search
main
0

Работать на опережение

О региональных ориентирах в образовательной политике

Влияние образования на экономику становится сегодня все более очевидным, особенно это заметно там, где сама образовательная политика тесно связана со спецификой региона, с его политическими, экономическими, социальными, культурными особенностями и традициями. Понимание того, что система регионального образования, ее институты и вся инфраструктура должны обеспечить нашу экономику компетентными кадрами, во многом определило и направления развития образования Тюменской области.

В нашем регионе, как известно, наблюдается высокий темп строительства, который обусловлен комфортностью проживания: среди 10 лучших городов России по качеству жизни согласно рейтингу Тюмень является лидером. Здесь учитываются такие показатели, как качество медицинского обслуживания, дороги и дорожное хозяйство, культура и образование, жилищное хозяйство, оценка работы городских властей и миграционные настроения. Опосредованным результатом многих позитивных тенденций в экономике региона все более становятся инновационные образовательные проекты, реализуемые в области достаточно последовательно и системно. В их числе проект корпоративного взаимодействия «Школа – вуз – предприятие», направленный на раннюю профориентацию школьников и закрепление специалистов в региональном секторе экономики. В области открыты и успешно функционируют корпоративные классы с участием ведущих предприятий региона: Роснефть-классы, СИБУР-классы, НОВАТЭК-классы, а также агроклассы, классы-партнеры, классы агропромышленного комплекса, осуществляющие свою деятельность под эгидой Университета Северного Зауралья. В образовательную программу корпоративных классов включено углубленное изучение отдельных предметов, проводятся стажировки и практики, ведутся совместные разработки по актуальным профильным темам и проблемам. Выстроена система подготовки высококвалифицированных кадров инженерного профиля, налажен процесс выявления талантливых детей с техническим мышлением.

Тюменская область – регион с большим социокультурным потенциалом. С системой образования сотрудничает не только бизнес, но и учреждения культуры. Характерный пример – творческий тандем с Историческим парком «Россия – моя история» в Тюмени. Он открылся четыре года назад, и практически сразу более 300 учителей-историков включили этот ресурс в свою педагогическую деятельность – как учебную, так и внеурочную. На базе Исторического парка также проходят региональные и всероссийские профессиональные конкурсы.

Чтобы региональная система была более открытой и оказывала влияние на качество жизни, обеспечивала экономическое развитие региона, мы стремимся в полной мере использовать механизмы общественного договора, максимально привлекать всех участников образовательных отношений – родителей, педагогов, руководителей всех уровней, представителей широкой общественности – в процесс принятия решений по разным аспектам образования, а также для корректировки нашей образовательной политики. В августе на форуме мы обсуждаем достижения, выявляем проблемы и болевые точки, обозначаем решения о развитии образовательной среды и повышении качества образования. ТОГИРРО является оператором реализации этих решений, оказывает адресную помощь педагогам и руководителям.

Сегодня наши руководители любого уровня должны уметь быстро менять тактику, применять решения в ситуации неопределенности и новых вызовов, уметь действовать на опережение, а для этого быть в курсе современных тенденций в образовании, культуре, науке, политике. Адресная помощь включает такие направления работы, как устранение профессиональных дефицитов, определение стратегии развития образовательной организации, демонстрация положительного примера и распространение успешного опыта (повышение квалификации на стажировочных площадках), объединение команды «агентов перемен», обладающих более высоким уровнем современных компетенций. Один из форматов адресной помощи управленцам в Тюменской области – Губернаторские чтения, представляющие собой серию публичных лекций о различных аспектах глобальной, российской и региональной модернизации. С лекциями выступают ведущие отечественные эксперты – экономисты, политологи, социологи, предприниматели и т. д., и аудиторию этих лекций составляют в том числе работники образования. Для них это возможность погрузиться в такие темы, как трансформация российского человеческого капитала, проблема региональной политики в России, цифровая экономика и искусственный интеллект, история и политика (как наше настоящее и будущее связаны с нашим прошлым). Тюменской областью, Ханты-Мансийским автономным округом – Югрой и Ямало-Ненецким автономным округом создан Западно-Сибирский межрегиональный научно-образовательный центр, где изучаются вопросы лидерства и управления командами в научной среде, разрабатываются и реализуются научно-технические проекты. В этот центр приглашаются педагоги, руководители школ, представители региональных муниципальных методических служб, где они, выходя за рамки своей школы, получают представление о том, что происходит в регионе, в России и в мире. Эти региональные практики позволили Тюменской области стать пилотным регионом по проведению школьного этапа ВОШ (Всероссийская олимпиада школьников) в режиме онлайн, по индивидуализации обучения на уровне средней школы (Сколково), по оценке эффективности деятельности руководителей, по разработке и апробации программ воспитания, по организации и проведению всероссийского конкурса проектных и исследовательских работ и многих других.

Все нововведения сопровождает ТОГИРРО, в первую очередь работаем с управленческими командами, развиваем компетенции руководителей. Например, во время практикума на одной из стратегических сессий «Принятие управленческих решений», на котором предлагаются конкретные кейсы, идет выработка решений по конкретным образовательным организациям с учетом их особенностей и специфики.

Конкретика действий, принятая совместно на августовском форуме, предоставляет возможность каждому руководителю, учитывая особенности коллектива, на основе анализа личностного и профессионального потенциала педагогов действовать по четко заданному алгоритму. Контрольными точками по определению достигнутого результата являются единые региональные методические дни. Для обучающихся, например, это успешно реализованная форма проведения совместных научных сессий с участием приглашенных профессоров из ведущих вузов России, а на методических сессиях – подготовка к участию в статусных олимпиадах.

Отдельная тема – использование потенциала конкурса «Педагог года Тюменской области» для профессионального и творческого роста учителей и руководителей образовательных учреждений. У этого конкурса, как и у послеконкурсного движения, которое давно уже вышло за пределы области и тесно связано с другими российскими регионами, богатые традиции, история, опыт. Вместе с тем и здесь набираем обороты и стараемся реагировать на вызовы времени, на социокультурную и экономическую ситуацию в регионе – конкурс меняется, обновляется, находится в постоянном движении и развитии. Сегодня в него включены номинации «Педагогический дебют», «Молодой руководитель», появились новые форматы профессионального состязания и общения, которые отвечают идеям конкурсного движения: мы проводим фестиваль команд наставников и молодых учителей «Две звезды», конкурс педагогических команд «Лига педагогов», баркемп «Лайфхаки молодого педагога», совместные мероприятия учителей и студентов педагогического вуза.

От редакции

Благодарим Ольгу Владимировну Ройтблат за предоставленные материалы. Они легли в основу ее выступления на дистанционном семинаре «Вектор образования: вызовы, тренды, перспективы», который уже несколько месяцев проводит Академия Минпросвещения РФ – главный координатор по созданию единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров, по разработке общих подходов к повышению квалификации руководителей образования разных уровней.

Комментируя выступление Ольги Ройтблат, президент Академии Минпросвещения Исаак Калина согласно данным официального сайта этого подведомственного Министерству просвещения РФ учреждения отметил, что сегодня работники образования, в том числе руководители образовательных учреждений, практически лишены возможности какого-либо серьезного делового общения с лидерами той самой экономики, для которой мы хотим подготовить кадры.

Тот же источник (apkpro.ru) цитирует воспоминание президента Академии Минпросвещения РФ, связанное с обсуждаемой темой. «Должен признаться, что, став молодым директором, я гораздо больше учился у директоров заводов Промышленного района, чем у своих коллег – директоров школ, – рассказал Исаак Калина. – А сейчас мы упорно не выходим за рамки нашей системы, и, например, если проводим педсовет, то чужих туда не пускаем. Считаю, что система повышения квалификации сегодня должна открыться лидерам региональной экономики – руководителям успешных предприятий региона. Но готовы ли мы их услышать?»
Исаак Иосифович Калина считает, что важно научиться их слышать: «Они, как правило, управляют очень сложными системами, которые уж точно не проще наших систем, и управляют результативно, эффективно. Может быть, нам стоит поучиться у них много чему?»

Ольга РОЙТБЛАТ, ректор Тюменского областного государственного института развития регионального образования (ТОГИРРО), доктор педагогических наук, профессор, народный учитель РФ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте