Период дистанционного обучения 2020 года заставил искать не только новые формы педагогической практики, но и новые методические, технологические решения в реализации широкого спектра образовательных программ. Непростые условия массового дистанта заявили о себе во всех сферах образования, но совершенно особого, специального подхода потребовали в дополнительном образовании, которое отличается как раз разнообразием форм, приемов и условий реализации.
Как, например, сохранить образовательный процесс в больших детско-юношеских музыкальных, танцевальных, театральных коллективах, участники которых несколько месяцев обходятся без непосредственного личностного контакта в общей аудитории или на сценической площадке и вынуждены довольствоваться репетициями, проходящими пусть даже в режиме реального, но предательски асинхронного времени видеоконференций? Как организовать работу в объединениях изобразительного искусства, декоративно-прикладного творчества, мультипликации, когда их воспитанники и так по полдня проводят за компьютером на обязательных для них видеоуроках основного общего образования, а дополнительная нагрузка в том же формате (почти без смены видов деятельности) становится все более обременительной? Ответы на эти вопросы в течение почти года педагогам приходилось искать не только в области перешедшего на «удаленку», но все-таки межличностного общения с учащимися и их родителями, но и в сфере образовательных методик – новых технологических решений, применимых для учебной, воспитательной, просветительской работы с детской, подростковой, молодежной аудиторией.
Сегодня творческие коллективы организаций дополнительного образования, к счастью, возвращаются к офлайн-формату. И некоторая эйфория, которая сопутствует этому процессу, – хороший повод постараться отделить зерна от плевел и сосредоточиться на тех достижениях, путь к которым был вынужденно нащупан в трудных условиях работы в виртуальном поле, а возможно, и использовать их для своеобразного технологического прорыва в сфере дополнительного образования.
Именно условия работы 2020 года побудили педагогов-практиков к изобретательности как в разработке нового образовательного контента, так и в использовании цифровых, мультимедийных ресурсов. В этот период дополнительное образование стало активно осваивать возможности Московской электронной школы, которая, хотя и заточена под предметные области основного школьного образования, имеет ресурсы, которые могут и должны использоваться за пределами школьной программы. Анализируя проведенные на площадке Московской электронной школы эксперименты, в рамках даже этого небольшого информационного материала хочется еще раз обратиться к кураторам и разработчикам МЭШ с коллективной просьбой не откладывать развитие сегмента платформы, который может стать базой для развития электронных ресурсов дополнительного образования.
Центр творческого развития и музыкально-эстетического образования детей и юношества «Радость» для выявления новых нестандартных и эффективных дистанционных педагогических технологий в январе 2021 года объявил о проведении открытого конкурса методических мультимедийных и видеоматериалов в системе дополнительного музыкально-эстетического, художественного образования «Радость онлайн». Согласно положению конкурса профессиональное жюри будет оценивать авторские мультимедийные и дистанционные решения в реализации дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ, нацеленных на приобщение детей и подростков к искусству и творчеству: музыкальному, хореографическому, изобразительному, театральному, поэтическому, литературному, анимационному кино.
По инициативе автора идеи конкурса – заслуженной артистки России, директора центра «Радость» и исполнительного директора общегородской программы «Поют дети Москвы» Татьяны Арамовны Ждановой смотр вошел в перечень конкурсных проектов общегородской программы «Поют дети Москвы». Такое решение создает условия для более широкого обмена педагогическим опытом и технологиями, а также закладывает перспективную основу для формирования методической библиотеки программы «Поют дети Москвы», которая при любых обстоятельствах должна иметь инструменты ведения воспитательной и просветительской работы с тысячами школьников города и других регионов страны.
Педагоги, педагоги-организаторы и методисты организаций дополнительного образования, а также других образовательных организаций могут представить свои методические материалы на конкурсе в 6 номинациях:
1. «Учебное занятие» (видеозапись, представляющая эффективные формы дистанционной работы педагога и обучающихся).
2. «Контрольно-диагностическое мероприятие» (видеозапись, представляющая эффективные формы выявления результатов образовательной деятельности).
3. «Просветительская программа» (видеозапись, представляющая интерактивные формы проведения познавательных, просветительских программ с участием детей, подростков, родителей).
4. «Игровая программа» (видеозапись, представляющая интерактивные формы проведения развлекательных, досуговых игровых программ с участием детей, подростков, родителей).
5. «Электронный сценарий занятия с интерактивными и мультимедийными компонентами» (например, на платформе МЭШ).
6. «Интерактивный, мультимедийный диагностический материал» (например, опрос GoogleForms, интерактивный тест LearningApps, другой материал, размещенный на общедоступной интернет-платформе и нацеленный на выявление образовательных достижений учащихся).
Конечно, хочется, чтобы у всех педагогов, в эти дни вновь перековывающих мечи дистанционной выдержки на орала совместных с учениками очных занятий в учебном классе, нашлось время на осмысление приобретенного за прошедшие месяцы опыта и оформление его в профессиональных качественных конкурсных работах. Они, безусловно, могут стать новой ступенью в общем и неизбежном для нас процессе – технической и цифровой адаптации к современным реалиям лучших традиций отечественного художественного образования, того бесценного содержания, которое должно сегодня прийти и на школьные мультимедийные доски, и на ученические гаджеты. Не воспользоваться этой возможностью нельзя, педагог по-прежнему должен быть детоводителем, и, если в руках у ребенка сегодня гаджет, значит, вести его в мир искусства и творчества придется с современным мультимедийным навигатором. Творческий подход и изобретательность по-прежнему альфа и омега успешной адаптации педагогов к реалиям и вызовам XXI века, а сохранение живого, заинтересованного и доверительного общения с детьми и подростками в любых условиях – непреходящая задача дополнительного образования.
Прием работ на конкурс продлится до 28 марта. Примерно через неделю, 3 апреля, планируется подвести итоги смотра. По замыслу организаторов, они положат начало формированию цифровой методической библиотеки программы «Поют дети Москвы», которой сможет воспользоваться любой педагог дополнительного образования Москвы и всей России.
Антон БОНДАРЕВ, заместитель директора центра творческого развития и музыкально-эстетического образования детей и юношества «Радость» по содержанию образования
P.S. С положением конкурса «Радость онлайн»-2021 можно ознакомиться на сайте программы «Поют дети Москвы» (choirsofmoscow.ru) в разделе «Конкурсы и фестивали».
Комментарии