Слух – единственный из органов чувств, который имеет двойную природу: мы воспринимаем звук как через уши, так и через все тело, причем кости скелета выступают в качестве резонаторов. Мы можем слышать звук и одновременно телесно ощущать его, получая, таким образом, двойную информацию. Понятно, что при слушании музыки в записи такого телесного восприятия достичь невозможно. Поэтому необходима встреча с живым музыкантом. Эта встреча может происходить двумя путями – в виде концерта или в виде занятия с участием музыканта. Каждый из этих видов музыкальной деятельности имеет свои преимущества.
Концерт – это всегда событие как для исполнителей, так и для слушателей. Это всегда праздник – нарядные, оживленные дети, гости, яркие, радостные впечатления. Но возникает вопрос, а можно ли вообще говорить о серьезном, настоящем концерте (а о другом не стоит и говорить) в условиях детского сада? Как может музыкант после тяжелой, чуть ли не двухчасовой дороги, порой в изнурительных пробках, в 10 часов утра, когда голос еще спит, а пальцы не хотят слушаться, да и вообще еще не удалось отдохнуть после выступления накануне вечером, – как может он создать такую творческую атмосферу, которая сумела бы противостоять сияющему за окном солнечному дню? А если к тому же должна звучать старинная музыка – сложная, непривычная, без эмоций, без внешних эффектов, исполняемая на диковинных инструментах – архлютне, виоле-да-гамба, клавесине, которые звучат гораздо мягче, тише, глуше, чем современные скрипки и фортепиано? Сумеют ли дети почувствовать такую музыку, не будет ли им скучно, не будут ли они смеяться и шушукаться под грозный шепот взрослых?На эти вопросы невозможно ответить. Каждый концерт – это в полном смысле необъяснимое, незаслуженное чудо.Но к чуду нужно готовиться. Вот здесь-то и приходит к нам на помощь умение настраиваться на внутреннюю тишину и, конечно, весь наш опыт слушания музыки на занятиях. Музыканты всегда приятно поражены, насколько серьезно дети слушают, что они знают название таких инструментов, как лютня и клавесин, с увлечением угадывают музыкальные образы.Как правило, концерты завершают циклы занятий. Мы стараемся, чтобы, кроме эстетической, концерты выполняли и учебную функцию. На них всегда присутствует элемент диалога с детьми, звучат вопросы и ответы. При составлении программы концерта мы включаем уже знакомые детям произведения и неизвестные им. Порой звучат вещи уникальные, редко исполняемые. Одно и то же произведение могут исполнять разные инструменты или голос, чтобы дети могли сравнить разные интерпретации (например, «Кукушка» Луи Дакена исполнялась и на скрипке, и на клавесине; ария Индийского гостя звучала в исполнении тенора и в переложении для скрипки). Количество инструментов в концерте всегда ограничено. Это может быть только скрипка, или скрипка и вокал, или музыкальный ансамбль, или вокал и фортепиано.Встает вопрос, стоит ли включать в концерт вокальные произведения, так как этот жанр считается недоступным детям 5-7 лет? Наш опыт показывает, что дети зачарованно слушают песню Индийского гостя в исполнении тенора a capella (переложение той же арии для скрипки не вызвало такого интереса). Когда детей после концерта спросили, какое музыкальное произведение им больше всего понравилось, один мальчик сказал: «Мне понравился человек».Занятие с участием музыканта не может заменить концерта, но имеет свои преимущества: оно сохраняет радостную, праздничную атмосферу, присущую концерту, и в то же время позволяет для каждой группы детей создать наиболее комфортную учебную обстановку, уделять внимание каждому ребенку, корректировать намеченную программу в зависимости от возможностей группы, ее настроя.Темы занятий с музыкантом очень разнообразны. В основном они определяются общей темой цикла, но имеют и свои особенности. Так, например, в рамках цикла «Музыкальные прогулки по Европе», посвященного старинной европейской музыке, было проведено занятие с пианисткой, на котором мы слушали кроме эпохи барокко музыку эпохи романтизма и более поздних эпох.На этом занятии дети имели возможность заглянуть внутрь инструмента, рассмотреть его устройство, понять, как рождается звук, как он гасится, как получается звук разной высоты, зачем нужна педаль, самим потрогать струны и клавиши. Мы сравнивали устройство фортепиано и клавесина, о котором была речь на предыдущих занятиях. (Кстати, заглянуть в клавесин нам удалось на концерте старинной музыки.) И конечно, звучала музыка разных эпох – от Моцарта, когда на фортепиано было значительно меньше клавиш и еще отсутствовали педали, до Шопена и Рахманинова, писавшего музыку для современного инструмента.Следует отметить, что для музыканта такое занятие и легче, и труднее, чем концерт. Легче так как атмосфера не такая напряженная, как на концерте, а труднее, так как требуется искусство импровизации, мгновенной перестройки по ходу занятия, умение общаться с детьми, кратко и красочно рассказывать об инструменте, о музыке. У музыканта должно быть абсолютное взаимопонимание с педагогом, так как занятие длится 20-25 минут, и всегда хочется, чтобы дети послушали как можно больше музыки.Восприятие детей настолько разное, что с одной группой детей 5-6 лет нам с пианисткой пришлось срочно отменить все программу и затеять музыкальную игру в солдатики и куклы и убегать от грозного волка, а в другой группе почти того же возраста нам не хватило всей намеченной программы, и после Моцарта, Шопена и Рахманинова пришлось дать еще Прокофьева, причем дети никак не хотели уходить после занятия.Светлана ЕЛИЗАРОВА, педагог дополнительного образования дошкольного отделения гимназии №1306
Комментарии