search
main
0

Радиостанция “Говорит Москва” Вместо аттестата – инвалидность?

“Вот пойдешь в школу…” – часто говорим мы малышу. И большинство ребят ждут этого момента с нетерпением. Но, к сожалению, радостное ожидание нового периода в жизни сменяется разочарованием и, хуже того, – отвращением к учебе. “Не дергайся”, “не крутись”, “успокойся” – вот самый распространенный набор, которым учитель пытается урезонить ребенка. Задумываются ли педагоги, что ученику некомфортно, неуютно в классе. Знают ли, что это столь раздражающее двигательное беспокойство – обычная реакция детского организма на чрезмерное напряжение.
А в результате лишь 10% наших ребят заканчивают школу здоровыми. Остальным после окончания школьного курса скорее нужно выдавать группу инвалидности, а не аттестат зрелости. Почему же школа не укрепляет, а, наоборот, всячески способствует возникновению целого букета болезней, типичные среди которых – близорукость, сколиоз, невроз? Об этом шел разговор в очередном выпуске передачи “До и после уроков”. На этот раз в прямом эфире была Марьяна Безруких. Марьяна Михайловна – член-корреспондент РАО, директор Института возрастной физиологии, доктор биологических наук.
– В неврозах выпускников во многом виновата школа, – считает Марьяна Безруких, – судите сами – ученик 10-12 лет проводит в классах самую интенсивную пору своего развития, а стрессов и перегрузок там, к сожалению, хватает. Ведь за последние 50 лет количество учебных часов в школе почти удвоилось – с 96 до 171. В младших классах бесполезно увеличивать часы, там решили сократить время на обучение основным предметам, чтобы ввести ОБЖ, МХК. Главный же результат такой многопредметности – 60% ребят, закончивших 4-й класс, не умеют толком ни писать, ни читать.
Стрессовую ситуацию Марьяна Михайловна обозначает словами “психологическая пощечина”.
– Учитель вроде бы из самых добрых побуждений говорит: “Петя, мы тебя ждем. Петя, ты опять не успеваешь”. И этот несчастный Петя начинает все делать еще медленнее. Оценка на глазах у всего класса, да еще и ограничение во времени создают постоянную стрессовую ситуацию. И она заложена внутри самого педагогического процесса, в технологии обучения.
– А есть ли какой-то предел, до которого допустимо загружать детей, – любопытствует радиожурналист Алексей Калачев, постоянный участник прямого эфира.
Широко применяемая игровая методика “Ты мне мячик, я тебе слово” на самом деле является чуть ли не самой напряженной, приводит к быстрой утомляемости ребят. К сожалению, учителя зачастую не готовы работать с детьми в ситуации информационного стресса. Они просто не знают возрастных закономерностей. Можете представить, какие познания у наших педагогов в этой области, если в педвузах на возрастную физиологию отводится всего-навсего 12 часов. И потому учителя готовы пробовать на своих подопечных любые инновации, проводить разнообразные эксперименты, не думая, как все это скажется на ребенке. Если учесть все предложения наших специалистов, то объем учебной нагрузки в младших классах увеличится на 29 часов.
– Думаю, вместо того чтобы вводить новые предметы, перспективнее интегрировать курсы в новое знание. За ними будущее, – включается в разговор ведущий передачи Петр Григорьевич Положевец.
– Все дело в том, что сделать такие курсы чрезвычайно сложно, – замечает Марьяна Михайловна. – И вообще не стоит торопиться с незамедлительным реформированием нашего школьного образования. Это ни к чему хорошему не приведет.
Эфир, как и всегда, прерывался звонками. Много вопросов о том, как подготовиться к школе.
– Кстати, сейчас родители просят помочь найти не элитную школу, а “человеческую”, где ребенок чувствовал бы себя комфортно и не подвергался многочисленным стрессам, – говорит Марьяна Михайловна. – Думаю, чтобы помочь ребенку справиться со школьными проблемами, педагоги и родители должны чаще общаться друг с другом. В идеале в каждой школе обязаны быть и врачи, и психологи, и логопеды. А всем тем родителям, кто хочет получше узнать своих детей, советую посмотреть наш недавно вышедший комплект “Ступеньки к школе”, книгу “Ребенок идет в школу”, мы издали также “Азбуку” с прописями, а чтобы проникнуть в тайны психологии подростка, полистайте “Физиологию развития ребенка”.
К теме здоровья, к проблеме выбора нормальной, “человеческой” школы мы вернемся в прямом эфире еще не раз.
Слушайте нас на волнах радиостанции “Говорит Москва” (в Москве третья кнопка проводного вещания) каждую 2-ю и 4-ю пятницу месяца в 16.00. В других городах слушайте нас на волнах “Общественного радио”.
Светлана РУДЕНКО

Мы ждем ваших звонков каждую 2-ю и 4-ю пятницу с 16.05 до 17.00 по тел.:
729-33-78 (прямой эфир), 928-82-53 (редакция “УГ”).

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте