search
main
0

Работа с практикантами. Мудрый совет. Выпуск 18

Хорошие директора школ, опытные учителя не раз рассказывали мне, какую работу приходится проводить с начинающими педагогами – недавними выпускниками педвузов. Предмет вновь пришедшие знают, это дано. Но…

Как планировать уроки, сколько материала «поместится» в стандартные 40-45 минут? Как справляться с дисциплиной, с опозданиями, с болезнями и отклонениями? Как общаться с родителями, если у тебя нет никакого опыта? Как научить себя быть готовым к неожиданностям? И еще длинный список вопросов, которые «мы не проходили».

Давайте начнем со словаря. По-английски практикант называется intern, trainee, person undergoing on-the-job-training, hands-in trainee, beginner.

Обычно практикант – это студент последнего курса педагогического университета; педпрактика – стандартная часть их программы обучения. Практиканты приходят в школу в сентябре. Сначала они посещают различные уроки, а затем должны провести несколько уроков самостоятельно, хотя и под наблюдением учителя, к которому они прикреплены. Они наблюдают за опытными предметниками, задают вопросы – и предположительно приобретают практические навыки преподавания избранного предмета. Как облегчить весь процесс? Как сделать, чтобы его участники извлекли из практики пользу, и никто не был травмирован? Однозначных ответов нет, но есть накопленный десятилетиями опыт, который поможет учителю направить в нужное русло практиканта, справиться с реакциями учеников и собственными эмоциями.

При первой встрече начните разговор с практикантом по-английски. Вы тут же увидите, понимает ли молодой человек сказанное вами, и услышите произношение. Если вы потратили много усилий на то, чтобы ваши ученики правильно произносили сложные английские звуки, вам не захочется, чтобы они начали вслед за практикантом говорить «зе» вместо “the” или «ииит ииис» вместо “it is”. Зачастую будущий молодой специалист даже не подозревает, что ему нужно поработать над произношением. Хорошо, если их речь звучит нормально, без очевидных ошибок. Если же вы заметили явные проблемы, найдите время посидеть вместе, предложите аутентичные записи, посоветуйте записать свою речь и сравнить ее с оригиналом. Для дополнительной мотивации объясните: в случае, если студент не устранит ошибки, вы не сможете зачесть ему практику. Пусть такая мера не кажется вам слишком суровой. Практиканты приходят на короткое время и уходят, а вам придется работать над ошибками целый учебный год!

Студент приходит в класс, который вам хорошо знаком. Вы знаете, на кого из учеников всегда можно опереться, кто всегда готов с ответом, от кого так и жди сюрпризы… Представьте молодого человека своему классу, объясните, что происходит; Бог даст, дети воспримут ситуацию с пониманием.

Как быть, если вы одновременно получили новые классы или целую новую параллель и школьная администрация внезапно обрадовала вас сообщением о прикрепленном практиканте? Постарайтесь выяснить как можно больше о своих новых учениках. Пролистайте журнал, посмотрите, какие у них оценки по разным предметам; загляните на страницу, где приведены данные о родителях. У вас будет время познакомиться с детьми до того, как практикант проведет урок. Поделитесь с ним своими наблюдениями, постарайтесь подготовить к уроку морально.

Конечно, старшекурсники уже должны знать, что такое школьная программа и план урока. Но не стоит принимать это как данность. Заранее дайте практиканту учебный план на месяц; предложите ему внимательно изучить учебник и составить список вопросов к вам; объясните, что они должны оставаться в рамках темы, придерживаться плана: им нужно будет продолжить тему, начатую вами, провести тест, запланированный вами, проиграть в классе аудио и видео записи, которые указаны в конце раздела, и так далее. Не стоит далеко уходить от темы или проводить нечто полностью не запланированное.

Напомните себе: практикант, особенно если он или она много моложе вас, – не вы! Вы можете детально проинструктировать студента, он может составить конспекты ваших уроков. Но молодые коллеги выглядят, звучат, двигаются, одеваются, ведут себя совсем иначе. Да и ученики будут не совсем похожи или даже совсем не похожи на ваших привычных оживленных, нетерпеливых, скучающих или замедленных детей. Наблюдая за тем, как ведет уроки практикант, делайте заметки. Вы получаете шанс увидеть знакомое со стороны.

Мне приходилось работать с практикантами–юношами. Помню, двухметровый парень вошел в класс начальной школы, малыши затихли и воззрились на него снизу вверх, открыв рты. Он начал тихо разговаривать с ними, вводить элементы игры, и постепенно установилась явная связь, взаимопонимание. Видно было, что это прирожденный учитель. А вот другой молодой человек, пришедший уже в выпускной класс, вызвал бурную реакцию со стороны девушек-подростков – и ему это очень понравилось. Выяснилось, что понятие «профессиональный риск» ему совсем не знакомо. Пришлось вносить коррективы в его поведение по ходу дела.

Разговаривая со студентами педагогических вузов, с начинающими педагогами, я делюсь унаследованными от моей бабушки жизненными уроками:

– Никогда не показывайте страх, или у вас будут постоянные проблемы с дисциплиной.

– Никогда не кричите на детей, они перестанут вас уважать или начнут отвечать вам тем же.

– Если после первого урока вам кажется, что ничего не получилось, не ругайте себя. Постарайтесь найти нечто положительное в неудаче. Вы не одиноки, все через это проходят!

To sum it up, it takes all kinds to make the world!

Нина Коптюг, кандидат филологических наук, Новосибирск

Все выпуски рубрики \”Мудрый совет\”.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте