search
main
0

Раскрасить мир в добро. Творчество не только вдохновение, но и тяжкий труд

– Отжимайтесь по утрам, ребята, – смеется Анастасия Евгеньевна Гурова притихшим мальчишкам и девчонкам в желтых шапочках. Они собрались в лагере «Дружные ребята» вовсе не для того, чтобы стать спортсменами. У них впереди другое будущее – мольберты и кисти, кульманы и рейсфедеры, холсты и бумага. Но творчество, как говорит Анастасия Евгеньевна Гурова, член Союза художников России, – это не только вдохновение, это тяжкий труд.

Художник – это не профессияСтоять у мольберта ежедневно – это боли в ногах, в спине. Потом еще лекции, занятия. А сколькому нужно научиться! При этом вам ведь еще быть родителями. И лучше – счастливыми.Анастасия Евгеньевна Гурова работает в технике графики – бумага, карандаш. Темами ее работ чаще всего становятся городской и пасторальный пейзажи, которым она придает условно-декоративный характер, и эта манера исполнения на контрастах черного и белого очень авторская и узнаваемая. Преподает в детской художественной школе и на художественно-графическом факультете ОмГПУ. Ее работы хранятся в городском музее «Искусство Омска», в Краеведческом музее Ишима Тюменской области, в Художественном музее «Либеров-центр», приобретены Министерством культуры РФ, она постоянный член сибирских и российских выставок. Она приехала в лагерь «Дружные ребята», где Омское областное научное общество учащихся «Поиск» организовало Школу живописи, дизайна и архитектуры, чтобы рассказать о художниках и их жизни:- Как живет в России современный художник, который ищет свой путь? – спрашивает Гурова и сама отвечает: – Живет, как монах – нет ни государственных заказов, ни господдержки. Трудовой книжки тоже нет, а значит, ждут его только случайные заработки и постоянное безденежье. За участие в выставках художники ничего не получают, деньги достаются организаторам и подрядчикам. Лишь немногим повезло больше: они продаются в галереях, что для искусства не всегда на пользу. В России художник – это не профессия, а значит, занятие искусством не работа.Кажется, никого из 67 школьников – от 5-го до 11-го класса – это не пугает. Глаза горят, а руки тянутся к блокнотам – они не просто слушают, они в это время что-то чертят, штрихуют, набрасывают.Любая наука – творчествоТрадиционно на одной из оздоровительных баз Омское НОУ «Поиск» организует зимнюю школу для учеников 8-11-х классов. За неделю ребята успевают ознакомиться с некоторыми разделами выбранной ими науки – математики, биологии, физики, со спецификой обучения в вузе. А Школа живописи, дизайна и архитектуры – своеобразный эксперимент НОУ «Поиск». Детская общественная организация «Поиск», задуманная и созданная омскими учеными в прошлом веке, по сути – маленькая модель Большой академии наук. НОУ – это 10 тысяч школьников Омской области, с которыми сотрудничают 700 научных деятелей Сибири! Зимняя, Летняя, Осенняя школы – лишь малая часть работы. Основной проект «Поиска» – региональная научно-практическая конференция учащихся – начался еще в 1968 году. Ежегодно в 80 секциях по 19 научным направлениям участвуют более двух тысяч детей, а вместе с ними – сотни студентов, учителей, педагогов, преподавателей и ученых Сибири. В научном сопровождении детских трудов задействованы преподаватели пяти вузов. Может быть, исследования школьников не имеют большой ценности для науки, зато они имеют значение для ребят: собрать и добыть информацию, провести опыт, обработать статистические данные и сделать свои выводы – это серьезная тренировка ума.Впрочем, хотя в Большой академии наук нет отделения живописи и графики, Школа ЖДА, организованная НОУ «Поиск», вполне вписывается в идеологию общества.- По сути, Омское областное научное общество учащихся «Поиск» уже 45 лет преследует две цели, – говорит Руслан Симанчев, председатель совета кураторов НОУ, кандидат физико-математических наук, доцент, заведующий кафедрой комплексных систем защиты информации Омского государственного университета. – Главное – мы пытаемся формировать здоровую интеллигентную молодежную среду. Занимаемся этим на базе интереса детей к интеллектуально-творческим видам деятельности. В том, что мы, больше уделяя внимание естественным наукам, вдруг занялись творчеством, нет ничего удивительного. Удивительно, что не сделали этого раньше. На самом деле любая наука – это творчество: когда ты создаешь новое знание, явление, которое нужно доказать. Просто в математике и живописи это доказывается по-разному. Мы не ищем одаренных детей. Я не знаю, что такое одаренность. Но для меня аксиома то, что интеллектуально-творческое начало можно и нужно реализовать в каждом ребенке. И тут ведь может быть два пути – либо самостоятельно вырастает новый Моцарт, либо ребенок так никогда и не узнает, что он мог им стать. А как он узнает, если каждый день шесть уроков в школе, домашние задания и никакой перспективы? Ему нужно создать условия. Вот мы и пытаемся их формировать – давать знания, давать пробовать себя в разных видах творчества.Открыть себяСтаршеклассник Илья Мирзляков учится в пятом классе музыкальной школы №2. Он играет на домре, немного на пианино и надеется стать гитаристом-виртуозом. Но на осенних каникулах оставил дома свои музыкальные инструменты и приехал в Школу живописи, дизайна и архитектуры. Зачем музыканту кисти и краски? Илья говорит, что среди его дедов и прадедов были художники, и сам он любит лепить из пластилина фигурки людей и животных. А вдруг его призвание совсем не в музыкальной школе? Илья, как и многие из ребят, приехал сюда в первую очередь понять себя.В Школе живописи, дизайна и архитектуры у ребят есть такая возможность. Юлия Андреевна Кох, преподаватель ДХШ №1, давно продвигавшая в НОУ «Поиск» эту идею, собрала коллектив коллег. Но не просто тех, кто учит по стандарту. Каждый из них – мастер к каком-то из направлений. Для Алены Столяр, ученицы ДШИ №6, стали откровениями мастер-классы по пастели. А для семиклассницы Наташи Федоренко открытием было все – она рисовала только дома, особых увлечений не было, и теперь в ШЖДА поняла, что пора определяться, по какому пути идти дальше. Юля Шевцова благодаря Школе твердо решила, что ей более всего интересен дизайн архитектуры, хотя мама хочет, чтобы она стала бухгалтером. Ей помогли мастер-классы дизайнера-архитектора Марии Светловой. В том-то и была задумка организаторов Школы – не просто научить тому, что не умели, не просто выявить то, что таилось где-то в закоулках души, а дать ребятам увидеть, послушать не педагогов, а людей разных творческих профессий – флористов, ювелиров, дизайнеров одежды, иконописцев, специалиста по скрапбукингу, художников разных стилей и направлений. А главное – попробовать самим держать в руках карандаш, кисточку, резак, пастель.- Вы знаете, мне не удалось побывать на мастер-классе Геймрана Султановича Баймуханова, – пожаловалась Алена Столяр. – Но само его присутствие создает какой-то особый мир – хочется творить.Геймрана Султановича Баймуханова, профессора кафедры академической живописи факультета искусств ОмГПУ, живописца, называют сибирским Ван Гогом. Какой бы пейзаж он ни писал, сельский ли, городской, везде ширь и высь. Даже над узким двориком – бесконечное небо. У Баймуханова много поклонников, его работы находятся в галереях Москвы, Санкт-Петербурга, в Китае, США, Великобритании. Ходить и рисовать, по его словам, он начал одновременно. В лагерь он привез… брезент и рыбу – давал мастер-класс по натюрморту.- С курса выходит не так много художников – человека 2-3, – рассказывает слушателям – или деятелям? – мастер-класса Геймран Султанович. – Многие выбирают профессии дизайнеров, оформителей, резчиков, педагогов. Но именно эти люди создают духовное пространство Омска. Если помогу хоть кому-то одному из этих ребят выбрать творческий, духовный путь, значит, не зря работаю.Он не наставляет ребят, а разговаривает с ними на равных, как творец с творцами – между мазками. О том, что работать нужно всегда. Это не значит везде носить с собой блокнот и карандаш, но всматриваться внимательнее в мир, «наглядывайте» – это и есть опыт. Человек обычный может различать около ста цветов, а подготовленный – 10 миллионов. Только серого – около 500 оттенков.Резервация для нормальных детейС помощью мастер-классов известных художников достигается вторая цель «Поиска»: таким образом, как говорит Руслан Юрьевич Симанчев, создается некий мостик между школой и вузами. Дети понимают, чем занимаются студенты, задумываются, стоит ли выбирать учебное заведение в Омске или рваться в неведомые дали? Ведь преподавателям вузов тоже важно, чтобы к ним шли умные творческие студенты, знающие, что хотят. После Школы живописи, дизайна и архитектуры у ребят не осталось вопросов «А кем я буду, окончив художественно-графический факультет или институт искусств?». В дипломах будет написано «учитель рисования», а профессии художника как таковой в России не существует. Так что вопросы возникли другие: «Какую долю я хочу себе выбрать – педагога, творца?» Наверное, они еще сотни раз передумают, и далеко не все из 67 учеников Школы НОУ «Поиск» выберут себе творческие специальности. Но наверняка в каждое дело они внесут элемент творчества. Ребята, попадая в лагерь НОУ, всегда окунаются в нормальную, здоровую среду. У них появляется интересный и содержательный круг общения, ведь здесь система ценностей другая, чем в современной жизни. Здесь сильнее тот, кто умнее, а может быть, даже не умнее, а работящее. С этой новой системой человек возвращается домой и волей-неволей меняет окружающих его людей. Еще в 90-е годы появилось выражение: «Школа НОУ – это резервация для нормальных детей». ШЖДА не стала исключением. Удивительно, но в лагерях НОУ дети никогда не скучают по дому. Тут не висит на воротах табличка «Посторонним вход запрещен» и нет запрета на посещение родителями. Но ребятам некогда жаловаться мамам и папам на тоску, как и некогда тосковать – семинары, лекции, мастер-классы, просто сборы под гитару, игры.- Может быть, наша наука кому-то окажется бесполезной, и ребенок в жизни не возьмет больше в руки кисточку, – говорит Юлия Андреевна Кох. – Это ведь тоже результат – понять, что у тебя другая дорога. Но, наверное, не это главное. Главное, что мы хотим из этих ребят сделать настоящих творческих людей. Но человек – это прежде всего душа, и чем больше вокруг него духовного пространства, чем больше у него возможностей интеллектуально-творческого роста, тем больше он Человек, способный сделать мир лучше. Так что эксперимент будет продолжаться!Омск, фото автора

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте