Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Радость детства

УГ - Москва, №35 от 31 августа 2010. Читать номер
Автор:

Дошкольное детство – удивительный и неповторимый период в жизни каждого ребенка. И все зависит от людей и условий, которые окружают маленького человечка.

Попадая в наш Центр развития ребенка «Алые паруса»,  малыш погружается в удивительную атмосферу добра, теплоты, понимания и заботы – в сказочный мир детства, где его любят и ждут.Здесь есть все необходимое для полноценного и гармоничного развития личности –  светлые и комфортабельные групповые комнаты, где дошкольники вместе с воспитателем учатся  читать  и писать,  считать и рисовать, лепить и конструировать, познавать окружающий мир, любить Родину, но самое главное – учатся взаимодействовать друг с другом, уступать, договариваться  и, конечно же, дружить.Основная деятельность детского сада направлена на наиболее полное раскрытие способностей ребенка, развитие свободной личности, создание прочной образовательной базы, чему способствует уникальная развивающая среда. Основной принцип, которым мы руководствуемся, – создание единого образовательного пространства, где все предметы интерьера дошкольного учреждения несут информационную, образовательную направленность, яркие, привлекательные для детей образы постоянно обновляются и изменяются.Открывая дверь детского сада, ребенок сразу попадает в необыкновенно интересный мир природы. 800-литровый аквариум с кораллами,  анемонами и другими морскими обитателями раскрывает для ребенка неизведанный подводный мир морских глубин.  Созданные в нашем Центре различные  природно-тематические зоны дают возможность совершать увлекательные путешествия по средней полосе России, Арктике, тундре, саванне и тропическим лесам. Дети под руководством взрослого и самостоятельно (для этого сделаны информационные стойки) знакомятся с представителями флоры и фауны, могут не только увидеть обитателей тех или иных континентов, но и потрогать их руками, ощутить запахи леса после дождя и услышать шум водопада… В экологической лаборатории «Пещера гномов» дети занимаются экспериментальной деятельностью, ставят различные опыты с водой, песком, глиной, другими природными материалами. Силами педагогов  и родителей создан и постоянно пополняется Музей природы.Пройдя немного вперед, ребенок попадает на улицу города с двухполосным движением, пешеходным переходом, светофором, бензоколонкой, автобусной остановкой и милиционером-регулировщиком. Здесь ребята с помощью воспитателя моделируют различные дорожные ситуации, закрепляют знания Правил  дорожного движения, изучают дорожные знаки, осваивают культуру поведения на дороге и беседуют с сотрудниками ГИБДД. Одна из лестниц знакомит малышей со всеми видами транспорта: от подземного до космического. Педагоги разработали циклы занятий по ознакомлению дошкольников с различными видами транспорта, их назначением, с профессиями (водитель, летчик, врач «скорой помощи»). Ребята могут совершать увлекательные путешествия, узнать, как купить билет на поезд, что такое вокзал, узнают о профессиях кассира, контролера, могут выбрать маршрут следования, рассказать, куда и зачем они едут, опираясь на свой опыт, разыграть любые дорожные ситуации. В одном из лестничных пролетов их ожидает сюрприз – тут  сделана  настоящая железная дорога, по которой ездит поезд с вагонами. Все это дает возможность детям фантазировать, развивает воображение и наглядно-образное мышление.Без знания прошлого вряд ли можно понять настоящее и правильно представлять себе будущее. Благодаря лестнице с названием «Зарождение жизни на Земле» вместе с детьми мы можем проследить эволюцию живых существ от первых одноклеточных организмов до первобытного человека.Музейно-выставочный комплекс знакомит ребят с народно-прикладным искусством, культурой и традициями разных стран, здесь же оформлены выставки детского творчества, выставки совместных творений детей и родителей нашего Центра.Попадая в музей «Русская горница», педагог знакомит детей с русским бытом, обращает внимание  на предметы старины, незнакомые детям, рассказывает об их предназначении. Дети узнают, как в старину пряли, чесали лен, ткали, шили, какую одежду носили, в какие играли игрушки, из чего ели.  В каждой группе созданы мини-музеи –  «Матрешки», «Глиняной игрушки», «Кукол», «Кукол в национальных костюмах», «Колокольчиков», «Хохломы», «Деревянной игрушки». Посещая  мини-музеи, дети знакомятся с видами, жанрами искусства, приобщаются к музейной среде, у дошкольников воспитывается бережное отношение к памятнику, развивается творческий потенциал, формируются навыки общения, развивается визуальная грамотность, навыки  детального рассматривания, выделение главного в изображении, обобщение увиденного.Для педагогов нашего Центра очень важно создать безопасную, эмоционально комфортную атмосферу любви и взаимного доверия для более полного раскрытия и проявления заложенных в ребенке способностей и талантов. Именно такая среда захватывает ребенка, полностью овладевает им, подталкивает к действию, желанию творить, развивает любознательность и побуждает к поисковой деятельности.Попадая в обстановку знакомых взрослых, которые живут своей работой и делают все для того, чтобы детям было интересно и комфортно, дети чувствуют себя защищенными, желанными и просто не хотят уходить домой. В ЦРР «Алые паруса» воспитание и обучение проходит по специальным программам с использованием новейших авторских методик и технологий для полного раскрытия творческого потенциала ребенка.Для художественно-эстетического развития детей проводятся музыкальные занятия, занятия в изостудии «Мозаика», где  дети получают возможность раскрыть свои способности, рисуя в нетрадиционных техниках. Для такого рисования используются необычные материалы и нестандартные подходы к созданию рисунков. Печатки из картона и мятой бумаги, цветы, листья  –  все это в сочетании с яркими красками помогает малышам создавать настоящие шедевры. Ребенок получает удовольствие и от интересного процесса рисования, и от яркого, красочного результата, которого он добился сам. И главное – такое рисование позволяет избавиться от стереотипов, учит ребенка не бояться новых подходов и творческих решений. В студии ручного труда «Фантазеры» дети в игровой раскрепощенной обстановке создают необыкновенные творения из природного, бросового материала, бумаги и картона. Занятия в театральной студии «Каламбур» не только вводят ребят в мир прекрасного, но и развивают сферу чувств, сценическую речь, коммуникабельность, актерское мастерство, воспитывают способность поставить себя на место другого, тревожиться и радоваться вместе с ним. В хоровой студии «Домисолька» малыши учатся слышать друг друга, владеть своим голосом, петь вместе.На занятиях фольклором и музееведением  дети знакомятся с народными традициями, бытом и культурой своего народа. С огромным интересом наши воспитанники ездят на экскурсии по памятным местам и музеям Москвы. В нашем Центре созданы все необходимые условия для психического, речевого и интеллектуального развития: проводится диагностика и коррекционно-развивающая работа, обучение чтению по методике Зайцева, развивающие занятия с использованием материалов Монтессори  и Фребеля, занятия по подготовке детей к школе, лего-конструирование, обучение компьютерной грамотности, занятия по английскому языку.Для укрепления здоровья детей, формирования предпосылок здорового образа жизни в нашем Центре  реализуется комплексная программа оздоровления детей. Для оздоровления и физического развития  оборудован современный спортивный зал, бассейн, стадион, спортивная площадка для проведения занятий и гимнастики на воздухе, галокамера,  есть  прогулочные веранды на крыше детского сада.В рамках оздоровительной программы проводятся   массаж, физиопроцедуры, занятия ЛФК, посещение соляной пещеры, витаминотерапия, фито- и аромотерапия, занятия детским фитнесом и ушу, осуществляется программа по закаливанию.  Для оздоровления детей  мы проводим  ингаляции, полоскания полости рта, водные процедуры,  предлагаем программу по улучшению микроклимата в спортивном зале и групповых комнатах, установили постоянный  контроль за воздушной средой,  освещенностью  в помещениях, где занимаются дети, за соблюдением санитарных правил и норм.Центр развития ребенка «Алые паруса» предоставляет образовательные и оздоровительные услуги для детей, не посещающих наш детский сад. Массу возможностей для развития малышей дают группы кратковременного пребывания, группы по плаванию, занятия в изостудии, в хоровой студии, на занятиях детским фитнесом. Более 300 детей получают эти услуги, приходя в наш Центр развития ребенка и  приобщаясь при этом к миру прекрасного и удивительного, окунаясь в общую атмосферу развития и творчества.Созданы и успешно работают   два семейных детских сада. Родители и дети стали активными участниками педагогического процесса и очень гармонично влились в нашу большую семью.С 2008 года успешно  действует и консультативный пункт «Кают-компания» для родителей (законных представителей) и детей от 2-7 лет, не посещающих дошкольные учреждения. В консультативном пункте можно получить бесплатную  помощь всех специалистов по вопросам развития и воспитания детей.В рамках консультативного  пункта открыт родительский клуб «Вместе», участниками которого стали не только родители нашего детского сада, но и родители детей, не посещающих дошкольные учреждения, а также  наши педагоги и специалисты. Встречи проходят в теплой дружеской обстановке с чаепитием. Располагающая, доверительная  атмосфера позволяет членам клуба раскрыться, прочувствовать свои проблемы  и познакомиться с опытом других, а также почерпнуть для себя что-то новое.  Темы встреч   определяются в соответствии с запросами участников из тех, что актуальны на сегодняшний день, учитывая все  сложности  нашего времени.Решая свои собственные или внутрисемейные трудности, участники, будучи родителями, несут в свои семьи понимание и принятие, что в свою очередь помогает создать благоприятный микроклимат дома.С  сентября 2007 года на базе нашего детского сада открыта городская экспериментальная площадка по экологии,   (тема эксперимента «Развитие детской самостоятельной деятельности в условиях ДОУ как одна из задач экологического образования») под руководством доктора педагогических наук, кандидата биологических наук, автора программы «Наш дом природа» Н.Рыжовой. Цель эксперимента –  определение, создание и содержательное описание социальных и предметных условий, способствующих полноценному развитию игровой, познавательной,  экологической, эстетической и других видов самостоятельной деятельности детей в условиях ДОУ.        Родители принимают самое активное участие в жизни детского сада, оказывают помощь и поддержку во всех начинаниях, наши достижения и успехи – это результат тесного взаимодействия семьи и коллектива образовательного учреждения. В Центре развития ребенка «Алые паруса» работают опытные, высококвалифицированные воспитатели, педагоги дополнительного образования, психологи, логопеды, социальный педагог, дефектолог, медицинский персонал. Наши педагоги – настоящие профессионалы: умные, добрые, понимающие, любящие и эрудированные. Доброта и педагогическое мастерство педагогов превращают каждый день для ребенка в детском саду в день радости и счастья!Благодаря заслугам и достижениям коллектива с 2008 года Центр развития ребенка – детский сад №2452 «Алые паруса» стал Ресурсным центром «В таланты с малых лет» совместного пилотного проекта Департамента образования и  ЮНЕСКО «Московское образование: от младенчества до школы» по художественно-эстетическому воспитанию дошкольников. Главная цель Ресурсного центра  – создание педагогических условий для развития творческих способностей дошкольников в ДОУ.Для реализации проекта  наш Ресурсный центр  решает такие  задачи, как:- отбор программ и технологий, методов и приемов, способствующих развитию креативности;- интеграция разных видов художественной деятельности в педагогическом процессе;- взаимодействие специалистов, работающих в ДОУ;- организация сетевого взаимодействия образовательных учреждений Москвы;- трансляция лучшего опыта работы дошкольных образовательных учреждений Москвы; – разработка программ, методических пособий и рекомендаций по направлениям реализации совместного пилотного проекта в области художественно-эстетического развития дошкольников. На сегодняшний день наш Ресурсный центр:- выработал единую диагностическую карту по художественно-эстетическому воспитанию;- провел мониторинг по выявлению уровня художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста Москвы;- провел отбор содержания наиболее эффективных программ и технологий художественно-эстетического воспитания для работы с детьми;- собрал вокруг себя педагогов-единомышленников, сегодня в сетевом взаимодействии с Ресурсным центром работает 51 дошкольное учреждение из разных округов;- разработал программы для детей дошкольного возраста: по бальным танцам, по сценическому искусству и театру, по художественному труду, по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования;- разработал методические рекомендации для педагогов дошкольных учреждений по художественно-эстетическому развитию дошкольников «Музейная педагогика в современной методической литературе и пособиях для дошкольников», «Художественно-эстетическое воспитание в детском саду. Интегрированные занятия»;- разработал  рекомендации для родителей «Увлекательный досуг с ребенком».Как результат совместной деятельности Ресурсного центра «В таланты с малых лет» и дошкольных учреждений, работающих с нами в сетевом взаимодействии, разработан, апробирован и подготовлен к публикации сборник «Педагогам и родителям о художественно- эстетическом воспитании детей дошкольного возраста». Материал  представлен в виде методических рекомендаций  по художественному развитию и эстетическому воспитанию детей дошкольного возраста для педагогов дошкольных образовательных учреждений, студентов педагогических учебных заведений, а также родителей, интересующихся вопросами художественного воспитания и развития детей. В пособии изложен теоретический материал, практический материал и рекомендации  родителям.Сборник «Педагогам и родителям о художественно-эстетическом воспитании детей дошкольного возраста» состоит из трех частей. В первой части рассказывается об  ознакомлении дошкольников с искусством  и включает такие его виды, как графика, живопись, архитектура, скульптура и декоративно-прикладное искусство.Вторая часть знакомит с опытом работы детских садов, работающих с Ресурсным центром «В таланты с малых лет»  в сетевом взаимодействии. В ней представлены сценарии праздников, конспекты занятий и практические рекомендации по организации работы с дошкольниками разного возраста.В третьей части даны советы родителям.Новизна  пособия  в том, что там представлены современные взгляды на художественно-эстетическое  воспитание дошкольников.Регулярно на базе Ресурсного центра и на базе дошкольных учреждений сетевого взаимодействия проводятся семинары, «круглые столы», мастер-классы, консультации, на которых обсуждаются вопросы художественно-эстетического образования дошкольников, взаимодействия с родителями по художественно-эстетическому направлению, проводятся выставки детского художественного творчества. Педагоги нашего Ресурсного центра не только аккумулируют и апробируют опыт исследовательской деятельности по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста, но и транслируют свою работу в социальное пространство, расширяя сферу общения с педагогами, работающими как в художественно-эстетическом, так и в других направлениях, с представителями науки. При этом материалы, созданные в рамках реализации проекта «Московское образование: от младенчества до школы», становятся доступными для большого количества педагогов дошкольных образовательных учреждений города Москвы. Мероприятия, проведенные на базе Ресурсного центра и учреждений сетевого взаимодействия, проходят  интересно и продуктивно. Свыше 5500 педагогов, побывавших за два года на этих встречах,  получили новый передовой опыт по художественно-эстетическому воспитанию детей,  получили огромный энергетический заряд и желание творить и использовать полученный опыт в своих дошкольных учреждениях, стали нашими единомышленниками. Кроме того, на базе нашего Ресурсного центра обобщается самый интересный опыт работы дошкольных учреждений столицы, создается банк фото- и видеоматериалов.Только в этом учебном году совместно с сетевыми дошкольными учреждениями проведены:    Музыкально-поэтическая встреча «О вы, поэзии прелестной, благословенные мечты» и Пушкинский бал, посвященный 210-летию со дня  рождения поэта.    «Круглый стол» по реализации  проекта «Мы любим и знаем Пушкина», на котором был представлен к обсуждению опыт работы дошкольных учреждений города Москвы, работающих с Ресурсным центром «В таланты с малых лет» в сетевом взаимодействии по ознакомлению детей с творчеством А.С.Пушкина.    Выставка  детского творчества участников проекта по теме «Поэзия А.С.Пушкина в работах детей»    в Департаменте образования.    Семинар-практикум «Нетрадиционные технологии в работе с дошкольниками» с элементами презентации и мастер-класса  детских садов №№1197, 565, 1358, которые  представляли свой опыт работы по  заявленной теме.     В марте  был  представлен  опыт работы Ресурсного центра на  городском семинаре  для актива музыкальных руководителей «Истоки творчества» в городском Доме учителя.    Для повышения профессионального мастерства, творческого потенциала педагогов дошкольных образовательных учреждений Москвы с 12 апреля по 16 апреля в нашем Ресурсном центре проходила эстафета педагогического мастерства, в работе которой приняли участие 468 педагогов из дошкольных учреждений города. Педагоги делились опытом работы по использованию активных форм обучения и воспитания детей. Инновацией в деятельности дошкольных работников стало внедрение проектных  методов в образовательный  процесс ДОУ.В основных планах деятельности Ресурсного центра – формирование банка инноваций, передового педагогического опыта, оказание консультационных услуг, проведение семинаров, «круглых столов», тренингов, издание методических рекомендаций и пособий для педагогов и родителей, презентации и обучающие видеофильмы, а также координация совместной работы учреждений системы дошкольного образования, педагогической и родительской общественности в решении вопросов создания условий для художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста.Наш творческий, сплоченный коллектив отдает всю свою любовь маленькому чуду, имя которого – РЕБЕНОК.Наталья КУЗНЕЦОВА, заведующая ЦРР – детским садом №2452 «Алые паруса», руководитель Ресурсного центра «В таланты с малых лет», почетный работник образования РФ

Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту