search
main
0

Работа над ошибками

Готовимся к школе правильно

Уже совсем скоро в размеренные и относительно спокойные будни родителей заливисто и звонко ворвется первый школьный звонок, который оповестит о новом статусе: «Я мама-папа первоклашки». Это волнительно, как и все, что случается с нами в первый раз. Вопросов, как и сложившихся убеждений, по этому поводу предостаточно. Я хочу развеять те мифы и легенды, которые многие родители передают друг другу из поколения в поколение. Может быть, это поможет войти в новую роль без лишних тревог и переживаний. Проведем с вами некую «работу над ошибками».

Чем раньше мы начнем учить ребенка жить своим умом, тем лучше
Фото с сайта fotki.yandex.ru

 

Ошибка №1

Школа – это место порки

Опыт родителей имеет большое значение для подготовки и адаптации ребенка в школе.

Если бы сейчас нам пришлось назвать свои ассоциации со школой, наверняка у нас бы собралась целая корзина различных вариаций. Они были бы все разные, как и мы сами. Кому-то школа запомнилась вторым домом и внимательными учителями, вкусной едой и веселыми физруками. А для кого-то это место порки и визжащей учительницы, которая неистово ставила двойки в дневник и вызывала родителей в школу за любую крошечную провинность. И мы передаем этот опыт нашим детям.

Но ведь это только наш опыт. А у наших детей он будет их, личный. И ваши негативные ассоциации типа «кричащий учитель», «каторга», «вечная тоска» часто говорят о том, что взрослые на подсознательном уровне переносят на детей свои негативные школьные переживания. Это может отразиться на состоянии ребенка, вызвать у него чувство тревожности. Не следует демонстрировать свои негативные эмоции, их нужно преобразовывать. Вспомните, что вам нравилось в школе, свои успехи, увлечения, забавные случаи. И расскажите об этом детям.

 

 

Ошибка №2

Я же мать! Все куплю сама

Самая распространенная ошибка – «куплю все сама». Но ведь часто подготовка к празднику, его предчувствие, желание сделать его особенным и неповторимым, проживание этого времени и есть самое ценное осознание той самой ожидаемой внутренней позиции школьника. И потом, удобно ли ребенку в этих брюках/сарафане, не жмет ли, не колет ли эта блузка/рубашка/пиджак, не давят ли эти деревянные туфли/сандалии? Это же все надо пережить на уровне «вижу – слышу – чувствую» самому человеку!

Как вы научите ребенка чувствовать свои потребности, если даже эти прекрасные радости отнимаете у него? Надо наглядеться на себя любимого у зеркала, услышать добрые слова – поглаживания от мамы и папы, понюхать и запомнить запах новой формы, прочувствовать, как удобно ложится маленькая ножка на стельку туфельки. Это же незабываемые якорьки радости, которые надолго свяжут эти сладостные воспоминания каждого первого сентября.

А выбор рюкзака/портфеля и его наполнения – это же личная территория. Сколько опыта приобретает ребенок, когда самостоятельно выбирает пенал, карандаши, ручки! И даже если этот самый первый опыт будет обречен на провал: портфель неудобный, карандаши быстро ломаются или чересчур твердые и не пишут так ярко, как у соседки по парте, а ластик и вовсе не стирает, а оставляет черные пятна, прекрасно! Следующий поход в канцелярский магазин будет менее эмоциональным. И к пятому классу вы получите знающего и зрелого покупателя, который практично и искусно сможет собрать в школу и себя, и младшего брата. Только «опыт – сын ошибок трудных» поможет вашему малышу стать умелым и знающим человеком. А самое главное – вы всегда сможете сказать: «Это твой выбор!»

 

 

Ошибка №3

Главное, чтобы ребенок умел читать, писать и считать

Безусловно, малыш, который обладает навыком чтения, всегда будет выглядеть увереннее на фоне нечитающих ребят. Но есть такая штука, как смысловое чтение. А это умение к семилетнему возрасту редко вырастает.

Бывает и так: человек пришел совсем не знающим буквы, а к концу первого класса овладел навыком письма и чтения блестяще, обогнав читавших по слогам товарищей. Здесь магия учителя в содружестве с родителями, активный интерес, любознательность и мотивация самого ребенка. На мой взгляд, за первый класс малыш сможет научиться всем основным умениям, если он психически здоров, а его родители ему не вредители.

Всем родителям имеет смысл знать, что для успешной адаптации ребенка к школе гораздо важнее, чем все перечисленные навыки, психологическая стабильность, высокая самооценка, вера в свои силы и социальные способности. В этой ситуации очень важны установление теплых отношений ребенка с учителем и родительское участие.

 

 

Ошибка №4

Мир вокруг небезопасный

«Да он такой растяпа! Его надо за ручку водить до 14 лет», – нередко заявляют родители.

Неизвестно, где тут причина, а где следствие. Возможно, наоборот: он растяпа, потому что его до сих пор водили за руку.

Действительно, у каждого ребенка есть свои зоны повышенной опасности. И кому, как не родителям, их знать. Если ребенок импульсивный, ему потребуется больше повторений, чтобы усвоить, что на красный свет перебегать нельзя. Никогда! Даже если ты увидел на той стороне улицы приятеля. И даже если опаздываешь. Если ребенок пугливый, придется установить больше мер предосторожности и ознакомить его со всеми возможными вариантами опасностей и выходов из них. Так он будет чувствовать себя увереннее. Одному ребенку нужно специально рассказать о том, что выходить на лед зимней реки ни в коем случае не следует, а другой не пойдет туда, даже если его будут высмеивать одноклассники, да еще и побежит рассказывать учителю.

Мы все обладаем разными характерами, особенностями и слабостями. Но эти особенности можно корректировать.

 

 

Ошибка №5

Мой папа накажет обидчика!

Помогите ребенку научиться самому здраво оценивать ситуацию. Научите его справляться со своими проблемами. Например, Маша обиделась на Сашу, который обозвал ее вонючей козой. Маша пришла домой и рассказала о своем обидчике родителям. Они, недолго думая, начали активную переписку с родителями Саши, доведя друг друга до исступления. В ход пошли личные оскорбления и угрозы.

Кто прав? Папа, который защищал свою дочь? Или мама, которая оправдывала своего сына? На мой взгляд, оба не правы. Ребенка с самого детства надо учить, что каждый человек имеет право говорить и думать (последовательность важна). Но не всегда мнение другого человека нам важно и интересно.

Когда мы на следующий день разговорились с Машей, то конфликт был решен за пять минут. Вот наш диалог:

– Маша, тебя обидели слова Саши?

– Да, очень обидели!

– Что тебя больше обидело, что ты «коза» или «вонючая»?

– Вонючая! (Улыбается.)

– Ты доверяешь моему мнению?

– Да!

– Можно тебя понюхать?

– Да! (Смеется.)

– Маша, ты пахнешь сладкими конфетами!

– Это у меня духи такие! (Гордо.)

– Кому ты еще доверяешь?

– Василисе!

– Можно тебя Василиса понюхает?

– Да! (Смеется в голос, понимая, куда я клоню.)

– Вася, понюхай Марию! Чем она пахнет?

– Вкусняшками!

– Маш, а ты как сама думаешь, ты вонючая?

– Нет, конечно!

– Так почему же тебя задели слова Саши?

– Мне он нравится…

Родителю надо учить своего ребенка правильно и адекватно реагировать или не реагировать на слова других людей. Вокруг нас всегда будут находиться разные люди со своим мнением. Уметь не впускать в свою жизнь их слова – самая большая ценность, которой родители должны научить своих детей. Чужой рот не моя зона ответственности. Что он говорит, кричит, шепчет, ко мне не имеет никакого отношения. Я доверяю только себе!

На самом деле это единственный работающий способ уберечь ребенка от множества неразумных решений, о которых мы даже не догадываемся. Ведь мы не всегда будем рядом. Опека – ненадежный способ спасать и сохранять. Лучше, когда у ребенка формируется собственное чутье на то, что опасно, а что нет, что можно, а что нельзя.

Чем раньше мы начнем учить ребенка жить своим умом, тем лучше. Для этого он должен сталкиваться с разными людьми, а мы можем общение дозировать, разрешая ему получать опыт под нашим контролем. Важно, чтобы ребенок мог с вами поделиться своим опытом и получить не окрик или упрек, а реальную поддержку.

 

 

Ошибка №6

Пусть школа воспитывает и учит!

Готовить к школе должны родители. И точка! Расскажите детям о правилах поведения в школе, о предстоящем новом распорядке дня. По возможности познакомьте ребенка с его будущим учителем. Обсудите дорогу до школы, выберите вместе наиболее удобный маршрут. Проявляйте интерес к его школьному дню и занятиям.

Научите его застегивать пуговицы, завязывать шнурки. Покупайте вместе с ним такую одежду, с которой он сможет справиться. Не нужна блуза с воздушными петлями из двадцати пуговиц только потому, что это была мечта вашего детства.

Реально оценивайте действия первоклашки. Если вам кажется, что ребенок что-то не доделал, то обязательно ему это скажите в мягкой форме. Если вы правильно это сделаете, то в следующий раз ребенок это обязательно учтет.

Выберите вместе кружок по интересам или подходящую спортивную секцию.

В этот период ребенок желает получать новые знания, самым главным для него становится учебная деятельность. Он должен чувствовать себя нужным окружающим, а свои занятия – очень важными. К тому же активные дети, которые преуспевают в спорте или обладают различными талантами, автоматически вызывают уважение у сверстников. Родителям главное – поддержать ребенка, помочь ему самоутвердиться, убедиться, что он способный и вполне трудолюбивый. Уважать его выбор и мнение.

Елена САВРАНСКАЯ, учитель начальных классов лицея №32, финалист Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2018, Белгород

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте