Психическое развитие ребенка в дошкольном детстве изучено достаточно подробно. Тем не менее раскрыть динамику психических процессов (память и мышление, воображение и восприятие), совершенствования таких основных видов деятельности, как игра, учение, или формирования личности по годам жизни ребенка довольно сложно.
С приходом ребенка в детский сад могут возникнуть трудности, которые связаны в первую очередь с процессом адаптации к новой среде. Общение – основное условие развития ребенка, важнейший фактор формирования личности. Через разговорную речь маленький человек познает и оценивает самого себя через посредство других людей.Выдающийся детский психолог, основатель оригинальной научной школы, автор концепции генеза общения ребенка со взрослым Мая Лисина в своих исследованиях определила четыре формы общения ребенка со взрослым: ситуативно-личностное, ситуативно-деловое, внеситуативно-познавательное, внеситуативно-личностное, которые последовательно в соответствии с возрастом сменяют друг друга. Изменяется содержание общения, его мотивы, коммуникативные навыки и умения, интерес к сверстникам проявляется несколько позднее, чем интерес к взрослым. Первый опыт общения ребенка со сверстниками складывается в детсадовской группе. Группа детского сада – первый социальный институт для малыша, в котором он занимает различное положение. В дошкольном возрасте между детьми появляются различные взаимоотношения. Кто-то в коллектив входит дружелюбно, но есть и те, кто плохо идет на контакт, дерется, конфликтен, замкнут. На этом этапе социализации выделяются дети, испытывающие трудности в поведении и общении.Перед педагогическим коллективом центра психолого-медико-социального сопровождения «Феникс», работающего с детьми раннего и дошкольного возраста, стоит задача подготовить своих воспитанников к детскому саду, к обучению в школе, а в будущем и к производительному, общественно полезному труду и к самостоятельной жизни. Для этого необходима достаточно полная психолого-педагогическая коррекция, максимальное приближение всего психического развития к нормальному состоянию. В программе «Столичное образование-6» поставлены конкретные задачи. В рамках поставленных задач центр работает как открытая система образования. Специалисты активно вовлекают семью в процесс образования и социализации детей. На базе центра работает родительский клуб «Истоки», где наши родители могут получить полную консультацию по вопросам развития и воспитания ребенка, оказанию коррекционной помощи малышам.Самыми актуальными и часто задаваемыми вопросами на встречах родителей, имеющих детей дошкольного возраста, с педагогическим коллективом центра стали вопросы: «Почему мой ребенок плохо говорит? Или не говорит совсем? Почему его поведение отличается от поведения других детей?» Известно, что общение осуществляется с помощью различных коммуникативных средств. Главное – умение внешне правильно выражать свои эмоции, понимать эмоциональное состояние собеседника. Специалисты знают, что только во взаимоотношениях ребенка со сверстниками и взрослыми возможно предупреждение различных отклонений в развитии личности малыша. Педагоги-психологи центра в своей работе учитывают формы поведения ребенка в разных игровых ситуациях, используют в работе педагогический инструментарий, осуществляют обучение детей, исправляя отклонения в развитии. На занятиях они показывают и учат родителей, как правильно общаться с ребенком, создавать благоприятный психологический климат для развития у малыша коммуникативных навыков в различных ситуациях общения: дома с близкими, в саду со сверстниками, с другими людьми. Мы знаем, что ведущая деятельность у ребенка дошкольного возраста – игровая. Моделируя в играх различные ситуации, педагоги формируют у детей умения и навыки, заинтересовывают и укрепляют интерес к окружающему миру, воспитывают чувства взаимоуважения, взаимодоверия, на занятиях создают ситуации, позволяющие детям развивать и проявлять свои индивидуальные способности. Все задания предполагают тесное сотрудничество педагога и ребенка. Позиция педагога постепенно меняется. Сначала он знакомит ребенка с заданием, помогает решить или показывает способ выполнения, т. е. играет активную роль. Затем педагог постепенно переходит на равноправную позицию. В любом случае следует избегать назидательности. Занятие проходит эмоционально, с опорой на настроение ребенка. Не надо дожидаться полного угасания интереса. Если даже облегченный вариант задания труден для ребенка, ему предлагают самый простой вариант, чтобы он не потерял уверенности в своих силах. Поощряется не только удачное решение, но и попытки ребенка преодолеть трудности. Внимание обращается на все успехи, пусть даже незначительные. В рамках ситуативно-делового общения ребенок жадно стремится стать объектом интереса и оценки своих товарищей, чутко ловит в их взглядах и мимике признаки отношения к себе, забывая о товарище.Однако бывает так, что с приходом в детский сад ребенок дает так называемый откат в своем речевом развитии. Набранный ранее словарный запас утрачивается. Ребенок отказывается говорить. Это особая группа детей, которая нуждается в незамедлительной помощи специалистов центра. Ребенку составляют индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут, в который включены индивидуальные и групповые занятия не только с педагогом-психологом, но и с учителем логопедом-дефектологом, с педагогами дополнительного образования, консультации врачей-специалистов. Коррекционные приемы преодоления барьеров в общении у ребенка включает методики: вспомогательные средства общения – рисование, музыка; методика обучения выразительным движениям – пантомимика, мимика, танец, ритмика.Особой заботой и вниманием специалистов центра пользуются так называемые неговорящие дети, то есть дети с задержкой психо-речевого развития. С помощью методик вспомогательных средств педагоги обучают детей навыкам адекватного восприятия и выражения эмоций, усилению отдельных видов речевого общения: свободному и тематическому рисованию, пантомимике и мимике в рисунках, музыкальным занятиям. С такими детьми логопеды и психологи занимаются психогимнастикой.Общение приносит ребенку массу ярких, положительных эмоций. При нарушении общения ребенок склонен к субдепрессивному состоянию. Замедляется психическое развитие. Игра помогает ребенку в решении проблем, в совместной деятельности лучше усваиваются социальные нормы и роли. Обучение детей через игровую деятельность способствует пониманию самого себя и умению жить в ладу с собой, развивает чувство понимания и потребности в общении, коррекции у детей нежелательных черт характера и поведения. Играя, ребенок получает заряд положительных эмоций.Наши дети во всем подражают нам, взрослым. Они повторяют сказанные нами слова и выражения, движения и действия. Подражание способствует развитию символического мышления, что способствует закреплению моделей поведения, свойственных взрослым.Думаю, никому не нужно пояснять, как важно общение для каждого взрослого, вдвойне оно важно для ребенка. «Слово есть первый признак сознательной, разумной жизни. Слово есть воссоздание внутри себя мира», – писал русский публицист, историк, лингвист и поэт Константин Аксаков. Задача взрослых – помочь ребенку своевременно как можно успешнее овладеть этим прекрасным, радостным даром общения.Светлана МАКАРЕНКО, директор ЦПМСС «Феникс»
Комментарии