search
main
0

Работа над ошибками. Без объективной оценки своих действий очень сложно двигаться к успеху

Татьяна БЕРНГАРДТ, учитель начальных классов ачинской средней школы №16 Красноярского края, учит детей… ошибаться. Главное – делать это правильно, понимая, что каждый промах – это шаг на пути к знаниям.

Из Москвы Татьяну Дмитриевну Бернгардт встречали всем Ачинском. Немаленький, по сибирским меркам, город – сто тысяч населения, но за 21 год работы в школе Татьяна Дмитриевна познакомилась с его половиной. Лучшей, конечно, малышами – она учительница начальных классов. А слышал о ней, наверное, каждый ачинец – о хорошем педагоге детская молва слагает настоящие легенды. Тем более что Татьяна Дмитриевна и сама отсюда родом. Оставила любимый город однажды и ненадолго – уехала учиться в Лесосибирский государственный педагогический институт, чтобы через пять лет вернуться в родную школу №16. Искренне считает, что ее победа – заслуга всего города: – Думаю, что победил весь Ачинск и образование города, которые оказывали огромную поддержку. Горжусь своей школой, своими земляками. А началось все, по ее словам, с мечты – мечты стать учителем. Откуда она взялась, неизвестно – кажется, что родилась вместе с ней. Но любимой игрой в детстве была школа, причем маленькая Таня чаще оказывалась в роли ученицы, учительницей работала старшая, двоюродная сестра: давала задания, ставила оценки. А Таня, учась на ее ошибках, решила стать другим учителем – настоящим, то есть таким, который помогает каждому ребенку научиться верить в себя. – Ведь любая самая безумная мечта не настолько безумна, как может показаться на первый взгляд, – говорит Татьяна Дмитриевна. – И у моей мечты есть основа: способности ребенка можно и нужно развивать. В этом и есть предназначение педагога. Работать учителем – это значит мечтать вместе с детьми. Но быть хорошим учителем – это не значит быть безответственным мечтателем, это значит быть тем, кто вместе с детьми ежедневно превращает мечты в цели, а цели – в результаты. Каждый день я маленькими шажками иду к этому. Как бы трудно ни было, постепенно превращаю ее в реальность. Она не считает, что учитель – это тот, кто учит. Татьяна Дмитриевна, учитель года-2014 Красноярского края, руководитель городского методического объединения, до сих пор ученица. Ее учат дети, и умеют, по ее мнению, делать это лучше взрослых, потому что говорят и действуют открыто. С их помощью она видит, что получается, а что нужно изменить. Главное для Татьяны Дмитриевны – не задуть огонек желания ребенка говорить о том, что он думает, что его волнует, радует или печалит. – Я убеждена, что если учителю не хватает времени на то, чтобы услышать каждого, дети начнут приспосабливаться – говорить то, что от них ждут. Выход вижу в открытых вопросах, в общении с ребенком на равных. Только в этом случае на моих занятиях будет настоящее общение и взаимное обучение. Каждый день я учусь специально и нечаянно: жизненные ситуации, книги или путешествия дают мне возможность почувствовать, кто я. Я учусь учить и учусь учить ребят умению учиться. Это та цель, достигая которую я приближаюсь к своей главной мечте – стать тем учителем, который помогает каждому ребенку взять новую высоту, ту, в которую он не верил. Иногда малыши дают своей учительнице совершенно неожиданные уроки. Когда несколько лет назад в класс поставили интерактивную доску, Татьяна Дмитриевна слегка оробела: такая серьезная техника! Разбиралась с трудом, пока один из ее учеников, придирчиво осмотрев чудо прогресса, не заявил: «Господи, да она такая же, как телефон». Она удивилась, как не заметила раньше: «А ведь и правда телефон, только большой». И справилась. Впрочем, она всегда добивается цели, руководствуясь принципом: если судьба и поставит палки в колеса, то поломаются лишь ненужные спицы. – Сегодняшние ученики будут трудиться на благо нашей страны примерно до 2060 года, – говорит она. – Трудно сейчас с уверенностью сказать, какие навыки потребуются им в жизни. Но я полностью согласна с мнением известного американского социолога Элвина Тоффлера о том, что «неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать, а тот, кто не научится учиться». Поэтому самым главным результатом моего труда считаю развитое умение учиться у моих учеников. Значит, надо, чтобы они поняли, что и ошибка – это находка, подарок, предвестник положительного результата. Ведь ошибаются все, главное, чтобы это не помешало, а лучше помогло идти дальше. В младшем школьном возрасте важно не упустить то, что будет залогом не только обучения в школе, но и фактором успешности на протяжении всей жизни. Без объективной оценки своих действий, в том числе ошибок и промахов, ребенку очень сложно двигаться к успеху. Я стараюсь использовать потенциал отметки так, чтобы она выполняла не столько контролирующую функцию, сколько воспитывающую, формирующую. И с первых дней в школе «выращиваю» у детей умение контроля и оценки для постановки будущих учебных задач – шагов к мечте. За основу системы своей работы Бернгардт взяла педагогическую технологию Алексея Воронцова, разработанную в рамках системы развивающего обучения Даниила Эльконина – Василия Давыдова. Для начала ребята сравнивают математические фигуры, людей, окружающие предметы – все что угодно – с образцом. Чтобы им было легче, за образец Татьяна Дмитриевна берет не только прямоугольник, но и сказочного персонажа или даже ученика из соседней школы. Это помогает сформировать умение определять границы своего знания и незнания. И потому радуется, когда ученик говорит: «Не пойму, как делать. По длине умею сравнивать, по ширине умею. А как сравнивать по длине всей границы, не знаю». Ведь это значит: ребенок знает, что он не знает! В середине и в конце первого класса она устроила два специальных дня, когда дети рассказывают о своих достижениях своим одноклассникам, учителю, другим взрослым. – Важность таких остановок в том, что ученики понимают, для чего они это делают, видят свои продвижения, сравнивают себя с собой прежним, радуются успеху, – объясняет Татьяна Дмитриевна. – Это мое педагогическое кредо – демонстрация ученику положительных изменений в нем относительно самого себя. Лист успеха и урок Успеха позволяют не только обратить внимание ученика на его удачу, но и зафиксировать продвижение. Чтобы крайний результат стал следующей точкой отсчета, требуется ситуация, где учитель как бы ловит на хорошем ребенка. Тогда, понимая, что продвижение состоялось благодаря приложенным усилиям, ребенок испытывает желание двигаться дальше. Еще одним важным педагогическим средством для меня является портфель достижений. Это собрание фактов, материалов, демонстрирующих ученику его успехи за длительный период времени и в разных сферах деятельности. Это мощная положительная оценка усилий ребенка им самим под девизом «Я смог, сумел». Работая с портфелем достижений, ученик понимает, что он сам может строить траекторию своего развития. На втором этапе дети учатся контролировать свои действия. Звучит серьезно, а на деле все гораздо веселее – Татьяна Дмитриевна, как и в детстве, играет с ребятами. И в школу, и в больницу. «Совещание врачей» само по себе мероприятие не самое увлекательное, в ее классе превращается почти в приключение. Каждый ученик в группе – «врач», специалист по конкретной орфограмме. Чтобы вылечить «больное слово», ему необходимо самостоятельно определить «диагноз»-орфограмму, затем выписать «рецепт» – способ проверки, а потом и «вылечить» слово, то есть проверить его и записать верно. На третьем этапе ребята уже начинают оттачивать свое умение самоконтроля и самооценки. В общем, все легко и быстро на бумаге. Гораздо сложнее в школе. Учиться мечтают далеко не все, но проблема, как считает Татьяна Дмитриевна, решаема. Не ругать, а хвалить, не недостатки видеть, а проявлять достоинства – ее рецепт воспитания. Новая система работы потребовала и нового подхода к родителям: – Если мамам и папам не объяснять важность работы, то они испытывают недоумение, а иногда и недовольство. Поэтому провожу консультации, где обсуждаю такие вопросы: «В чем отличие отметки и оценки?», «Какие детские результаты, кроме предметных, оцениваются на уроках?», «Кто и как оценивает результаты?». На «родительских практических занятиях» мы разбираем ситуации и пробуем выработать совместные решения, договориться о том, как помочь ребенку научиться учиться. Мамы и папы имеют возможность ежедневно видеть продвижение в обучении через оценочные шкалы в тетрадях и листы успеха. В конце четверти они получают листы информирования с предметными и метапредметными результатами детей, в том числе и с умениями контроля и оценки. А в конце учебного года ребята приглашают родителей на уроки Успеха, где рассказывают о своих победах и показывают портфели достижений. По мнению Татьяны Дмитриевны, школа – это не место, а время жизни человека. Каждый день она открывается новой гранью ощущений, настроения. Кто-то любит школу, другие ненавидят, третьи приспособились и покорно высиживают положенный срок. Но ее ученики не боятся неудач, потому что умеют делать работу над своими ошибками – ведут их учет в специальном справочнике, выясняя причины, находя возможности для исправления. Они на них учатся! И это умение уже не забывается, тем более что в ачинской средней школе №16 создана программа сопровождения пятиклассников, и как одно из направлений продолжается работа по формированию контрольно-оценочной деятельности. Собственно, Татьяна Дмитриевна и на конкурс пошла не ради себя, а ради школы – показать не столько свою работу, сколько слаженные действия всего коллектива. Когда на краевом туре объявили имя победителя, зал встал. Казалось бы, мечта исполнилась. – Нет, – говорит она, – счастливым учителем я стала, а чтобы стать настоящим, еще много нужно работать. И обязательно мечтать. Иначе можно огрубеть, ощетиниться, что недопустимо в нашей работе, а в итоге лишиться такой ценности, как общение с ребенком. Наши мечты – дорога к нашему счастью, в котором профессиональное и человеческое нельзя отделить друг от друга. Ведь если бы я не шла за мечтой, вдруг я не стала бы человеком, который превращает детские мечты в реальность?Красноярский край

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте