search
Топ 10
Школы в регионах переводят на дистанционное обучение Учителям потребуется подтверждать, что именно они подготовили победителей Всероссийской олимпиады школьников Акт вопиющего физического воздействия и морального насилия: что случилось в школе под Калугой ОГЭ по русскому языку: как пройти итоговое собеседование Ситуация с 9-летней студенткой МГУ Алисой Тепляковой вновь привлекла внимание общественности Эксперт подсказал выход из ситуации с самой юной студенткой МГУ Алисой Тепляковой Международный день объятий, который отмечают 21 января, – праздник не новый, ему 35 лет Тайный дневник, 1900 км, 600 человек: девятые сутки под Волгоградом ищут пропавшую школьницу Прошел первый урок «Высшей лиги» – Екатерина Костылева рассказала о трех китах педагогики XXI века Регионы вводят в школах дистант и закрывают детсады из-за коронавируса

Радуга творчества Дети умеют и хотят изобретать

Более 35 лет в нашей стране проводится детский и молодежный конкурс на лучшее изобретение и конструкцию. Только за время телепередач по РТР (1994 – 1998 годы) конкурсное жюри получило от школьников несколько тысяч оригинальных технических решений. Лучшие детские изобретения были опубликованы в книгах “Законы природы служат людям” и “Оседлайте радугу”. В последней рассказывается об оригинальных конструкторских решениях ребят из почти 40 регионов России и СНГ. Прочитайте книгу, и вы убедитесь, насколько богата детская и юношеская фантазия.

Рукопись книги “Оседлайте радугу” в 1998 году выиграла президентский конкурс “Дети России” в номинации “Одаренные дети”. Ее автор – изобретатель СССР, заслуженный работник культуры РФ Иосиф Эльшанский, неизменный исполнительный директор и ведущий Всероссийского конкурса учащейся молодежи на лучшее изобретение и конструкцию. “Современным Дон-Кихотом” назвал Иосифа Ильича академик РАН Юрий Гуляев, потому что “вряд ли найдется в мире второй “чудак”, который бы посвятил свою жизнь юношескому изобретательству”.

Смысл изобретательства
В квартире на рабочем столе у Иосифа Ильича я увидел замысловатую конструкцию на штативе, состоящую из небольших колбочек, трубок и емкости с водой. Как объяснил изобретатель, это тепловой двигатель, работающий за счет энергии окружающей среды. Еще есть новый вариант капиллярного двигателя (водоподъемника), способного работать длительное время. Конечно, изобретатель не претендует на его энергетическое применение. А вот использовать водоподъемник в качестве учебного пособия, увлажнителя или ароматизатора воздуха в помещении вполне возможно.
– Изобретательское творчество – это не профессия, а скорее образ мышления – мышления нестандартного, самостоятельного, без ссылок на авторитеты, иногда даже вопреки авторитетному мнению. К сожалению, изобретательству в школах не учат, – так считает Иосиф Эльшанский.
Организованное техническое творчество существует в России более 70 лет. Раньше это позволяло воспитывать квалифицированных специалистов. Но во дворцах пионеров, на станциях юных техников изобретательству не учили. Там занимались моделированием по уже готовым образцам.
– Смысл изобретательства в другом. Чтобы изобретать, достаточно карандаша, листа бумаги и нескольких извилин в голове, – с юмором говорит Иосиф Ильич. – Поэтому изобретательство доступно миллионам детей. Ведь это намного проще и удобней, чем заниматься техническим творчеством, где нужны станки, материалы, помещения и опытные мастера.
Сложность момента в том, что человек ни с того, ни с сего изобретать не может. Но, как показал многолетний опыт, если доходчиво и увлекательно рассказывать ребятам об интересных технических решениях, то у них возникнет желание что-то улучшить, изменить или придумать нечто подобное.

Реактивный чайник
И ребята начинают изобретать. Да такие вещи, которым позавидуют даже опытные инженеры. Многие конструкции школьников можно с пользой применять в быту, по хозяйству, на приусадебном участке. Вот несколько примеров.
Казалось бы, какая может быть связь между статическим электричеством и кормлением рыбок в аквариуме? Московский школьник Василий Гроховский взял эбонитовую пластинку, натер ее сукном и прикрепил к аквариуму. Кусочки корма прилипают к наэлектризованной пластинке и по мере уменьшения заряда падают в воду.
Кирилл Синицын из Казани тоже предложил оригинальную одноразовую кормушку для рыбок. На одном конце коромысла – коробочка с кормом, а на другом – увлажненная вата. Когда вата высыхает, равновесие рычага нарушается и корм попадает в аквариум.
С такими изобретениями можно быть уверенным – и рыбки будут сыты, и хозяин спокоен.
Интересную идею предложил москвич Слава Кузин. Он придумал… реактивный чайник. Однажды в походе на костре распаялся чайник, и ребята остались без горячей воды. Находчивый Слава предложил подвесить чайник на проволоку, пропущенную через ролики. Когда вода закипит, то силой реактивной струи чайник откатится в сторону от огня. Это изобретение, может быть, и не совсем практично, но очень остроумно.
Одну из самых гениальных конструкций, по мнению Эльшанского, разработал Сережа Громов из Пскова. Для полива домашних растений мальчик приспособил рычажные весы. По одну сторону коромысла – горшочек с растением, по другую – гиря, а под нею – грелка. От грелки идет поливочная трубка к растению. Когда земля подсыхает и горшок становится легче, гиря перевешивает, давит на грелку. Вода льется до тех пор, пока земля не впитает достаточно влаги и горшок не перетянет гирю.
За это изобретение Сережа Громов получил самую большую премию – 350 тысяч неденоминированных рублей. Любопытно, что первое место ему присудили сами школьники – члены жюри телеконкурса.
Многие думают, что как было бы здорово, если бы ребята изобретали только практически полезные вещи. Иосиф Эльшанский считает, что этого добиваться не надо. И привел такой пример. Один школьник из Нижегородской области придумал любопытную игрушку – качающегося утенка. Ведущий конкурса приехал в Павлово, помог парню составить заявку на изобретение и получить патент. Договорились с московским заводом “Кругозор” о выпуске этой игрушки. Но, к сожалению, по каким-то причинам ее выпускать не стали.
По словам Эльшанского, главное – чтобы ребята научились мыслить неординарно. Даже если школьник создает что-то уже кем-то изобретенное, но делает это самостоятельно, он уже вправе считать себя изобретателем. И это может пригодиться ребятам в дальнейшей жизни, когда кто-то из них придет на производство.

Увидят ли дети радугу?
Что же надо сделать, чтобы детское изобретательство приобрело всероссийский размах?
– Чтобы привлечь к изобретательскому конкурсу как можно больше школьников, необходимо возобновить телепередачи, посвященные детскому и молодежному творчеству, – говорит Иосиф Эльшанский. – Сейчас по поручению вице-премьера Валентины Матвиенко Министерство печати, радио и телевидения рассматривает вопрос о выделении гранта для производства такой телепередачи.
Иосиф Эльшанский обращался с письмом к первому заместителю министра образования Виктору Болотову с просьбой о помощи в активизации изобретательского конкурса.
– Из Министерства образования пришел ответ, что меня якобы “полностью поддерживают”, – рассказывает Эльшанский. – К сожалению, в письме только советы и пожелания. Например, мне советуют принять участие в конкурсе “Сердце отдаю детям”. Но это больше относится не к привлечению школьников к изобретательству, а к самоутверждению моей персоны. А я в этом уже не нуждаюсь.
В письме говорится, что книга “Оседлайте радугу” должна пройти экспертизу. Что же мешает это сделать, если книга действительно полезна?! Например, Московский комитет образования, не требуя от меня ни денег, ни хлопот, рекомендовал книгу и издал для школ столицы за счет правительства Москвы.
По словам Эльшанского, в школах нужно создавать изобретательские факультативы, предпочтительно на уроках физики в 6-8-х классах. Конечно, все российские школы охватить невозможно, но две-три в каждом регионе – вполне реально. В Министерстве образования говорят, что для этого нужна специальная программа. Но ведь пока ее создадут и утвердят, пройдут годы.
Зачем же так долго ждать, если во многих регионах есть педагоги-энтузиасты, прививающие ребятам любовь к изобретательскому творчеству? Учителям нужна поддержка. Иосиф Эльшанский, со своей стороны, готов им помочь. Десять первых учителей, которые захотят организовать в школе изобретательские факультативы, не ожидая министерской программы, он премирует своей книгой, вышлет методическую литературу и, по возможности, материально поможет ребятам, которые будут заниматься изобретательством. Желающие пусть обращаются по адресу: 117454, Москва, а/я 36, тел. (095) 432-90-19, E-mail: talantic@mail.ru
…Листая книгу Иосифа Эльшанского, я увидел в ней много познавательного не только для юношества, но и для взрослых. Московские школьники уже взошли на радугу изобретательского творчества. Очередь за регионами. Тогда радуга молодежного творчества разольется во всю необъятную ширь России.

Михаил БОНДАРЕВ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте