search
main
0

Работа над ошибками. Формирование орфографических навыков

​Воспитательное воздействие контроль может оказывать только в том случае, если он систематичен, оперативен, разнообразен, а самое главное – оказывает на результаты обучения положительное влияние. Контроль не самоцель, и он осуществляется не только ради проверки усвоения определенных умений и навыков. Он воспитывает дисциплину труда, ответственность за результаты. Поэтому продумывание системы контроля служит важнейшей составной частью подготовки учителя к уроку. Сформировать орфографические навыки трудно. Наша многолетняя практика работы показывает, что есть немало интересных форм, способных упростить эту задачу.

Учителя нашей школы в течение ряда лет используют в системе такой вид работы, как диктант с подготовкой, или, как мы его называем, разученный диктант. По нашим многолетним наблюдениям этот вид работы позволяет добиваться осознанной систематической работы ученика. Важно сформировать у детей психологическую установку на самоусовершенствование.В течение недели ученик самостоятельно работает с текстом упражнения, заранее указанного учителем. Самостоятельную работу ребенка помогает организовать памятка, помещенная в учебнике 5-го класса, которая нацеливает на осознанное восприятие текста диктанта, обращает внимание на орфографически трудные случаи и постановку знаков препинания. Учитель же не просто обращает внимание ребенка на трудности, а объясняет ему их.Первые упражнения-диктанты мы анализируем всем классом вместе. Основная задача работы на этом этапе – ознакомить ученика с теми источниками информации, которые помогут ему в домашних условиях объяснить написание того или иного слова, постановку знака препинания. Для этого в первую очередь необходима хорошая ориентировка в справочном аппарате учебника: оглавление учебника; список орфограмм с точным указанием страницы, на которой расположено правило; орфографический и толковый словарики учебника.Так, например, чтобы узнать о написании слов «рапортовать», «впечатление», «декламировать», «викторина», «портрет», придется обратиться к школьному орфографическому словарю.Уже на первых уроках подготовки к диктантам мы уделяем большое внимание графическому объяснению выбранного написания. Так, под руководством учителя дети оформляют в тетради следующую запись: «диво – удивительный», «пахнет – запах», «полосы – полоса», «спорт – спортивные».Ученики знакомятся с основными этапами и последовательностью работы над упражнениями – диктантами в домашних условиях, получают образец, в соответствии с которым они оформляют запись в специальных тетрадях, предназначенных для самостоятельной домашней тренировки.Приблизительно через 3-4 недели можно быть уверенным, что в основном большинство детей подготовлены к самостоятельной деятельности дома, поэтому методика проведения диктанта с подготовкой несколько изменяется. На подготовку к диктанту даем ровно неделю (диктант пишется в определенный день недели). За это время ученики могут получить необходимую консультацию у учителя, обычно это бывает тогда, когда ребята не могут найти ответ в учебнике, а дома нет другой справочной литературы или Интернета.В течение недели для наблюдения за ходом подготовки к диктанту стараемся включать некоторые слова из него в уроки. Мы добиваемся того, что, готовясь к диктанту, ученики несколько раз дома в тетрадях-черновиках пишут его под диктовку родителей, старших братьев и сестер, друзей-одноклассников. Им нравится такая форма работы. И какой же радостью светится лицо ученика, получившего за свой труд хорошую оценку. Часто можно услышать: «А когда я в первый раз дома писал этот диктант, у меня было восемь ошибок, а сейчас только одна!»Школьник продолжает работать над словами, в которых были допущены ошибки, и после диктанта. Это происходит так: ученик, вызванный к доске, вместе с дневником несет свои диктанты, сложенные в конверт (все диктанты с подготовкой проводятся нами на отдельных листочках размером чуть меньше полстраницы ученической тетради). После ответа на основной вопрос ему предлагается записать под диктовку слова, в которых были допущены ошибки (класс в это время тоже записывает слова). Если ошибок нет, учитель просит ученика объяснить написание того или иного слова. Таким образом, школьник систематически отчитывается за свой труд не только перед учителем, родителями, но и перед коллективом класса. Ведь очень часто нежелание школьника учиться проистекает из убеждения, что его необъективно оценивают, что учитель все равно не заметит его старания. Подобная же система работы формирует у учащихся твердое убеждение, что если хорошо потрудиться, это будет непременно замечено учителем и оценено им по справедливости, вселяет уверенность в свои силы, ведь подавляющее большинство получают за эти диктанты «5» и «4».За год проводится в среднем 25-30 подобных диктантов, тексты их накапливаются – к концу года при завершающем повторении у учеников богатый и разнообразный материал по основным темам курса, а у учителя полная картина пробелов в знаниях школьников. Эти диктанты вместе с тетрадями для контрольных работ и тетрадями по развитию речи помогают учителю дать индивидуальные рекомендации о направлениях работы над ошибками конкретного ученика. В конце учебного года по итогам этих упражнений мы проводим своеобразный зачет. Ученикам, допустившим ошибки в этих диктантах, приходится отчитываться в усвоении определенного орфографического материала.Опыт показал, что эти упражнения-диктанты целесообразно сопровождать грамматическими заданиями по теме, изучаемой в данный момент в классе. Таким образом контролируется формирование не только орфографических умений и навыков, но и умений, связанных с усвоением других разделов школьного курса русского языка. А самое главное, у школьников постепенно воспитывается ответственное отношение к работе на уроке и дома, так как учащийся знает, что его умения и знания по любому разделу программы будут обязательно проверены и оценены учителем. Преимуществом таких диктантов является и то, что учитель может постоянно оперативно и своевременно влиять на формирование навыков учебного труда у каждого учащегося, пробелы в знаниях обнаруживаются очень быстро (контрольные диктанты проводятся примерно один раз в месяц в 5-6-х классах, а в 7-х и того реже), следовательно, и ликвидировать их гораздо проще.Контрольные вопросы, помещенные в конце каждой темы, по своей методической идее близки к упражнениям-диктантам: они также задают ученику ту конкретную учебную задачу, которую ему предстоит решить за определенный период обучения и затем отчитаться. Уроки-повторения мы строим как семинарские занятия. Поскольку ребятам 10-13 лет, то в урок вводится игровой элемент. Использование игровых технологий создает устойчивый интерес к предмету, благоприятный, комфортный для обучающихся психологический климат, а это уже и здоровьесберегающий фактор. Игровые приемы вообще стимулируют ребят к активности на уроке.Ученики рассаживаются в классе не так, как обычно, а группами во главе с консультантом (в течение изучения всей темы эта группа готовится по контрольным вопросам). Учитель задает вопрос и определяет время на размышление от 30 до 60 секунд в зависимости от сложности задания. Каждая группа может совещаться и решать, кто из ребят будет отвечать на данный вопрос (метод «каждый учит каждого»), но по сигналу учителя все обсуждения прекращаются и указанная учителем группа начинает отвечать. Оценивается не только правильность ответа, но и его полнота, глубина, качество приведенных примеров, а также речевое оформление. Если в ответе ученика была допущена неточность, речевая ошибка, другие группы могут исправить его, внести уточнения, набирая тем самым дополнительные очки для своей группы. По договоренности с учащимися оценка за работу на таком уроке выставляется всей группе, поэтому каждый член группы заинтересован в наилучшей подготовке, собранности и внимательности на самом уроке. Такие уроки не только дают возможность систематизировать и повторить материал по определенной теме, развивать речь учащихся, но играют огромную роль в воспитании чувства ответственности за результаты коллективного труда и ответственности коллектива за каждого его члена.Обычно на таком уроке прекрасно работают даже самые слабоуспевающие ученики (учитель при комплектовании группы должен обязательно предусмотреть, чтобы в нее равномерно попали и сильные, и слабые ребята). Во-первых, с ними готовятся к этим урокам все учащиеся группы; во-вторых, они охотно готовятся сами к таким урокам и очень активно работают на самом уроке, им стыдно подводить товарищей; в-третьих, есть реальная возможность получить высокую оценку; в-четвертых, сам дух состязания, соревнования увлекает ребят. На таких уроках комфортный психологический климат.Особенно живо проходит работа с вопросами, требующими сопоставления: «Объясните разницу в значении местоимения его (подвиг) – (наградили) его»; «В каком наклонении глаголы могут оканчиваться на -ете, -ите, а в каком только на -ите? Почему?».Эти вопросы сложны, так как требуют прочных навыков сравнения, противопоставления языковых явлений. Тем не менее такая работа интересна ребятам. Уже к 6-му классу они начинают на таких занятиях предлагать группам-соперникам для обсуждения свои вопросы.Многие вопросы составлены по аналогии с теми, что имеются в учебнике, и это тоже положительный момент, так как способность поставить вопрос – умение сложное и не менее важное, чем умение ответить на поставленный вопрос.Есть вопросы оригинальные, позволяющие судить о желании пополнить свои знания самостоятельно, а затем приобщить к этому своих товарищей: «Придумайте слово, у которого три корня», «Может ли существительное иметь окончание прилагательного?», «Какую букву мы употребляем реже всего?», «Чье это высказывание: «Человек, равнодушный к своему языку, – дикарь»?»Поставить вопрос на лингвистическую тему – очень сложное задание для учащихся, и мы специально учим их этому.Необычная форма и организация повторительно-обобщающих уроков по каждой изученной теме в 5-7-х классах очень привлекает ребят, заставляет их напряженно готовиться к таким урокам, активизирует их познавательную деятельность, воспитывает чувство ответственности за коллективные действия, формирует у многих ребят организаторские способности. Такая система контроля хороша еще и тем, что убеждает учащихся в целесообразности, необходимости и полезности для них самих постоянной, сосредоточенной и вдумчивой работы.На заключительных уроках по теме мы иногда проводим одновременно с контрольными вопросами и диктанты с подготовкой. Так сочетаются две формы контроля, которые формируют основные компетентности учеников.Подводя итоги работы за год, мы спрашивали ребят, какие уроки им запомнились и понравились больше всего, и они называли в первую очередь обобщающе-повторительные уроки и уроки, на которых писали диктанты с подготовкой. Почему? Ведь к этим урокам им приходилось особенно тщательно готовиться! Несомненно, ребят привлекают возможность получить хорошую оценку за свой труд немедленно, элементы соревнования, игры, возможность помочь товарищу не тайком от учителя, а открыто и по-деловому, с пользой для себя и одноклассника.Эти формы контроля позволяют выявить и тех, кто в 8-9-х классах станет ассистентом учителя. Им поручается проверка некоторых видов работ (например, диктантов с подготовкой) по образцу, проверенному учителем. Участвуют они и в проверке рабочих тетрадей младших товарищей. Право быть ассистентами нужно заслужить добросовестной подготовкой к урокам, знанием того учебного материала, который предстоит проверить, повышенной требовательностью к себе. Польза от такой деятельности несомненна и для самих ассистентов: они систематически повторяют изученный материал, вырабатывают орфографическую и пунктуационную зоркость, привыкают ответственно выполнять любую работу. Многие из них по окончании школы избирают педагогическую деятельность.Контроль дает учителю возможность следить за ходом формирования умений и навыков и оперативно вмешиваться в этот процесс. Данные его формы не только не создают перегрузки учащихся, но, наоборот, помогают выделить главное в работе дома и на уроке, вооружают навыками самостоятельной работы, становятся «ценнейшим ресурсом самообразования», обеспечивают возможность пережить ситуацию успеха для каждого ученика. «Если ребенку удается достичь успеха в школе, у него есть все шансы на успех в жизни» (психолог Уильям Глассер). С точки зрения индивидуального развития личности достижение успеха определяет не только самочувствие и удовлетворение собой – это та ступень развития, которая определяет его темпы (иногда прорыв) и направленность, а также социальную активность личности.Людмила СТРАХОВА, лауреат конкурса «Педагог года Подмосковья-2000», учитель русского языка и литературы томилинской школы №19, Люберецкий район

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте