search
main
0

Работа над ошибками

Хорошее пособие нужно уметь правильно использовать

Подготовка к экзамену по физике для любого учителя – это прежде всего выбор стратегии обучения. Как и с помощью чего учить, как и с помощью чего проверять? Есть педагоги, которые учат и проверяют, активно используя сами тесты. На мой взгляд, это в корне неверно.

Сергей ЮДАКОВ

 

Если Вася Петров постоянно делает ошибку в третьем задании, то это не значит, что его надо попросить решить десяток аналогичных примеров. Очевидно, что такой способ обучения – банальное натаскивание. Учить же надо самой физике. А тесты лишь проверяют уровень подготовки к экзамену. Они позволяют учителю понять, на какие темы или умения надо обратить внимание данного ученика. Именно поэтому тесты как один из этапов подготовки к ОГЭ появляются на моих уроках в тот момент, когда уже весь учебный материал изучен и повторен. Коснусь подробнее этого последнего этапа.

Планирование подготовки начинается с поиска актуальных материалов с сайта ФИПИ. Необходимо понять, какие изменения в тестах произошли, каков кодификатор. Затем выбираю тесты, с которыми в дальнейшем буду работать с классом. Для себя я давно определил, что они должны полностью соответствовать демоверсии, размещенной на сайте ФИПИ, как по структуре заданий, так и по их сложности.

 

В этом году я остановил свой выбор на пособии «ОГЭ-2024. Физика. 30 вариантов. Типовые варианты экзаменационных заданий от разработчиков ОГЭ», созданном Еленой Евгеньевной Камзеевой. Оно содержит описание структуры варианта, систему оценивания заданий, обобщенный план варианта контрольных измерительных материалов для проведения государственной итоговой аттестации выпускников 9-х классов 2024 года по физике, примерный перечень комплектов оборудования, инструкцию по выполнению работы, справочные данные, бланки ответов, 30 вариантов и ответы к ним. Таким образом, в пособии содержится полный набор необходимого инструментария для процесса подготовки к ОГЭ.

Когда в классе 30+ учеников, сложно представить, что можно эффективно организовать образовательный процесс. Но это не так! Если рассадить учеников по группам по 4-5 человек, то количество управляемых и отслеживаемых единиц уменьшается во столько же раз. А организовать учебный процесс с семью единицами обучающихся групп уже намного проще.

Работа в группах разбита на несколько этапов.

1-й этап – «Знаешь ли ты все формулы?». А куда без этого? Конечно, формулы надо учить и повторять. Поэтому ребята проводят опрос друг друга, чтобы выяснить перечень формул, которые они не знают (с этого этапа начинаются все уроки). Причем опрос может быть как письменным, так и устным. Полагаю, что организовать такую работу под силу даже начинающему учителю.

2-й этап – «А что у тебя?». Учащимся предлагается тест, который они решают сообща, но каждый в своем темпе, постоянно сравнивая результаты. Я же, проходя между группами, в тетради любого члена группы вижу решение сразу пятерых человек. Согласитесь, что мне как учителю работать становится комфортно. А заодно я отмечаю, какие задания вызвали наибольшие затруднения.

3-й этап – «А разве так надо было?». Конечно, можно найти анализ ошибок за прошлые годы в официальных источниках, но… Это средние по стране ошибки, а передо мной конкретные дети и мои возможные недоработки. Поэтому на третьем этапе – «разбор полетов». Причем это не банальное решение мной нерешенных заданий, а разбор ситуации. То есть анализ «вокруг и около». Ответ на вопрос, что было бы, если в условии было вот так, так или так…

4-й этап – «Отработка». Решение сначала заданий, аналогичных первому тесту, а потом заданий на те же трудные темы, но с измененным условием.

Здесь опять коснусь пособия «ОГЭ-2024. Физика. 30 вариантов. Типовые варианты экзаменационных заданий от разработчиков ОГЭ». Его задания позволяют эффективно организовать работу на этом этапе. Приведу пример наиболее сложного задания с точки зрения успешности выполнения учениками. В разных вариантах оно выглядит так (см. рис.).

 

 

 

Как видите, пособие позволяет выбирать условие при одном и том же тестовом номере.

5-й этап – «Проверь себя». Решение теста целиком самостоятельно с определением индивидуальных тестовых баллов.

6-й этап – «Каждый за себя». Класс разбивается на три группы. Первая состоит из ребят, которые допустили незначительное количество ошибок. Им предлагается решать задания ЕГЭ по пройденным темам. Это очень хорошо мотивирует детей и развивает умственные способности. Вторая группа учащихся состоит из тех, кому есть что разобрать с помощью друг друга. И третья – из самых слабых, которых я усаживаю перед доской и уже с ними, что называется глаза в глаза, начинаю разбирать ошибки. Практика показывает, что проблемы у них тоже будут похожие, по одним и тем же тестовым номерам.

7-й этап – «Завтра на экзамен!». После работы над ошибками ребята, как правило, очень хотят улучшить результаты. Это контрольный тест. По нему я уже определяю возможности и уровень подготовки каждого. И ученики это понимают. Поэтому на экзамен ребята идут без страха, с уверенностью, что у них все получится.

Надо еще раз отметить, что задания для подготовки к ОГЭ должны соответствовать уровню ФИПИ. Это важно! Выбирайте тесты для подготовки правильно. Я свои выбрал. А вы?

Сергей ЮДАКОВ, преподаватель физики лицея №14 имени заслуженного учителя РФ А.М.Кузьмина, Тамбов

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте