search
main
0

Радости и трудности штучного производства. В Губернаторском многопрофильном лицее-интернате педагогам оказано полное доверие

Губернаторский многопрофильный лицей-интернат в Оренбурге открылся в 2000 году для обучения талантливых детей, проживающих в отдаленных районах Оренбуржья, для взращивания интеллектуальной элиты и социально активной молодежи. Первоначально в лицее проходил набор лишь в старшие классы, теперь ежегодно набирается один восьмой, один девятый, три десятых и три одиннадцатых класса – всего около 200 учащихся. Перевод в следующий класс происходит не автоматически, а по итогам внутренней аттестации. Тем, кто продемонстрировал слабые успехи, приходится сдавать вступительный экзамен наряду с новичками. Но иначе поддерживать высокий статус образовательного учреждения не получится.Разговор с Татьяной ШАПОВАЛЕНКО, директором Губернаторского многопрофильного лицея-интерната, мы начали не с отдельных привилегий, которые имеются у руководства и педагогов, а с главного преимущества, которое дает статус учреждения повышенного уровня.

– Татьяна Геннадиевна, наши читатели знают, что первый в России лицей, давший отечеству плеяду высокообразованных людей и выдающихся деятелей науки и культуры, отличался от других учебных заведений высокой степенью свободы в сочетании с огромной ответственностью перед учредителем. С тех пор принципиально мало что изменилось: чем свободнее в профессиональном плане чувствуют себя директор и педагоги образовательного учреждения, тем больше выходит из него высокообразованных и ярких личностей, творцов, созидателей. И наоборот: чем меньше доверия оказывает учредитель руководству и коллективу, тем больше выпускается посредственностей и безликих исполнителей. – Да, я соглашусь. Нашим учредителем является Министерство образования Оренбургской области, оно с самого начала оказывало большое доверие руководству и коллективу лицея, предоставляя широкие возможности в рамках действующего законодательства и определенного объема финансирования. Нам доверяют – это правда, но от нас ждут результата, причем не в отдаленной перспективе, а здесь и сейчас. Мы осознаем возложенную на нас ответственность и понимаем, что если не будет результата, закончится и доверие. Пока мы его оправдываем в полной мере. По всем основным рейтингам наш лицей занимает первое место в регионе, оправдывая свой высокий статус, хотя и в самом Оренбурге, и в области немало очень сильных образовательных учреждений, имеющих и заслуженный авторитет, и достижения, добрые традиции и богатую историю. – Кадры, как известно, решают все. Вы сами набирали педагогов или отбор шел на уровне министерства? – Я возглавляю лицей полтора года, но от своих предшественников, в частности Марии Вячеславовны Слабоспицкой, с которой давно дружу, знаю, что основной костяк педагогов набирался из лучших учителей города Оренбурга, в лицей приглашались педагоги, имеющие опыт и отличные результаты, и учредитель – Министерство образования – всегда в курсе кадровой политики лицея-интерната. Конечно, чтобы привлечь лучших, необходимо было создать лучшие условия. Причем не только в материальном, но и в эмоционально-психологическом плане. Это как раз к разговору о преимуществах работы в нашем лицее-интернате. Но, возвращаясь к начатой теме, скажу, что спустя время отбор педагогов стал прерогативой руководства лицея. И сегодня мы охотно заключаем договоры не только с опытными, но и с молодыми перспективными педагогами. – Как не ошибиться в выборе, если нельзя судить по объективным результатам? Что лично для вас является показателем того, что человек проявит себя наилучшим образом? – До личного собеседования мы смотрим портфолио соискателя на должность и большое внимание уделяем не только диплому и академической успеваемости, но и социальной активности: нам важно, насколько человек способен граждански и творчески проявлять себя, брать на себя ответственность, расширять границы своей ежедневной деятельности, насколько готов поддерживать новое и учиться, мобилен ли и трудолюбив. Как правило, мы не ошибаемся. Во всяком случае, доверие, которое мы оказываем нашим молодым педагогам, почти всегда оправдывается. Вот, например, совсем скоро в Самару для участия во Всероссийском конкурсе «Учитель года России» поедет наш педагог Алексей Александрович Уржумов. Ему всего 29 лет, к нам он пришел спустя некоторое время после окончания университета, проявил себя очень хорошо и в преподавании предмета, и в классном руководстве. И всего через несколько лет стал победителем конкурса «Учитель года Оренбуржья», хотя у него были очень достойные и серьезные соперники. Мы гордимся своим коллегой и ждем от него успешного выступления на самом главном учительском конкурсе. Оксана Наильевна Гарифуллина, учитель истории и обществознания, четыре года проработала у нас после окончания университета, ежегодно готовит призеров и победителей регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников, а в 2016 году четверо ее учеников получили на ЕГЭ по истории 100 баллов. – Татьяна Геннадиевна, вы заключаете срочные договоры с новыми педагогами или бессрочные? Спрашиваю об этом, потому что понимаю: цена ошибки слишком высока. – Бессрочные. Но люди, которые к нам приходят, умны, хорошо воспитаны и могут трезво оценивать свои возможности. Расторжение договора если и происходит, то по взаимной договоренности, без обид и недопонимания. Например, недавно от нас ушел молодой педагог, который сам посчитал, что для работы в лицее ему следует набраться побольше опыта. Ушел, кстати говоря, в прекрасный лицей города Оренбурга и обещал вернуться, когда почувствует себя увереннее. И мы пообещали его ждать и, уверена, сдержим обещание. – Прекрасно, когда есть такое взаимопонимание. Вам действительно можно позавидовать. Но вернемся к привилегиям, которые имеются у ваших учителей. Вы обещали их назвать. – С удовольствием назову. Во-первых, оплата труда. Она выше, чем средняя по региону. Если в прошлом году средняя зарплата педагогических работников Оренбуржья составляла 26 тысяч рублей, то у нас 30 тысяч. Это связано с повышенной ответственностью и результативностью, как я уже сказала. Кроме того, многие наши учителя участвуют и побеждают в грантовых проектах – здесь им дается «зеленый свет». Из 18 учителей (столько педагогов, работающих в лицее-интернате постоянно, а есть еще пятеро совместителей) 6 являются обладателями гранта приоритетного национального проекта «Образование». Второй немаловажный плюс – возможность знакомиться с самым передовым опытом, осваивать наиболее перспективные педагогические технологии. Каждый наш педагог может учиться в самых лучших учреждениях, занимающихся совершенствованием и переподготовкой педагогических кадров, не в региональных, а в столичных. Без этого невозможно поддерживать высокий статус учреждения. И вот здесь для нас много значит такое ценное качество учителя, как активность и мобильность, способность воспринимать и осваивать новое. И третий несомненный плюс, который получают наши педагоги, начинающие у нас работать, – доверие. Мы не контролируем учителей ежечасно, сокращаем количество отчетов, не отслеживаем, как они распоряжаются своим рабочим временем. Потому что главное для нас – результат. В каникулы мы даем педагогам возможность как следует отдохнуть, понимая, как много значит для человека полноценный отдых. – Это настоящий гуманизм. Любой учитель – я в этом не сомневаюсь – хотел бы работать в вашем лицее. К сожалению, доверия учителям с каждым годом все меньше, причем на всех уровнях. В связи с тем, о чем вы рассказали, не могу не спросить: кто создавал концепцию вашего лицея? Кто сегодня является для вас авторитетом в теоретическом и методическом плане? – Инициатором создания лицея выступило Министерство образования Оренбургской области. Благодаря заботе учредителя в лицее существует развитая материально-техническая и социально-бытовая база, ведь ребята проживают у нас круглосуточно. А концепция разрабатывалась в кругу единомышленников. И прежнее руководство лицея, и мы – все, кто здесь работает, – что называется, в теме, все без исключения люди ищущие. Мои коллеги и предшественники стремились создать уникальное учебное заведение, опираясь на лучший опыт прошлого и имеющийся в РФ. Разумеется, есть у нас и консультанты в высшей школе. Конечно, нашим главным куратором в любых вопросах является Министерство образования Оренбургской области в лице министра Вячеслава Александровича Лабузова; с первых лет до настоящего времени наш научный руководитель и настоящий друг лицея – Наталья Александровна Каргапольцева, доктор педагогических наук, директор ассоциации «Оренбургский университетский (учебный) округ», профессор Оренбургского государственного университета. Благодаря ее кураторству мы в курсе всего самого передового, что появляется в отечественной и мировой педагогике. – Все, что вы говорите, безусловно, очень важно, и, наверное, так и должно быть в идеале в каждой школе. Но многое упирается в финансы. У вас, как я поняла, финансирование особое, связанное со «штучным», а не «поточным» производством. Вы не высчитывали, во сколько обходится годичное пребывание учащегося в вашем лицее-интернате? – У нас есть годовой бюджет, в рамках которого мы действуем. Накануне нового учебного года мы пишем план финансово-хозяйственной деятельности, в котором предусматриваем все статьи расхода, и потом в течение года его придерживаемся.- И начальство его утверждает, указывая вам на ошибки, просит где-то прибавить, а где-то сократить? – Нет, начальство не вмешивается – оно нам полностью доверяет, кроме того, мы действуем в рамках российского законодательства, в рамках своих полномочий. – Директора многих российских школ могут лишь мечтать о таком отношении со стороны учредителя. Вы осознаете, в каких счастливых условиях работаете? – Конечно. За годы существования лицей превратился в большую дружную семью учащихся, педагогов, родителей со своими традициями, обычаями, символами. И это, безусловно, результат, который предопределили все вышеперечисленные условия и приоритеты в нашей общей работе. Оренбургская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте