search
main
Топ 10
Этот день настал: 7 декабря одиннадцатиклассники пишут итоговое сочинение Откуда берется лень у подростков и что с ней делать Педагогические династии были представлены на межрегиональном конкурсе Учителя Ульяновской области станут зарабатывать больше Глава Роспотребнадзора объяснила, когда школьников могут отправить на дистант Повышение зарплат учителей, обязательная школьная форма, итоговое сочинение — новости образования Минобрнауки: отсрочкой от армии можно воспользоваться только один раз Перенос итогового сочинения, школа без контрольных работ, финалы ВСоШ - главные новости образования Очередной Всероссийский открытый урок будет посвящен Героям Отечества Рособрнадзор: будет сформирована новая система показателей для оценки качества образования В первом чтении принят закон, позволяющий переводить школы с муниципального уровня на региональный Студентам белгородских колледжей на время дистанта будут выдавать сухпайки Глава РАО озвучила причины высокой учебной нагрузки в школах Лучший старт в учительской профессии в Подмосковье взяли мужчины Педагогов приглашают поучаствовать в марафоне «Как внести творческий воспитательный компонент в школьный урок» В подмосковных школах стартовала неделя функциональной грамотности Игрушки — дело серьезное: дискуссия экспертов в сфере образования и промышленности игр и игрушек Школьники рассказали, что думают о новых правилах итогового сочинения В школьных учебниках могут появиться разделы о выдающихся российских ученых В Подмосковье упростили регистрацию на ОГЭ и ЕГЭ
0

Работать на опережение

О региональных ориентирах в образовательной политике

Влияние образования на экономику становится сегодня все более очевидным, особенно это заметно там, где сама образовательная политика тесно связана со спецификой региона, с его политическими, экономическими, социальными, культурными особенностями и традициями. Понимание того, что система регионального образования, ее институты и вся инфраструктура должны обеспечить нашу экономику компетентными кадрами, во многом определило и направления развития образования Тюменской области.

В нашем регионе, как известно, наблюдается высокий темп строительства, который обусловлен комфортностью проживания: среди 10 лучших городов России по качеству жизни согласно рейтингу Тюмень является лидером. Здесь учитываются такие показатели, как качество медицинского обслуживания, дороги и дорожное хозяйство, культура и образование, жилищное хозяйство, оценка работы городских властей и миграционные настроения. Опосредованным результатом многих позитивных тенденций в экономике региона все более становятся инновационные образовательные проекты, реализуемые в области достаточно последовательно и системно. В их числе проект корпоративного взаимодействия «Школа – вуз – предприятие», направленный на раннюю профориентацию школьников и закрепление специалистов в региональном секторе экономики. В области открыты и успешно функционируют корпоративные классы с участием ведущих предприятий региона: Роснефть-классы, СИБУР-классы, НОВАТЭК-классы, а также агроклассы, классы-партнеры, классы агропромышленного комплекса, осуществляющие свою деятельность под эгидой Университета Северного Зауралья. В образовательную программу корпоративных классов включено углубленное изучение отдельных предметов, проводятся стажировки и практики, ведутся совместные разработки по актуальным профильным темам и проблемам. Выстроена система подготовки высококвалифицированных кадров инженерного профиля, налажен процесс выявления талантливых детей с техническим мышлением.

Тюменская область – регион с большим социокультурным потенциалом. С системой образования сотрудничает не только бизнес, но и учреждения культуры. Характерный пример – творческий тандем с Историческим парком «Россия – моя история» в Тюмени. Он открылся четыре года назад, и практически сразу более 300 учителей-историков включили этот ресурс в свою педагогическую деятельность – как учебную, так и внеурочную. На базе Исторического парка также проходят региональные и всероссийские профессиональные конкурсы.

Чтобы региональная система была более открытой и оказывала влияние на качество жизни, обеспечивала экономическое развитие региона, мы стремимся в полной мере использовать механизмы общественного договора, максимально привлекать всех участников образовательных отношений – родителей, педагогов, руководителей всех уровней, представителей широкой общественности – в процесс принятия решений по разным аспектам образования, а также для корректировки нашей образовательной политики. В августе на форуме мы обсуждаем достижения, выявляем проблемы и болевые точки, обозначаем решения о развитии образовательной среды и повышении качества образования. ТОГИРРО является оператором реализации этих решений, оказывает адресную помощь педагогам и руководителям.

Сегодня наши руководители любого уровня должны уметь быстро менять тактику, применять решения в ситуации неопределенности и новых вызовов, уметь действовать на опережение, а для этого быть в курсе современных тенденций в образовании, культуре, науке, политике. Адресная помощь включает такие направления работы, как устранение профессиональных дефицитов, определение стратегии развития образовательной организации, демонстрация положительного примера и распространение успешного опыта (повышение квалификации на стажировочных площадках), объединение команды «агентов перемен», обладающих более высоким уровнем современных компетенций. Один из форматов адресной помощи управленцам в Тюменской области – Губернаторские чтения, представляющие собой серию публичных лекций о различных аспектах глобальной, российской и региональной модернизации. С лекциями выступают ведущие отечественные эксперты – экономисты, политологи, социологи, предприниматели и т. д., и аудиторию этих лекций составляют в том числе работники образования. Для них это возможность погрузиться в такие темы, как трансформация российского человеческого капитала, проблема региональной политики в России, цифровая экономика и искусственный интеллект, история и политика (как наше настоящее и будущее связаны с нашим прошлым). Тюменской областью, Ханты-Мансийским автономным округом – Югрой и Ямало-Ненецким автономным округом создан Западно-Сибирский межрегиональный научно-образовательный центр, где изучаются вопросы лидерства и управления командами в научной среде, разрабатываются и реализуются научно-технические проекты. В этот центр приглашаются педагоги, руководители школ, представители региональных муниципальных методических служб, где они, выходя за рамки своей школы, получают представление о том, что происходит в регионе, в России и в мире. Эти региональные практики позволили Тюменской области стать пилотным регионом по проведению школьного этапа ВОШ (Всероссийская олимпиада школьников) в режиме онлайн, по индивидуализации обучения на уровне средней школы (Сколково), по оценке эффективности деятельности руководителей, по разработке и апробации программ воспитания, по организации и проведению всероссийского конкурса проектных и исследовательских работ и многих других.

Все нововведения сопровождает ТОГИРРО, в первую очередь работаем с управленческими командами, развиваем компетенции руководителей. Например, во время практикума на одной из стратегических сессий «Принятие управленческих решений», на котором предлагаются конкретные кейсы, идет выработка решений по конкретным образовательным организациям с учетом их особенностей и специфики.

Конкретика действий, принятая совместно на августовском форуме, предоставляет возможность каждому руководителю, учитывая особенности коллектива, на основе анализа личностного и профессионального потенциала педагогов действовать по четко заданному алгоритму. Контрольными точками по определению достигнутого результата являются единые региональные методические дни. Для обучающихся, например, это успешно реализованная форма проведения совместных научных сессий с участием приглашенных профессоров из ведущих вузов России, а на методических сессиях – подготовка к участию в статусных олимпиадах.

Отдельная тема – использование потенциала конкурса «Педагог года Тюменской области» для профессионального и творческого роста учителей и руководителей образовательных учреждений. У этого конкурса, как и у послеконкурсного движения, которое давно уже вышло за пределы области и тесно связано с другими российскими регионами, богатые традиции, история, опыт. Вместе с тем и здесь набираем обороты и стараемся реагировать на вызовы времени, на социокультурную и экономическую ситуацию в регионе – конкурс меняется, обновляется, находится в постоянном движении и развитии. Сегодня в него включены номинации «Педагогический дебют», «Молодой руководитель», появились новые форматы профессионального состязания и общения, которые отвечают идеям конкурсного движения: мы проводим фестиваль команд наставников и молодых учителей «Две звезды», конкурс педагогических команд «Лига педагогов», баркемп «Лайфхаки молодого педагога», совместные мероприятия учителей и студентов педагогического вуза.

От редакции

Благодарим Ольгу Владимировну Ройтблат за предоставленные материалы. Они легли в основу ее выступления на дистанционном семинаре «Вектор образования: вызовы, тренды, перспективы», который уже несколько месяцев проводит Академия Минпросвещения РФ – главный координатор по созданию единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров, по разработке общих подходов к повышению квалификации руководителей образования разных уровней.

Комментируя выступление Ольги Ройтблат, президент Академии Минпросвещения Исаак Калина согласно данным официального сайта этого подведомственного Министерству просвещения РФ учреждения отметил, что сегодня работники образования, в том числе руководители образовательных учреждений, практически лишены возможности какого-либо серьезного делового общения с лидерами той самой экономики, для которой мы хотим подготовить кадры.

Тот же источник (apkpro.ru) цитирует воспоминание президента Академии Минпросвещения РФ, связанное с обсуждаемой темой. «Должен признаться, что, став молодым директором, я гораздо больше учился у директоров заводов Промышленного района, чем у своих коллег – директоров школ, – рассказал Исаак Калина. – А сейчас мы упорно не выходим за рамки нашей системы, и, например, если проводим педсовет, то чужих туда не пускаем. Считаю, что система повышения квалификации сегодня должна открыться лидерам региональной экономики – руководителям успешных предприятий региона. Но готовы ли мы их услышать?»
Исаак Иосифович Калина считает, что важно научиться их слышать: «Они, как правило, управляют очень сложными системами, которые уж точно не проще наших систем, и управляют результативно, эффективно. Может быть, нам стоит поучиться у них много чему?»

Ольга РОЙТБЛАТ, ректор Тюменского областного государственного института развития регионального образования (ТОГИРРО), доктор педагогических наук, профессор, народный учитель РФ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте