«Я хочу, чтобы мой ребенок был успешен» – как часто слышим мы эту формулировку от родителей! Как же вырастить успешного человека? Ловите лайфхак! Для того чтобы это получилось, взрослым при общении с детьми надо соблюдать всего несколько простых правил.
Итак, первое правило: осторожнее с критикой.
Сильные негативные высказывания (например, «неумеха», «жадина») вызывают чувство обиды и злости, снижают самооценку ребенка и формируют негативное представление о себе.
Помимо сильных негативных высказываний к критике относятся все слова с частицей «не»: «не прыгай», «не наступай в лужу» и т. д. Бессознательно ребенок не слышит частицу «не» («прыгай», «наступай»). Для него взрослый говорит то, что делать не надо, но не сообщает то, что делать надо.
В данном случае лучше предложить ребенку возможный способ действия: «остановись», «обойди». Например, когда ребенок поднял ногу над лужей, взрослый может сказать: «Как ты высоко поднял ногу, как великан Гулливер, можешь перешагивать лужи!» Ребенок весь оставшийся путь будет с удовольствием перешагивать лужи.
Второе правило: предоставить возможность делать выбор.
Если ребенок привык только исполнять просьбы и действовать по указанию взрослого, он не научится принимать решения, в том числе не сможет сам себя занять на детской площадке или дома, выбрать игру или занятие в новой обстановке. Таким образом, ребенок без взрослого как без рук. Указания «делай так», «перестань» для ребенка являются дополнительным подтверждением того, что взрослый сильнее, умнее, а это снижает самооценку ребенка.
Третье правило: задавайте вопросы, ответы на которые не подразумеваются автоматически.
Родителям необходимо отслеживать, с какой целью задается вопрос.
Взрослый: «А кто это разбил чашку?» (Обычно это и так понятно, вопрос задается для критики.)
Знакомая ситуация? Лучше, если вместо этого из уст взрослого ребенок услышит, например, такие слова: «Ой, чашка разбита! Надо собрать осколки, чтобы не пораниться!»
А что же делать надо?
Первое правило: описывайте действия ребенка.
Одно и то же действие ребенка описать можно по-разному. Как вы опишите действия ребенка, так он и будет воспринимать ситуацию. Следовательно, главная задача – правильно описать то, что делает ребенок.
Например, ребенок трех лет ломает башенку.
Взрослый (вариант нежелательный): «Вечно ты все рушишь!»
Взрослый (вариант желательный): «Какой ты экспериментатор – строишь, разбираешь, потом опять строишь!»
Второе правило: отражайте речь ребенка.
Взрослым надо научиться следовать за ребенком. Чем меньше ребенок, тем это полезнее. Например:
Ребенок: «Мой палавозик едет по дологе».
Взрослый: «А теперь мой пар-равозик едет по дор-роге».
Третье правило: хвалите.
Похвала может быть двух видов. Общая похвала («правильно», «молодец», «хорошо», «здорово!») защищает самооценку ребенка и поддерживает его в том мире, в котором он живет (семья). Но как только ребенок выходит из семьи в социум, любая критика травмирует ребенка. Чтобы этого не допустить, необходимо формировать самооценку ребенка, которая во многом зависит от того, как его оценивает взрослый.
Построить «внутреннюю кладку» самооценки ребенка кирпичик за кирпичиком поможет конкретная похвала. Конкретная похвала – описание конкретных действий и поступков ребенка: «Ты так смело поступил», «Ты так хорошо построил башню, такую высокую». Когда ребенок может опереться на свои конкретные успехи, знания и умения, он становится менее уязвимым.
Четвертое правило: играйте вместе.
Все взрослые замечают, что младшие всегда тянутся за старшими: мы что-то режем – ребенок берет в руки нож, пропылесосили – ребенок пытается вставить вилку в розетку. Причем тянутся за уважаемыми людьми. Поэтому необходимо хотя бы 1 раз в неделю подстраиваться под игру ребенка: «Мне так интересно на тебя смотреть, мне так тоже хочется», «Я тоже хочу так играть, научи меня».
Любовь ЕЛИЗАРОВА, педагог-психолог Городского психолого-педагогического центра Департамента образования и науки города Москвы
Комментарии