Екатерина ОСЬКИНА, начальник отдела содержания дошкольного образования Юго-Восточного окружного управления образования: – Создание комфортных и безопасных условий в детском саду, на мой взгляд, – одна из самых актуальных проблем современного дошкольного образования. Обеспечение безопасности и комфортности – та самая проблема, которая аккумулирует все стороны жизнедеятельности детей в ДОУ. Безопасная и доброжелательная к детям среда – одно из условий сохранения и укрепления здоровья детей.
До настоящего времени вся деятельность по охране жизни регламентирует Инструкция по организации охраны жизни и здоровья детей в детских садах и на детских площадках, утвержденная Министерством просвещения России еще в 1955 году. Поэтому необходимо в ближайшее время принять новую Инструкцию по охране жизни и здоровья детей.
Во всех действующих детских садах заново установлена или восстановлена система автоматической пожарной сигнализации, во многих учреждениях благоустроены прогулочные территории и заменены ограждения, созданы автогородки, позволяющие на практике закреплять навыки безопасного поведения на улицах города, решен вопрос безопасности детей в ДОУ за счет введения системы охраны.
Говоря о создании предметно-развивающей среды, можно подумать и о возможности создания дизайн-проектов, в том числе ландшафтного проектирования, безопасного и комфортного образовательного пространства «Детского сада будущего».
Безопасные условия – это и оптимальная нагрузка на детей с учетом психовозрастных параметров и особенностей здоровья ребенка. Перенасыщение программы дополнительным образованием, в том числе и за счет изучения иностранного языка, логики и риторики, а также чрезмерная физическая нагрузка за счет трех занятий по физической культуре и двух занятий по обучению плаванию приводят не к положительной динамике физического развития, а к ее снижению. Поэтому необходимо скорректировать программу по физической культуре, разработать интегрированные программы.
Рассматривая вопросы безопасности ребенка, нельзя не сказать о семейном воспитании. Именно семья – первая социокультурная реальность, с которой связан ход первоначального развития ребенка. При этом нельзя не признать, что именно в семье есть дефицит позитивного эмоционального общения и связей, что часто дома ребенок подвергается физическому насилию.
Ныне действующая нормативная база не в полной мере способствует реализации намеченных целей и требует дополнительного рассмотрения в части увеличения ответственности родителей за создание социально безопасной обстановки в семье, за обеспечение прав детей, потому что безответственность родителей вступает в противоречие с нормами и правилами, формируемыми у детей системой общественного воспитания.
Для создания безопасных условий пребывания ребенка в ДОУ необходимо очень тщательно подойти к медицинскому обследованию сотрудников, оформляющихся на работу в детские сады. Сотрудники ДОУ при приеме на работу не попадают в категорию лиц, которым необходимо представлять заключения из психоневрологического диспансера о состоянии психического здоровья. Этот вопрос очень сложен, но его необходимо решать. В настоящее время действует закон РФ от 1992 года «О психической помощи и гарантии прав граждан при ее оказании», не позволяющий разглашать сведения о психических заболеваниях, а в соответствии с законом РФ «Об образовании», «Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении» именно образовательное учреждение несет ответственность за охрану жизни и здоровья воспитанников. При этом, сохраняя права одних лиц, мы нарушаем право других на безопасность и психоэмоциональное здоровье, подвергаем опасности тех, кто имеет отклонения в состоянии здоровья, так как не располагаем возможностью для оказания им своевременной квалифицированной помощи из-за отсутствия специально обученного медицинского персонала. Считаю, что необходимо включить вновь оформляющихся на работу сотрудников ДОУ в категорию лиц, подлежащих обязательному медицинскому обследованию в психоневрологическом диспансере.
Комментарии