Одним из важных направлений работы столичной системы образования сегодня уже стало сотрудничество в рамках проектов ЮНЕСКО. О том, как развивается эта деятельность, рассказывает депутат Московской городской Думы, заместитель председателя Комиссии МГД по науке и образованию Татьяна Потяева.
Поликультурность пространства жизнедеятельности человека – неотъемлемая черта современного общества. Тот факт, что проблема уже не чисто российская, что она обсуждается на международном уровне, свидетельствует о ее актуальности, остроте и масштабности.
Особенно важно ее применение в области образования, когда речь идет о воспитании и формировании такой личности, которая способна жить и творить в нашем изменившемся мире, где есть представители разных национальностей, этнических групп, а следовательно, и представители разных историй, традиций, культур.
В документах ЮНЕСКО «Образование для всех», в рамках решения проблем предоставления качественного образования в XXI веке как основная задача всего педагогического сообщества мира поставлена очень важная задача: своей деятельностью педагоги должны добиться перевеса ценностей и идеалов культуры мира, толерантности, международного сотрудничества, международной коммуникации.
Именно эти цели обозначены во всех образовательных проектах, которые сегодня предлагает ЮНЕСКО для осуществления в разных странах, в том числе и в Российской Федерации. Сегодня наша страна интегрируется в единое мировое образовательное пространство, и, учитывая, что молодежь нынче очень мобильна и образованна, хорошо владеет иностранными языками, в учебном и воспитательном процессе должен выстраиваться и развиваться диалог культур, традиций, обычаев, религий, педагогических систем.
Говоря о деятельности сети ассоциированных школ ЮНЕСКО, не могу не отметить того, что они были и остаются пионерами в реализации многих очень сложных, но чрезвычайно актуальных задач.
Ассоциированные школы ЮНЕСКО входят в разветвленную мировую систему образовательных учреждений, которые по праву могут называться международными школами. Эти учебные заведения реализуют международные образовательные программы, имеющие авторитет и признание всего международного сообщества (PYP, МYР, IBO) в рамках международного бакалавриата. В этом проекте работают учебные заведения №№1531, 45, 1404, МЭШ, «Интеграция XXI век» и многие другие. Сегодня эта программа получила поддержку, в том числе и финансовую, Правительства Москвы, но необходимы дальнейшие шаги по ее распространению в Российской Федерации. Я считаю, что диплом IBO должны признавать отдельные вузы (в мире более 1300 университетов признают этот диплом, в том числе Кембридж, Оксфорд, Гарвард, Сорбонна и другие). Учащихся 9-х классов, сдавших очень трудные международные экзамены (8 предметных областей, внутри каждой области от 3 до 5 работ – эссе, практические работы, исследования, тест и другое), освобождают от экзаменов за курс основной школы, кроме экзамена по русскому языку.
С 1997 года школы ЮНЕСКО – активные участники программ поддержки чтения и русского языка. 30 школ, члены международной Ассоциации чтения, первыми заговорили о проблеме снижения доли активных читателей в России, снижения роли и охвата детским чтением, снижения роли семейного чтения, хотя она очень важна для детей особенно младшего возраста, считая, что результат возникновения всех этих проблем – ухудшение грамотности населения. За последние годы в Москве ассоциированные школы ЮНЕСКО проводили по всей этой проблематике ежегодно от 3 до 5 семинаров, а также один-два семинара международного уровня.
Сегодня в Российской Федерации появилась Национальная программа по поддержке чтения и грамотности, в Москве и других регионах создаются аналогичные программы регионального уровня.
В настоящее время получила распространение и поддержку на государственном уровне позиция, согласно которой общее образование должно обеспечить детям овладение своим национальным языком, а с другой стороны, обеспечить более качественное овладение русским языком, который для многих стран, возникших после распада СССР, стал языком межнационального общения, тем самым объективно выступая фактором сближения разных народов и этносов, проживающих в РФ, важным элементом развития полиэтической среды.
Сегодня в Москве работают национальные школы, в которых поликультурное образование должно способствовать двухуровневой социокультурной идентификации – национальной общероссийской и этнической. Говоря об этом, не могу не вспомнить замечательную встречу с детьми и педагогами из стран ближнего зарубежья в Московской городской Думе, организованную по инициативе Департамента образования, когда ребята из разных стран говорили о том, что для них значит русский язык и какое важное значение с этой точки зрения имеют международные лагеря и международные программы.
Излишне доказывать, как необходима сбалансированная политика в сфере образования, учитывающая как общегосударственные российские интересы, так и национально-культурные особенности народов России, как требуются новые подходы, модели и механизмы управления образовательными системами и учреждениями. Без решения этих вопросов невозможно в полной мере обозначить и решить задачи реальной модернизации образования, воспитания подрастающего поколения в духе общероссийского патриотизма, веротерпимости, готовности к межкультурному взаимодействию в условиях сложных общественных процессов. Исключительная роль с этой точки зрения принадлежит ассоциированным школам ЮНЕСКО, создающим основы для практического решения проблем.
Социальная нестабильность, возникающая в любом государстве из-за неподготовленности молодежи к жизни в условиях возрастающей полиэтничности общества и поликультурности среды, в некоторых случаях становится причиной неприятия друг друга, а как результат – приводит к криминальному исходу.
Участие в проектах ЮНЕСКО (например, в Мондиалого – проекте межкультурного общения молодежи) и выработка отдельных решений и предложений главам государств по сохранению устойчивого развития дают возможность еще раз продемонстрировать, как важны задачи формирования единого духовного пространства, как архиважны особые задачи образовательных учреждений в области образования и воспитания, требующие создания современной эффективной системы управления поликультурным образованием.
Еще один важный международный проект «Великий Волжский речной путь», в котором принимают участие 16 стран мира и 9 регионов России, призван служить укреплению идей толерантности, взаимопонимания, сохранения всемирного наследия, и как результат – он должен способствовать устойчивому развитию.
Исследователи и практики сходятся во мнении, что планомерная и систематическая работа по формированию межнациональных отношений может стать очень важным стабилизирующим фактором в обществе. В этом отношении трудно переоценить образование, построенное на принципах поликультурности. Это поистине образование нового типа, так как не только дает представление о многогранности, богатстве мировой и отечественной многонациональной культуры, но и создает среду для взаимодействия этих культур, формирует способность понять и принять другие культуры, решать возникающие вопросы, используя современные подходы, в первую очередь диалог. Важной становится и совместная практическая деятельность. Воспитание толерантности в поликультурном образовании можно рассматривать лишь как начало большого пути. За воспитанием толерантности должно следовать активное и конструктивное сотрудничество, которое можно рассматривать как основное поле деятельности ассоциированных школ ЮНЕСКО. Только в начале нынешнего учебного года школы приняли участие в презентации результатов работы по проекту «Год ребенка в Москве» в Штаб-квартире ЮНЕСКО (там были представлены школа № 1224 с творческим коллективом «Северная мозаика», Первая московская гимназия с презентацией проекта «Толерантность»). Учащиеся работали в мастер-классах Сергея Андрияки и Зураба Церетели и в своих работах выразили мысли и чувства, связанные с их видением проблем в мире.
Восемь стран-участниц проекта «Великий Волжский речной путь» приняли участие в экологической акции – выпуске взрослых осетров в дельте Волги совместно с Президентом РФ Владимиром Путиным.
Завершая 2007 год – Год ребенка в Москве, мы готовим выставку детских творческих работ школ ЮНЕСКО, где будет представлена их многогранная деятельность, в том числе и в области поликультурного образования.
Участники проекта к концу 2007 года выпустят сборник о его реализации на территории России.
Комментарии