Продолжение. Начало в N 49
В романе Достоевский почти не показывает небо и солнце, которые обычно ассоциируются с вечностью, духовным миром, напоминают об ином бытии и источнике света духовного. Это объясняется особенностью реалистического метода Достоевского изображать мир глазами героев, вернее, изнутри, как бы из самого сердца героев. Каморки, мрачные, обшарпанные стены, низкие потолки, постоянно грязные лестницы и улицы, бесконечные заботы и проблемы как бы не позволяют поднять глаза вверх, к небу. Вместе с тем чувствуется самоуглубленность героев, их духовное осмысление происходящего, внутренняя борьба.
Солнце появляется редко, обычно во время заката. Как предупреждение о том, что от Всевидящего ничего не скрыто, солнце появляется во время “пробы” Раскольникова. О том, что солнце есть, хотя его почти и не видят герои, напоминают его лучи, освещая, обнаруживая, открывая скрываемое: “В эту минуту луч солнца осветил его левый сапог: на носке, который выглядывал из сапога, как будто показались знаки! Он сбросил сапог: “Действительно знаки! Весь кончик носка пропитан кровью”; должно быть, он в ту лужу неосторожно тогда ступил…”
На другой день после преступления Раскольников, выходя на улицу, чуть ли не был ослеплен солнцем:
“Солнце ярко блеснуло ему в глаза, так что больно стало глядеть, и голова его совсем закружилась, – обыкновенное ощущение лихорадочного, выходящего вдруг на улицу в яркий солнечный день”. Снова приходится восхищаться Достоевским как художником-реалистом, его верностью одновременно правде жизни, личным убеждениям и творческому замыслу: да, это обыкновенное ощущение лихорадочного человека, но лихорадочное состояние Раскольникова – отчего, почему? – понятно, это следствие проблем духовного порядка и совершенного преступления. Логично, естественно и прочно связано физическое и духовное.
То закаты, то палящее, ослепляющее солнце, то косые лучи. Но последний день, описываемый Достоевским в эпилоге романа, – ясный и теплый. Наконец-то: тихо наступает утро, открываются просторы, приходит созерцание, очищается сердце, пробуждаются чувства и начинается жизнь…
Использование в романе и простого, и вместе с тем загадочного слова “жизнь” также требует анализа. Оно выступает маленькой деталью в размышлениях главных героев, но приковывает внимание и помогает раскрытию идеи произведения: “православное воззрение, в чем есть Православие”.
Проследим движение этой детали: слова, понятия и мысли.
В начале романа Раскольников в период вынашивания плана убийства мучается: “Во что бы то ни стало надо решиться, хоть на что-нибудь, или…”
“Или отказаться от жизни совсем! – вскричал он в исступлении. – Послушно принять судьбу, как она есть, раз и навсегда задушить в себе все, отказавшись от всякого права действовать, жить и любить!”
Последняя фраза раскрывает понимание слова “жизнь” Раскольниковым. А в середине романа снова внутренняя борьба и вопрос “что делать?”. Отвечая на него, Соня, мудрая и цельная натура (в силу своей простой и ясной веры), говорит о необходимости покаяния: “Тогда Бог опять тебе жизни пошлет”. У Сони другое понимание жизни, иной взгляд на нее.
И эпилог романа снова возвращает нас к теме жизни, здесь она уже соединяется с темой воскресения и темой любви.
Как видим, при чтении романа Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание” следует особое внимание обращать на повторяющиеся детали и слова, особенно на те, которые являются христианскими символами или содержат духовно-философский смысл: крест, Евангелие, милостыня, храм, купол, воскресение, жертва, Голгофа, жизнь и др.
Особого внимания как функциональное явление в стиле Ф.М. Достоевского требует колористика. Психологическое, этическое и эстетическое использование цвета является особенностью, элементом стиля и средством выражения идей и мировоззрения автора.
Например, розовый цвет считается цветом здоровья и счастья. Это цвет дружбы, робкой любви, привязанности и взаимного доверия. В “Преступлении и наказании” розовый цвет встречается только два раза.
1. В сцене на К-ом бульваре описан отвратительный тип, подстерегавший свою жертву – девочку 15-16 лет, и без того уже успевшую попасть в беду: “Господин этот был лет тридцати, плотный, жирный, кровь с молоком, с розовыми губами и с усиками и очень щеголевато одетый”.
Здесь розовый цвет помогает изобразить хищника, по поведению и внешнему виду – чревоугодника и блудника.
2. Описывая холодного, расчетливого сорокалетнего коммерсанта Лужина в период жениховства, Достоевский украшает его галстук розовыми полосками.
Видим, что розовый в романе используется не в привычном смысле – как цвет юности и любви, а как изобличающий прием. Следует помнить о православном мировоззрении Достоевского: семантика розового цвета не связана с духовным миром, она “земная”, это проявление радости жизни и надежды на нее. Тогда становятся понятными не только “скупость” на розовый цвет, но и точность, продуманность и выразительность живописи автора: в описываемом мире радость жизни вкушают лишь двое хищников и эгоистов: коммерсант-подлец Лужин и жирный безымянный сластолюбец.
В связи с розовым цветом обычно обращают внимание и на образ розы. Он в романе столь же редок. В первый раз с розой сравнивается юноша, честный, скромный, искренний, оказавшийся способным влюбиться. Весь вид Разумихина выдает его чувства, это замечает даже Раскольников и поддразнивает его.
В другой раз (и в последний) розы появляются накануне самоубийства Свидригайлова. В эту ночь ему мерещатся образы, связанные с его преступлениями и нераскаянными грехами. Это картины куда более живописные, колоритные, яркие, живые, чем картины реальной жизни. Здесь есть и цвета, и цветы, и четкий выразительный рисунок, и звуки, и запахи, и ощущения. Все это – как насмешка над действительностью и приговор:
“Ему вообразился прелестный пейзаж: светлый, теплый, почти жаркий день, праздничный день, Троицын день. Богатый, роскошный деревенский коттедж в английском вкусе, весь обросший душистыми клумбами цветов, обсаженный грядами, идущими кругом всего дома; крыльцо, увитое вьющимися растениями, заставленное грядами роз; светлая, прохладная лестница, устланная роскошным ковром, обставленная редкими цветами в китайских банках. Он особенно заметил в банках с водой, на окнах, букеты белых и нежных нарцизов, склоняющихся на своих ярко-зеленых, тучных и длинных стеблях, с сильным ароматным запахом. Ему даже отойти от них не хотелось, но он поднялся по лестнице и вошел в большую, высокую залу, и опять и тут везде, у окон, около растворенных дверей на террасу, на самой террасе – везде были цветы. Полы были усыпаны свежею накошенною душистою травой, окна были отворены, свежий, легкий, прохладный воздух проникал в комнату, птички чирикали под окнами, а посреди залы, на покрытых белыми атласными пеленами столах, стоял гроб. Этот гроб был обит белым гроденаплем и обшит белым густым рюшем. Гирлянды цветов обвивали его со всех сторон. Вся в цветах лежала в нем девочка, в белом тюлевом платье, со сложенными и прижатыми на груди, точно выточенными из мрамора, руками. Но распущенные волосы ее, волосы светлой блондинки, были мокры; венок из роз обвил ее голову. Строгий и уже окостенелый профиль ее лица был тоже как бы выточен из мрамора, но улыбка на бледных губах ее была полна какой-то недетской, беспредельной скорби и великой жалобы. Свидригайлов знал эту девочку; ни образа, ни зажженных свечей не было у этого гроба и не слышно было молитв. Эта девочка была самоубийца – утопленница. Ей было только четырнадцать лет, но это было уже разбитое сердце, и оно погубило себя, оскорбленное обидой, ужаснувшею и удивившею это молодое детское сознание, залившею незаслуженным стыдом ее ангельски чистую душу и вырвавшею последний крик отчаяния, не услышанный, а нагло поруганный в темную ночь, во мраке, в холоде, в сырую оттепель, когда выл ветер…”
Прием “матрешки” собирает два выразительнейших образа: гроб внутри утопающего в цветах и благоухающего дома и девочка-утопленница в венке из роз и таком же благоухающем цветочном гробу. Здесь проявляется яркое дарование Достоевского – художника-реалиста, для которого мир реален во всей его полноте, включая духовную жизнь. Сочетание роз с белым цветом и холодным мрамором выступает как символ несбывшихся надежд на счастье, одновременно – чистоты и скорби. Не сбывается, обрывается поруганным то, что самим Богом, казалось бы, было предназначено для счастья, жизни, любви, здоровья, радости.
И только один-единственный герой оказывается способным к искренней и нежной любви и поэтому расцветает вдруг, “словно роза весенняя”. Этот герой особенный, он сохранил в себе нравственный стержень в духе православного идеала: скромный, надежный, живой, сострадательный, открытый, честный, смиренный, всегда в труде, в движении (нет денег – ищет работу, есть работа – выполняет, друг нуждается в помощи – делится, чем может, а главное – старается сделать так, чтобы тот не подумал, что ему оказана благотворительность). “Милости хочу, а не жертвы” – слова Господа реализуются в этом человеке: Разумихин, верный традициям истинного православного бытия, не только легко, всем сердцем, откликается на чужую беду, но и получает радость, удовлетворение от оказания помощи другому человеку. И жизненные силы не иссякают, а увеличиваются при этом. Это и есть проявление благодати, даруемой христианину, когда милостыня творится втайне и “левая рука твоя не знает, что делает правая”. Ни нравоучений, ни духовных советов – вот она жизнь во Христе и служение ближнему во славу Божию. Неслучайно, именно этот человек, бросающий все свои личные проблемы и бегущий на помощь ближнему, оказывается достойным получить и способным принять великий дар – любовь.
Теперь о голубом цвете. Известно, что голубой – цвет неба, и видимого, и духовного.
Замечательными голубыми глазами наделил Достоевский любимую героиню – Сонечку Мармеладову.
Но голубой цвет выражает не всегда однозначное отношение к нему автора и героев. У другого героя тот же цвет производит совершенно иное впечатление. Голубой цвет глаз порочного, циничного, внутренне опустошенного Свидригайлова приобретает странное, двойственное, лживое значение, дополняет характеристику негодяя и распутника. Голубой цвет его глаз употребляется со словом “слишком”, что вызывает вновь ассоциации с предупреждениями святых отцов об опасности от чрезмерности чего бы то ни было, и это сразу настораживает. Сам Свидригайлов при этом со своими голубыми глазами выглядит отвратительно: “Глаза были как-то слишком голубые, а взгляд их как-то слишком тяжел и неподвижен. Что-то было ужасно неприятное в этом красивом и чрезвычайно моложавом, судя по летам, лице”.
Голубой цвет используется и в другом качестве – как средство усиления иронии, даже насмешки, “участвует” в карикатурной сцене для описания туалета Луизы Ивановны – “пышной, багрово-красной дамы”, хозяйки “благородного дома”.
Следует говорить об особенностях использования Достоевским красного цвета. Семантика красного по энциклопедии символов такова:
“Красный из всех цветов чаще всего называется в качестве любимого цвета. {…} Вообще красный цвет считается агрессивным, жизненным и исполненным силы, родственным огню и обозначающим как любовь, так и борьбу не на жизнь, а на смерть. На интровертно-меланхолические характеры он действует навязчиво и отталкивающе. {…} В традиционном христианском искусстве красный цвет был цветом жертвенной крови Христа и мучеников, ревностной любви (например, в одеянии Иоанна, любимого ученика Иисуса) и огненных языков Святого Духа в день Пятидесятницы. Однако и порочные женщины были одеты в красное. Идолы у языческих народов часто выкрашивались или подкрашивались в красный цвет. В Откровении Иоанна Богослова “великая блудница” Вавилон, “мать блудницам и мерзостям земным”, “облачена была в порфиру и багряницу”, и она сидит на семиглавом чудовище, “звере багряном, преисполненном именами богохульными”. Поэтому красный цвет стал даже цветом ада и дьявола. Позитивно этот цвет воздействует как выражение победоносной любви в изображениях Творца и воскресшего Христа. Он находит применение в цвете церковных облачений в дни памяти мучеников, в праздник Святого Духа и во время страстной недели. В народной символике красный цвет является цветом любви (например, в связи с цветами, прежде всего – розой), а также жизни… и ярости.
Нет ничего удивительного поэтому в том, что и у Достоевского красный цвет и его разновидности используются очень неоднозначно. Чаще красный, алый, багровый используется как цвет пошлой сытости: это и красные отвороты щегольских смазанных сапог хозяина распивочной; и багрово-красная, с пятнами, видная женщина, очень пышно одетая, с брошкой на груди величиной в чайное блюдечко; и красные рубашки пьяных, и мужик с толстой шеей и мясистым, красным, как морковь, лицом в первом сне Раскольникова.
Но эта же краска выступает на лице влюбленного юноши во время его крайнего, до злости, смущения: “За ним… красный, как пион, долговязо и неловко, вошел стыдящийся Разумихин”.
Красный, как цвет здоровья, даже столь широко трактованный, оказывается недостаточным для Достоевского. Он использует красный как средство изображения больных людей.
Красноватый цвет присутствует и в портрете спившегося Мармеладова.
Особенно часто упоминаются красные пятна на щеках чахоточных. Такие красные пятна постоянно выступали на лице Катерины Ивановны, их очень “боялся” Мармеладов
Алла БОРОДИНА
Москва
Продолжение следует
Комментарии