search
main
0

Раскрась облака. Особенности компьютерной поддержки информатики в младших классах

Сейчас преподавать информатику начинают уже с начальной школы. У учителей, приступающих к обучению детей, есть два пути, две альтернативы – компьютерный и бескомпьютерный варианты преподавания этой дисциплины. Еще 8-12 лет назад те учителя ОИВТ, которые пробовали вести информатику в младших классах, практически однозначно выбирали бескомпьютерную методику. Для этого были свои причины – отсутствие в школах техники, целевой программы информатизации образования и так далее. Сейчас ситуация коренным образом изменилась, но выбор пути все равно остается за педагогом.

Полностью публикация приведена в формате PDF:Скачать/Просмотреть(Для просмотра необходима программа Adobe Reader или ее произвольный аналог).

Ребенок за компьютером – что это, благо или беда?

Вначале о минусах.

В одном научно-фантастическом произведении семидесятых годов прошлого века речь идет о том, как астронавты с Земли встречают в Космосе планету с высокоразвитой цивилизацией. Научно-технический прогресс достиг там столь высокого уровня, что за человека все выполняют машины, а управляет цивилизацией всепланетный кибермозг. Аборигены, творцы этого чуда науки и техники, в жалком состоянии. Их жизненный цикл ужасающе примитивен: рождение – потребление – удовлетворение естественных потребностей – развлечения – и наконец смерть, причем насильственная, поскольку искусственный разум, управляющий планетой, отслеживает и регулирует численность населения.

Жуткая, но весьма впечатляющая и очень вероятная картинка, ибо она рисует нам модель того будущего, к которому бодрым шагом движется общество потребления на нашей родной планете.

Но разве сейчас мы не наблюдаем, как наши дети (а то и взрослые) порой превращаются в придаток компьютера? А телемания и игромания – разве не болезни, от которых необходимо лечить? Очевидно, что человечество с ростом научно-технического прогресса все быстрее и быстрее движется в сторону общего понижения уровня человечности в человеке, превращения его в здорового, сытого, внешне красивого, умного, но – увы! – животного. И школа наряду с другими общественными институтами должна сделать все, что в ее силах, чтобы не допустить этого.

Какие препятствия и опасности на пути становления в человеке человека ставит компьютер? Так же как другие порождения научно-технического прогресса, сам по себе он не плох и не хорош. Все зависит от того, как мы будем использовать это сложное изобретение.

В наши дни уже, видимо, не обойтись без использования компьютера как инструмента практически во всех сферах общественной жизни. При этом его вредное воздействие на физическое здоровье человека не подлежит сомнению.

Но помимо вреда телесному здоровью компьютер может нанести вред и человеческой душе, особенно детской. В качестве таких вредителей здесь в первую очередь выступают компьютерные игры. И дело не только в качестве игры с точки зрения вкуса, наглядности, методических и педагогических задач, осуществленных разработчиками.

Во многие детские игры – «крестики-нолики», «морской бой», «салочки», «казаки-разбойники» или подобные – можно играть, не прыгая, не бегая, без бумаги и карандаша, только нажимая на кнопки и следя за результатом игры на экране. Тут не нужны друзья – твоим товарищем-партнером становится компьютер: ты играешь на нем, в него и с ним (вред от такой игры «в салочки» для физического здоровья очевиден). Врачи-психиатры бьют тревогу: все больше детской патологии связано с тем, что дети полностью замыкаются в себе – до них не достучаться ни родителям, ни врачам.

Когда ребенок сражается с экранными чудовищами или просто «убивает уток», он охвачен сильнейшим волнением, потрясающим все его существо. В нем оживает все худшее, низменное, что таится в глубинах человеческой психики.

Специфика компьютерной игры делает человека не пассивным зрителем, а активно действующим лицом. Живет и действует он уже не в нашем, а другом, иллюзорном мире, существующем по примитивным и жестким законам, которым игрок вынужден подчиняться. Он принимает решения, предусмотренные для него программистом. Так происходит программирование в сознании ребенка определенных навыков и нравственных стереотипов.

Что именно вводят компьютерные игры в его сознание?

Во-первых, это положительное (чуть ли не панибратское) отношение к миру всевозможных чудовищ, населенному инопланетными монстрами, вампирами, роботами-убийцами. Незаметно в подсознание проникает эстетика безобразного, того, что всегда в нормальном человеке интуитивно вызывало неприятие вплоть до отвращения.

Во-вторых, игры учат жить по законам этого бессовестного мира, где побеждает сильнейший, хитрейший, безжалостнейший. Человеческая личность в таком мире перестает что-либо значить; она воспринимается как «условный противник» или «строительный материал». Ни о каком со-чувствии к ближнему не может быть и речи!

Некоторые «умные» игры (например, «Цивилизация») дают играющему возможность развивать в себе неограниченное властолюбие – установить (все в том же иллюзорном мире) новый мировой порядок, таким образом развивая в ребенке эгоцентризм и поднимая планку самооценки до патологического уровня. Трудно будет такому обитателю виртуальных миров освоиться во взрослой жизни…

И еще одно заблуждение компьютерного века. Мнение, что компьютерные игры якобы развивают интеллект, не более чем миф. Условия такой «интеллектуальной» игры помещают ребенка в сильно упрощенный мир, регулируемый несколькими четко сформулированными правилами, тогда как и в науке, и в любой «живой» человеческой деятельности требуется не набор алгоритмов, а развитое логическое мышление и творческая интуиция.

Вот пример из нашей повседневности. Большинство семей имеют автомобили. Всем нужны водительские права. Потребность в учебных центрах велика. Но оказывается, что преподаватели серьезных автошкол больше всего не любят переучивать людей, ранее обучавшихся вождению автомобиля на компьютерных тренажерах. Навыки, приобретенные с помощью таких тренажеров, делают таких «водителей» просто опасными для дорожного движения.

Ничего не попишешь, компьютер – страшная штука! Где же выход? Может, кинуть клич и сорганизовать новых луддитов? А еще лучше издать закон, запрещающий приобретение компьютеров семьям с малолетними детьми!

Это, конечно, шутка. Лопатой нужно копать землю, а не бить по голове соседа, в микроскоп стоит наблюдать инфузорий, а не забивать им гвозди. А компьютер следует обратить на пользу человеку, а не во вред ему.

С чего же начать, и причем здесь младшие школьники? Дело в том, что даже нынешний дошкольник достаточно наслышан о компьютерных мирах. В лексиконе малыша фигурируют файлы, диски, дискеты, флэшки, он отлично знает, что за мышь сидит рядом с клавиатурой. Хорошо, если взрослые в семье используют домашний компьютер по назначению. Иначе у ребенка складывается стереотип, что на нем можно только играть (как правило, в «стрелялки-убивалки»).

Поэтому здесь задача педагога начальной школы с его знанием психологии этого возраста – приложить все усилия для того, чтобы разрушить вредные стереотипы и не допустить их возникновения. В реалиях нашего бытия воспитание нормального, правильного отношения к компьютеру оказывается важнейшим компонентом формирования личности ребенка.

Какие же выводы можно сделать по обсуждаемой проблеме?

Налицо констатация факта, что компьютер в современном обществе – данность, с которой общество обязано считаться.

Хотим мы этого или не хотим, он представляет для детей живейший интерес, и задача школы, и начальной школы в первую очередь, – вместе с родителями направить его в правильное русло.

Использование компьютера на уроках информатики в начальной школе – насущная необходимость.

Как использовать компьютер на уроках информатики в начальной школе

В аннотации к учебникам по курсу «Информатика в играх и задачах» (авторы –

А.В.Горячев и другие) подчеркивается, что при проведении занятий использование компьютера не требуется. Но для нынешних детей само название урока информатики ассоциируется прежде всего с компьютером.

Ученики начальной школы, как правило, уже имеют определенные представления о ПК и ПО. Задача школы состоит прежде всего в том, чтобы систематизировать эти стихийно сложившиеся представления и связать их с основными понятиями информатики.

Очень важно уже на этом этапе заложить мысль, что компьютер прежде всего инструмент решения задач, а не игровой автомат или просто попутчик в путешествии по виртуальным мирам.

С учетом этих соображений, а также пожеланий учителей-практиков, обучавшихся на курсах повышения квалификации в Рязанском институте развития образования, мною разработана методика проведения уроков информатики в начальной школе с компьютерной поддержкой, а также создан пакет комплект компьютерных заданий для 2-х, 3-х и 4-х классов.

В него заложены следующие принципы:

1. Дидактический материал практически не выходит за рамки курса А.В.Горячева. Дело в том, что задача информатики как учебной дисциплины – научить технологии приобретения знаний из того информационного пространства, которое является средой обитания человека. Чтобы выжить в современную эпоху, человеку, как, впрочем, и сообществу, необходимо уметь анализировать ситуацию, предвидеть события и определять направление своей деятельности. Все это существенно облегчает наличие логических знаний, приобретаемых путем исследования и рассуждения. Информатика как методологическая дисциплина наряду с математикой и логикой должна быть нацелена на развитие мышления человека. Основное содержание информатики в начальной школе можно обозначить как «логика в играх и задачах».

2. Излишнее использование мультимедиаэффектов в программно-педагогических средствах не должно отвлекать ребенка от решения поставленной задачи. Компьютерное задание не следует превращать в очередную «развлекалочку», напротив, оно призвано стимулировать мобилизацию всех психофизических потенций ребенка на достижение поставленной цели. Познавательная деятельность человека (вывод нового знания из уже имеющегося) развивается в направлении от чувственного восприятия и переработки информации к получению логических знаний. Последнее зависит от способности усвоения информации все более и более усложненной степени абстрагирования. Способность к получению абстрактного знания напрямую связана с развитием воображения. Всякий раз, когда в программно-педагогическое средство включается дополнительный видео- или звукоряд, в какой-то степени происходит отключение воображения, а следовательно, оказывается незадействованным и аппарат понятийного восприятия информации, что в свою очередь снижает эффективность обучения.

3. Дружественный интерфейс – залог успеха. Каждое упражнение из пакета компьютерной поддержки начинается со знакомства (ребенок вводит свое имя) и выполняется в живом диалоге, с комментариями и подсказками. Диалог очень доброжелателен по отношению к ребенку. Замечания на неправильный ответ предельно мягки и осторожны, чтобы не обидеть ученика, а вызвать желание проанализировать ход рассуждения, найти ошибку и исправить ее.

Задания выполнены в среде MS Excel. При программировании использованы возможности библиотеки функций MS Excel и условного форматирования. Кроме того, в иллюстративной части заданий используются программы MS PowerPoint, Macromedia Flash.

Чтобы справиться с предлагаемыми заданиями на компьютере, ребенок должен владеть минимальными навыками работы в текстовом и графическом редакторах и электронной таблице, а именно:

уметь ввести простейший текст в текстовый документ и в ячейку электронной таблицы;

уметь сделать выбор из списка для ввода нужного значения в ячейку электронной таблицы;

уметь перемещать объекты по экрану с помощью мыши.

Проиллюстрируем декларируемые принципы на конкретных примерах.

Задание 51 из учебника-тетради № 2, IV четверть

Тема урока: «Элементы комбинаторики».

Решение начинается с ввода имени школьника. Затем на экране появляется текст задания (рис. 1).

Рис. 1.

После неправильного ответа на вопрос о количестве возможных комбинаций на экране появится соответствующая надпись (рис. 2).

Рис. 2.

Когда ответ о количестве способов дан верно, появляется текст: «Введи все способы в сиреневые ячейки». Программа также показывает, каким образом обозначать эти способы (рис. 3).

Рис. 3.

Комментарии на ошибку во введенных комбинациях выглядят весьма дружелюбно (рис. 4-5).

Рис. 4

Рис. 5

Итак, задание выполнено. Теперь можно посмотреть иллюстрацию к нему в виде небольшого мультика. Надпись «Щелкни здесь» появляется только после того, как задача успешно решена.

Задание «Радуга», II четверть 2-го класса

Тема урока: «Кодирование информации».

Как выглядит экран после ввода имени, при неправильном ответе и по выполнении задания, показано на рис. 6-8.

Рис. 6

Рис. 7

Рис. 8

Задание «Налови рыбы», 3-й класс

Оно рассчитано на закрепление навыков составления циклических алгоритмов. Выполняя его, нужно определить, какие действия при решении конкретной задачи должны повторяться и сколько раз. Задание нацелено на определение конца повторяющихся действий или выхода из цикла, что является важным условием правильной работы алгоритма.

Компьютерный вариант начинается с появления на экране «мультика», в котором Незнайка учит робота, как надо ловить рыбу. Незнайка забыл сообщить роботу, что, когда ведро будет полным, следует прекратить ловлю рыбы (рис. 9-10).

Рис. 9

Рис. 10

Щелчок мышкой вызывает лист электронной таблицы, в которой нужно составить правильный алгоритм. Последовательность команд задается путем выбора их из списков в соответствующих ячейках, а вопрос (условие выхода из цикла) необходимо ввести в ячейку внутри ромба в произвольной форме. Варианты предусмотренных ответов указаны на рис. 11-12.

Рис. 11

Задание «Раскрась облака», 4-й класс

Тема урока: «Схемы вывода».

При выполнении этого задания ученик демонстрирует умение проводить рассуждения на основании логических схем «Если… – то…». Вид экрана после ввода имени ученика показан на рис. 13.

Для простоты задания сделаны так, чтобы было как можно меньше непосредственного ввода текста с клавиатуры. В данном случае результат логического вывода выбирается из клеточек под каждой картинкой. В первой строке нужно определить вид облаков, во второй – характеристику ветра. Вид экрана при верном выполнении задания показан на рис. 14.

Хочу добавить, что пакет программ «Информатика в играх и задачах» апробирован в школах Рязанской области и одобрен учителями начальных классов и информатики. Надеюсь, что его применение в качестве компьютерной поддержки на уроках в начальной школе не только повысит эффективность обучения информатике, но и будет способствовать развитию логического мышления и творческих способностей младших школьников.

Марина МАРКИНА,

преподаватель Рязанского института развития образования

markina@riro.ryazan.ru

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте