search
main
0

Работай головой! Интеллект-карты расширяют границы разума и развивают мышление

На протяжении всего периода получения образования обучающимся приходится осваивать разнообразную информацию. И с каждым новым учебным годом ее количество постоянно возрастает. В связи с этим очень важно сформировать навыки эффективной обработки и запоминания материала любого уровня сложности. А для этого педагогу необходимо подобрать такой инструмент, который позволил бы не только усовершенствовать возможности мышления и памяти, но и превратил обучение в увлекательное занятие.

Интеллект-карты («карты ума») – это технология, системно развивающая: 1) логическое и пространственное мышление,  2) воображение, 3) зрительную память, позволяющая мыслить комплексно и целостно, усваивать на 100% информацию, анализировать, схематизировать и структурировать ее. В 1974 году технологию построения интеллект-карт разработал Тони Бьюзен, британский специалист в области психологии обучения и развития мышления. Эффективность использования интеллект-карт связана с особенностями строения человеческого мозга. Каждый из нас знает, что в мозге есть левое и правое полушария. Как правило, с материалом мы работаем с помощью букв и цифр. Мы конспектируем в тетради, блокноте, планшете. Этот процесс затрагивает работу левого полушария мозга. Однако Т.Бьюзен утверждает, что традиционное конспектирование ведет к неоправданным потерям времени, а именно:    записывается много ненужной информации;    теряется время на прочтение впоследствии этой ненужной информации;    теряется время на повторное прочтение ненужной информации;    теряется время на поиск ключевых слов.Тем не менее более эффективного результата можно добиться, если создать условия для совместной работы обоих полушарий головного мозга. Такие условия предусмотрены в правилах конструирования «карт ума».В своих трудах «Работай головой», «Супермышление» Т.Бьюзен обосновал и описал алгоритм работы с интеллект-картами в сфере образования.Применение данной технологии в образовательной практике имеет ряд преимуществ.Во-первых, позволяет решать достаточно широкий спектр задач. Например: составление ярких и понятных учебных конспектов (по целому циклу или отдельным темам предмета); анализ книг и статей; написание рефератов; выполнение индивидуальных и коллективных проектов; подготовка к выступлению; принятие взвешенного решения по какому-либо вопросу; планирование своего учебного и свободного времени (в частности, при подготовке к сдаче экзамена или организации собственного летнего отдыха) и т. д. Поэтому интеллект-карты подойдут для учащихся общеобразовательных организаций, студентов вузов и более взрослой целевой аудитории.Во-вторых, раскрывает интеллектуальный потенциал обучающихся. В одной из книг Т.Бьюзен описал ситуацию с девочкой по имени Барбара, которой сказали, что коэффициент ее интеллекта по результатам стандартного теста был ниже всех в школе. После месяца тренинга, в ходе которого она училась учиться с помощью интеллект-карт, коэффициент ее интеллекта вырос до 160, а впоследствии, на момент выпуска из колледжа, она стала лучшей из лучших.И, наконец, имеет удивительное последействие. Чем чаще обучающиеся работают над картой по выбранной теме, тем лучше у них развивается способность к генерированию разнообразных идей и мыслей, быстрому поиску путей решения любой проблемы.Однако стоит отметить, что построение интеллект-карт требует соблюдения определенных этапов, правил и принципов. Игнорирование их может привести к тому, что в конечном итоге не удастся полноценно освоить технологию и добиться желаемого результата.Этапы разработки интеллект-карт достаточно просты:1. Рождение идеи (выбор и формулировка темы).2. Мозговой штурм (фиксация всех ассоциативно появившихся идей, связанных с рассматриваемой темой).3. Создание/анализ (упорядочивание и группировка записанных ассоциаций).4. Действие (структурирование и оформление интеллект-карты).5. Результат (обзор и доработка получившейся интеллект-карты).  Правила построения интеллект-карт можно рассмотреть на конкретном примере (см. рисунок) и описать в следующих тезисах:1. Перед началом работы сформулируйте тему или проблему, рассмотрению которой будет посвящена карта. На рисунке 1 это «Подготовка к международному конкурсу молодых преподавателей «Педагогическое начало».2. Попробуйте потренироваться и выполнить несколько несложных интеллект-карт. Для этого подойдут самые простые темы (например, как провести ближайшие выходные или какой подарок сделать на день рождения).3. Для построения карты возьмите однотонный лист белой бумаги. Лист лучше расположить горизонтально. Формат: предпочтительно А0-А3. Карта имеет тенденцию наполняться во все стороны от центра и по мере создания занимает все отведенное для нее место.4. Приготовьте несколько цветных карандашей, фломастеров или маркеров. Чем больше цветов, тем лучше. Благодаря этому появится возможность разделять информацию по смысловым составляющим и ранжировать по важности. Также это позволит лучше воспринимать и запоминать. 5. Когда не предоставляется возможным рисовать элементы карты,  можно распечатать и приклеить цветные картинки. Это рекомендация для тех, кто сомневается в своих художественных способностях или ограничен во времени составления карты.6. Начинайте работу с центра горизонтально расположенного листа. Здесь помещается центральный образ темы. Он оформляется в виде одного ключевого слова, ассоциации и сопутствующей ему визуальной картинки (графические формы, пиктограммы, небольшие рисунки, стрелки). Чем более емким будет ключевое слово, тем легче запомнить всю интеллект-карту и тем проще будет само ее составление. Также центральный образ должен быть броским и ярким, поэтому лучше использовать не менее трех цветов. Таким образом, мы сразу начинаем вовлекать в работу оба полушария головного мозга.   На рисунке тема обозначена в центре словом «конкурс» и рисунками «пьедестал», «магистерская шапочка».7. Затем от центрального образа по часовой стрелке с правого верхнего угла горизонтально расположенного листа оформляйте ветви. Каждая ветвь означает ключевое слово, ассоциацию, которая раскрывает и конкретизирует тему карты. Ветви, расположенные вокруг центральной темы, будут наиболее крупные, далее они будут уменьшаться, конкретизируя и раскрывая смысл каждой из более крупных ветвей. Благодаря этому включается процесс ассоциативного мышления, а также учитываются особенности ветвистого строения головного мозга. На рисунке крупные ветви выражены ключевыми словами «документы», «план», «помощь» и т. д., их более мелкие ответвления также названы.8. К каждой ветви оформляйте подходящий визуальный образ. На рисунке, например, к ветви «эмоции» подобраны соответствующие картинки.9. Делайте не более чем 7+2 ответвлений от каждого объекта, а лучше не больше 5-7, так как такую карту сможет легко воспринимать даже уставший человек.10. С точки зрения удобства восприятия информации лучше рисовать отдельные ветви и их ответвления одним цветом. Также цвета могут нести определенный смысл: с помощью них можно выделять главные и второстепенные идеи, срочные и несрочные моменты, добавлять даты и др.11. Сначала можно попробовать сделать черновой вариант карты. Или же на первых этапах проектировать карту, вооружившись простым карандашом и ластиком. А потом уже приступать к ее оформлению в цвете.12. Проявляйте творчество и формируйте комфортный стиль оформления интеллект-карт. Карты не должны получаться одинаковыми, ведь стиль мышления у каждого обучающегося уникален. Если попытаться в заключение сформулировать основные принципы построения интеллект-карт, то получится следующее:- ассоциации (ключевые слова должны быть связаны между собой рядами ассоциаций);- принцип иерархии (двигаться от общего к частному);- достаточное свободное пространство (необходим большой лист, чтобы уместить все ассоциации и в дальнейшем дополнять карту);- минимализм: слова и надписи (только 1 слово вместо фраз и предложений, слова можно оформлять буквами разного размера);- максимализм: яркие и разнообразные цвета;- максимализм: изображения и ассоциации (больше картинок и ассоциаций);- природная форма ветвей (слова вьются вместе с ветвями);- эмоциональная вовлеченность (получать удовольствие от проделанной работы, привносить юмор);- учет ощущений всех модальностей (подключить к проектированию карты аудиальные и кинестетические ощущения: включить музыку или рисовать пальцами);- эстетичность (всегда приятно работать с красиво и ярко оформленной картой).Кстати, построить интеллект-карту можно не только на листе бумаги. В Интернете представлено множество программ, позволяющих конструировать карты в электронном виде (например, mindmeister). Однако, с моей точки зрения, выполнение карт в таком формате несколько нарушает некоторые вышеперечисленные принципы (к примеру, учет ощущений всех модальностей), поэтому я практикую в работе традиционный вариант.Выполнение заявленных правил и принципов построения интеллект-карт позволит представлять идеи в ясной, привлекательной и убедительной форме, придавать целостное видение темы или проблемы, способствовать лучшему пониманию и быстро искать возможные пути решения.Резюмируя вышесказанное, стоит заметить, что число пользователей интеллект-карт по всему миру превышает 250 миллионов человек. Последователей этой технологии можно встретить практически в любой стране мира. Думается, что, применяя данную технологию для себя лично или в образовательном процессе вместе с обучающимися, вы убедитесь, насколько интересным, продуктивным может оказаться процесс мышления и  как качественно способен усваиваться материал. Кристина ЗАЙЦЕВА, лауреат Международного конкурса молодых преподавателей «Педагогическое начало», преподаватель кафедры управления и экономики образования АО ИОО, Архангельск

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте