search
main
0

Радость души. Заботясь об экологии малой родины, дети… встали в хоровод

Воспитание любви к природе формирует личность ребенка, неравнодушного к проблемам окружающего мира, способного защищать и возобновлять природные богатства. Экологические знания бесполезны, если не произошла экологизация сознания, если не затронута эмоциональная сфера. С помощью экологического воспитания мы прививаем детям общечеловеческие ценности, ценности гуманистического характера, учим ответственности за судьбу биосферы и природы Земли.

На мой взгляд, развивать чувство ответственности нужно с малого – своего дома, улицы, села, города. Удивляет порой, что глобальные проблемы всего мира дети знают лучше, чем местные экологические проблемы. Понятие «экология» введено немецким ученым Эрнстом Геккелем  и переводится с греческого языка как «наука о доме». Так почему же до сих пор мы так небрежны в своих заботах о нашем «доме»?29 июня 2000 года была принята Хартия Земли – международная декларация основополагающих принципов для создания справедливого, устойчивого мирового глобального общества в XXI веке. Она направлена на пробуждение во всех людях нового чувства –  взаимозависимости и общей ответственности за благополучие всех людей, всего живого сообщества и будущих поколений. И именно школе принадлежит главная роль в деле формирования эмоционально-ценностного отношения к миру, принятия общечеловеческих норм общения с природой. В нашей школе с 2011 года организовано экологическое движение «Эйлен – Белен», в переводе с татарского языка – «хоровод». Мои ученики поясняют, что хоровод – это символ сплоченности, совместной командной деятельности. Распространенные формы работы с обучающимися: создание проектов (например, «Красная книга Российской Федерации и Республики Татарстан», «Сохраним родники», «Экологические проблемы земли Нурлатской»); публикация эссе и стихотворений на экологическую тематику; проведение акций («День Земли», «День воды», «День птиц»); совместные мероприятия с родителями («Река – радость души», «Лес – источник здоровья», «Правила поведения отдыхающих на природе»); создание эмблем и эскизов книг. Участники экологического движения ежегодно проводят мероприятия «Сохраним леса Татарстана», «Больше кислорода», в ходе которых сажают липы, рябины, сосны, клены, увеличивая количество древесных насаждений в черте города и в окрестностях близлежащих деревень. Так, в мае 2014 года в деревне Бикулово Нурлатского района Республики Татарстан высажено около 500 молодых сосен. А реализация проектов «Не зеленый парк» и «Красивая школа» силами активистов движения «Эйлен – Белен» позволила превратить территорию городского парка и школы в цветущую зону с ранней весны до поздней осени. В весенне-летний период участники экологического движения занимаются очисткой территории водоемов и оврагов, строят и размещают скворечники в черте города и на окраинах, проводят экологические акции с населением «Почему нельзя собирать березовый сок», «Берегите природу от пожара». Я уверена, что подобные природоохранные мероприятия, созидательный труд по сохранению окружающей среды способствуют формированию активной, инициативной позиции обучающихся, формированию творческого мышления, исследовательских и рефлексивных навыков, развитию культуры личности.Большую роль в экологическом воспитании могут сыграть интегрированные уроки, уроки с творческим домашним заданием, уроки с нестандартной формой проведения. Не только на уроках биологии можно включать следующие виды работ, направленных на развитие экологического мировоззрения:- дискуссии, экологические бои, защита проектов и презентаций;- анализ стихотворений о природе, животных, растениях;- конференции по произведениям М.Пришвина, К.Паустовского, В.Астафьева, В.Распутина;- творческие работы по  темам «Биология в искусстве»,  «Мир биологии в живописи», «Что бы стало с природой, если б не было человека?».Цель таких уроков – приобретение системы знаний и ценностей через погружение в определенную область, создание межпредметного диалога, осознание целостности картины мира и человека. В летний период, когда учебники заброшены на полки, нет обязательных домашних заданий и каждый день словно длительный выходной, познавательная активность школьников в самом разгаре. Лето – это время открытий! На базе летнего оздоровительного лагеря я организую экологические тропы. Экологическая тропа – это исследовательская экскурсия, как правило, поэтапная, многодневная, которая не только дает практический опыт понимания экологических связей, единства природных компонентов, но и стимулирует желание больше видеть, знать, больше чувствовать, обогащает духовную жизнь детей. Обыкновенный соседний лес превращается в лабораторию открытий! Непременное и постоянное взаимодействие с природой, познание, сопереживание не только человеку, но и всему живому, творческая самостоятельная мысль о целостности природы – вот, на мой взгляд, главное в экологическом становлении души ученика. Ненавязчиво и доступно, занимательно и интересно продолжаются занятия в летний период. И ученик уже в прямом смысле активный участник процесса познания природы. Экологические тропы разновозрастные:- для младших школьников – «Внимание, муравейник!», «Растения моего двора», «Деревья в городском парке», «Почему листья такие разные?»;- для учащихся среднего звена – «Биотоп смешанного леса», «Голоса птиц», «Растения левого и правого берегов реки Кондурча»;- для учеников старшего школьного возраста  – «Суточные биоритмы насекомых луга», «Асимметрия листьев березы».  ​Алла ГОЛОВЕНЬКИНА, учитель биологии средней школы №1 города Нурлат Республики Татарстан, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России-2014»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте