search
main
0

Работа с семьей особого ребенка. Секреты родительской успешности

​Самое главное и важное в жизни каждого из нас – семья. Именно к родителям маленький человечек бежит со своими радостями и бедами, задает огромное количество вопросов и познает мир через призму родительского восприятия: «Этот хороший, а тот – плохой, в одной ситуации можно ждать помощи, в другой – надо справляться самому». И еще много-много лет, а может и всю жизнь, мы смотрим на мир глазами наших мам и пап.

Быть хорошим родителем непросто. Мы часто сомневаемся: правильно ли поступаю, не слишком ли я строга (или, наоборот, мягка) в общении с ребенком, понимаю ли его потребности и интересы или выдаю желаемое за действительное? Сложные вопросы для всех мам. И совсем сложно искать ответы тем родителям, у которых малыш родился с ограниченными возможностями здоровья. Мир перевернулся. Радость от появления нового человека сменяется растерянностью. Что делать? Как относиться к случившемуся? Куда обратиться за помощью? Как меня и моего ребенка воспримут окружающие? И тогда большая часть родителей совершает похожие ошибки. Первое: родители пытаются «не видеть» проблему. Даже когда все врачи пройдены и все медицинские заключения и рекомендации получены, родители не верят, что это случилось именно с их ребенком. Поэтому очень важно создать условия для принятия ситуации, понимания, что нужно делать дальше. Главное, чтобы семья не осталась в одиночестве со своими проблемами и получила необходимую поддержку со стороны специалистов.Второе: родители перестают общаться с окружающими, искусственно ограничивают социальные контакты. Кажется, что если окружающие не узнают о проблемах семьи, то будет легче. Также присутствует страх осуждения, ярлыка плохой матери. Необходимы просветительская работа, достоверная информация о распространенности данного нарушения среди детей, причинах, его вызывающих, и методах адаптации ребенка с ОВЗ/инвалидностью к жизни в социуме. Именно поэтому взаимодействие с семьей является неотъемлемым условием при работе специалистов психолого-педагогического центра с ребенком с ОВЗ/инвалидностью. От того, насколько доверительные отношения установились в триаде педагог-ребенок-родитель, во многом зависит итоговый результат деятельности специалистов.В Городском психолого-педагогическом центре реализуется проект «Родитель+», основной задачей которого является создание условий для поддержки родителей ребенка, и разработка модели взаимодействия специалистов психолого-педагогического сопровождения с родителями и другими членами семьи детей, имеющих трудности в развитии, обучении, социальной адаптации. Важно включить родителя в целенаправленное взаимодействие с педагогом и собственным ребенком на самых ранних этапах развития: в младенчестве и раннем возрасте (до 3 лет). Родители получают такую возможность в рамках реализации различных форм взаимодействия: семейные диагностические игровые сеансы, индивидуальные консультации специалиста (как при личном взаимодействии, так и в форме ответов на вопросы в ходе вебинаров), детско-родительские коррекционно-развивающие игровые занятия. Достоверную информацию и неоценимый опыт взаимодействия с ребенком мамы и папы перенимают в процессе обучения на мастер-классах, тренингах и открытых занятиях специалистов для родителей. Например, в территориальном отделении «Тверское» созданы все условия для сопровождения семей с детьми раннего возраста. На территории реализуется уникальная детско-родительская инклюзивная программа, в которой интегрированы сразу несколько направлений работы: логопедия, дефектология, возрастная психология развития, семейная психология, педагогика Марии Монтессори. Поэтому и взрослые, и дети получают здесь заботу, внимание, поддержку со стороны специалистов.Также самых маленьких посетителей от 1,5 до 3 лет ждут на занятия по программе «Речевое и двигательное развитие детей раннего и младшего дошкольного возраста «Вместе с мамой» в территориальном отделении «Митино». А в территориальном отделении «Кузьминки» открыла свои двери «Мамина школа». В процессе занятий родители получают теоретическое представление о значимости данного возрастного этапа в формировании личностных характеристик ребенка, осваивают практические навыки по развитию речевой, двигательной, познавательной сфер детей, а также их социальной адаптации в среде сверстников.В территориальном отделении «Донское» реализуется тренинг эффективного родителя «Дети – это просто», который дает возможность родителям освоить техники, позволяющие заменить похвалу и наказание, побуждающие ребенка делать выбор и нести за него ответственность, развивающие самодисциплину как у взрослого, так и у детей. Тренинг помогает родителям лучше понять себя и мотивы своего поведения, получить опыт в применении техник эффективного взаимодействия с ребенком, увидеть новые пути разрешения проблемных ситуаций. Работа с семьей проводится во всех территориальных отделениях центра. Детство – самая счастливая пора. Есть вера во все самое лучшее, в свои силы, в добро. И любые трудности становятся преодолимыми, когда тебя любят, если так интересно на занятиях, рядом внимательный педагог, готовый помогать тебе во всем, и улыбается мама. Мнение экспертаОчень трудно смириться с тем, что твой ребенок никогда не будет похож на других и его не получится «подравнять», а «подравнивать» придется все вокруг. Каждый родитель особого ребенка проходит несколько этапов принятия ситуации: отрицание, гнев, депрессия и только позже – принятие ситуации и готовность помогать своему ребенку и любить его таким, какой он есть.Виктория КУДЛЕНОК, педагог-психолог, член Московской городской ассоциации родителей детей-инвалидов, региональная общественная организация «Контакт»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте