», «Лазерные технологии», «Мехатроника», «Интернет вещей», «Лабораторный химический анализ», «Сетевое и системное администрирование», «Нейротехнологии», «Альтернативные источники энергии» позволяет получить практический опыт работы, выходом которой является, как правило, материальный продукт, что позволяет наиболее близко ознакомить учащихся со спецификой той или иной профессии. Учащиеся, проявившие особый интерес в изучении того или иного предмета предпрофессиональной подготовки, могут продолжить совершенствоваться в интересующем их направлении на специальных кружках, организованных в лицее с целью подготовки сборных команд для соревнований по профессиональному мастерству. Овладение широким спектром практико-ориентированных навыков также открывает перед учащимися широкий простор для самовыражения на ниве технического творчества через проектно-исследовательскую деятельность, которой в лицее традиционно уделяется особое внимание.Как промежуточный итог предпрофессиональной подготовки учащихся в рамках компетенций JuniorSkills можно рассматривать успешное выступление наших команд на соревнованиях в рамках чемпионата JuniorSkills. В рамках регионального чемпионата «JuniorSkills Москва»-2017 от лицея участвовали уже 7 команд, 5 из них дошли до финала, в котором показали достойные результаты: два первых и два третьих места. В компетенциях «Мехатроника» под руководством А.С.Тикунова и «Лабораторный химический анализ» под руководством М.А.Осиной команды лицея заняли первое место, а по компетенциям «Лазерные технологии» под руководством И.А.Красновой и «Интернет-вещей» под руководством И.Е.Савченко – третье место.- Инженерное образование в школе просто необходимо, – считает мама ученика 10-го класса Татьяна Мартынова. – Оно помогает детям определиться с направлением при выборе профессии, попробовать себя в разных видах деятельности, развить практические навыки в работе с информацией при проектировании и уметь применить свои теоретические знания на практике. Немаловажно и то, что это также умение работать как в составе команды, так и самостоятельно.На состоявшейся в апреле II Московской городской конференции «Инженеры будущего» проект Михаила Мартынова «Разработка чертежей в графическом редакторе и изготовление по ним изделия «Универсальный ларец «Винтик и Шпунтик» занял призовое место.- Любой предмет может пригодиться при работе инженера, – говорит призер, – так как решения инженерно-технических задач разнообразны и требуют обширных знаний в разных областях. В частности, языковая, гуманитарная компоненты, черчение.- Участие в проектной деятельности помогает в учебе, – добавляет его отец Евгений Мартынов, – развивает самостоятельность, учит общению с людьми, организованности и коммуникабельности. К сожалению, конференции проходят в учебное время, и ученикам приходится нагонять пропущенные основные предметы, сдавать контрольные в дополнительное время. С другой стороны, проводить мероприятия в выходные дни – а когда побыть вместе с семьей, сходить в театр? И все же считаем, что участие в проектной деятельности развивает детей, не мешает подготовке к ЕГЭ. А важно еще проводить лекции, конкурсы, викторины по разным профессиям с участием специалистов действующих предприятий. И больше организовывать экскурсий на производство.Проект десятиклассника Петра Сафронова и двух его одноклассниц «Качественное и количественное определение анальгина в лекарственных препаратах» на конференции «Инженеры будущего» занял 1-е место.- В наши дни одной из самых востребованных  профессий является инженер, – убежден Петр. – Все больше и больше вузов делают упор на инженерные дисциплины. Поэтому большинству современных школьников необходимо инженерное образование. Школы должны давать больше уроков химии и физики, робототехники и других прикладных наук. Также очень актуальным является участие в научных конференциях. Это дает нам отличный опыт, который, без сомнения, пригодится нам в жизни. Конференции и конкурсы ничуть не отвлекают от процесса обучения, потому что вся работа над проектом ведется во внеурочное время. У нашего лицея №1502 при МЭИ есть своя конференция «Потенциал». Эта конференция углубляет инженерное образование лицея, что позволяет повысить уровень знаний и умений у учеников. На мой взгляд, для усиления инженерной направленности лицею необходимо делать акцент на прикладные науки.Денис БРИТОВ, учитель физики, методист лицея №1502 при МЭИ; Мария ПЕТРОВА, учитель физики, методист лицея №1502 при МЭИ; Иван САВЧЕНКО, педагог дополнительного образования лицея №1502 при МЭИ;Владимир ЧУДОВ, директор лицея №1502 при МЭИ


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту