Составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования 2009 года, Примерной программы основного общего образования по иностранным языкам (Сборник нормативных документов. Иностранный язык / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2009) и «Программы общеобразовательных учреждений: Немецкий язык. 5 – 9 классы» / И. Л. Бим (М.: Просвещение, 2008).
Цели изучения иностранного языка, обязательный минимум содержания основных образовательных программ (в том числе виды речевой деятельности, языковые знания и навыки) – в публикации на страницах «Учительской газеты» №30 от 29 июля 2014 года.
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения иностранного языка в 9 классе ученик должен:
знать/понимать
– основные значения изученных лексических единиц (слов, словосочетаний); основные способы словообразования (аффиксация, словосложение, конверсия);
– особенности структуры простых и сложных предложений изучаемого иностранного зыка; интонацию различных коммуникативных типов предложения;
– признаки изученных грамматических явлений (видовременных форм глаголов, модальных глаголов и из эквивалентов, артиклей, существительных, степеней сравнения прилагательных и наречий, местоимений, числительных, предлогов);
– основные нормы речевого этикета (реплики – клише, наиболее распространенная оценочная лексика), принятые в стране изучаемого языка;
– роль владения иностранными языками в современном мире; особенности образа жизни, быта, культуры стран изучаемого языка (всемирно известные достопримечательности, выдающиеся люди их вклад в мировую культуру), сходство и различия в традициях своей страны и стран изучаемого языка;
уметь
говорение
– начинать, вести/ поддерживать и заканчивать беседу в стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета, при необходимости переспрашивая, уточняя;
– расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая свое мнение, просьбу, отвечать на предложение собеседника согласием/ отказом, опираясь на изученную тематику и усвоенный лексико-грамматический материал;
– рассказывать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее, сообщать краткие сведения о своем городе/ селе, своей стране и стране изучаемого языка;
– делать краткие сообщения, описывать события/ явления (в рамках изученных тем), передавать основное содержание, основную мысль прочитанного или услышанного, выражать свое отношение к прочитанному/ услышанному, давать краткую характеристику персонажей;
– использовать перифраз, синонимичные средства в процессе устного общения;
аудирование
– понимать основное содержание коротких, несложных аутентичных текстов, относящихся к разным коммуникативным типам речи (сообщение, рассказ); уметь определять тему текста, выделять главные факты, опуская второстепенные;
– понимать основное содержание коротких, несложных аутентичных прагматических текстов (прогноз погоды, программы теле/радиопередач, объявления на вокзале/ в аэропорту) и выделять значимую информацию;
– использовать переспрос, просьбу повторить;
чтение
– ориентироваться в иноязычном тексте; прогнозировать его содержание по заголовку
– читать несложные аутентичные тексты разных стилей с полным и точным пониманием, используя различные приемы смысловой переработки текста (языковую догадку, анализ, выборочный перевод), оценивать полученную информацию, выражать свое мнение;
– читать аутентичные тексты разных жанров с пониманием основного содержания (определять тему, основную мысль; выделять главные факты, опуская второстепенные; устанавливать логическую последовательность основных фактов текста;
– читать текст с выборочным пониманием нужной или интересующей информации;
письменная речь
– заполнять анкеты и формуляры;
– писать поздравления, личные письма с опорой на образец: расспрашивать адресата о его жизни и делах, сообщать то же о себе, выражать благодарность, просьбу, употребляя формулы речевого этикета, принятые в странах изучаемого языка;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
– социальной адаптации; достижения взаимопонимания в процессе устно и письменного общения с носителями иностранного языка, установления в доступных пределах межличностных и межкультурных контактов;
– создания целостной картины полиязычного, поликультурного мира, осознания места и роли родного языка и изучаемого иностранного языка в этом мире;
– приобщения к ценностям мировой культуры через иноязычные источники информации (в том числе мультимедийные), через участие в школьных обменах, туристических поездках, молодежных форумах;
– ознакомления представителей других стран с культурой своего народа; осознания себя гражданином своей страны и мира.
Раздел «Содержание рабочей программы» включает в себя колонки «Объекты контроля» и «Грамматический материал», которые дают учителю более детальное представление о том, какие умения учащихся предстоит развивать прежде всего.
В содержании и календарно-тематическом планировании сначала указывается тема по стандарту. Курсивом выделена тема, сформулированная в учебнике. Далее идет перечень названий уроков в соответствии с «Программой общеобразовательных учреждений: Немецкий язык. 5 – 9 классы» / И. Л. Бим. – М.: Просвещение, 2008.
В силу специфики обучения иностранным языкам большинство уроков носят комбинированный характер, когда на одном и том же уроке могут развиваться у учащихся все 4 вида речевой деятельности (говорение, аудирование, чтение, письмо). Поэтому в календарно-тематическом планировании не указан тип урока. Для достижения цели используются различные формы работы: групповая, парная, индивидуальная, фронтальная.
Одна из главных задач – прочность усвоения учебного курса. При низком уровне обучаемости учащихся количество уроков, отводимых на ту или иную тему, может варьироваться.
Изучение иностранного языка в основной школе направлено на достижение многих целей, что, в свою очередь, требует привлечения дополнительного материала.
Лицейский компонент в 9 классе включает в себя:
– углубленное, более подробное изучение грамматических тем с использованием дополнительной литературы
Темы:
1. Прошедшее время
2. Придаточные предложения времени.
3. Придаточные дополнительные предложения.
4. Придаточные предложения цели с союзом damit.
5. Инфинитивные обороты um, statt, ohne …zu + Infinitiv
6. Управление глаголов.
7. Употребление предлогов в Dativ, Akkusativ, Genitiv.
8. Страдательный залог
– дополнительный аудио – видео материал, способствующий развитию фонематического слуха;
– опережающее освоение лексики за счет чтения дополнительной литературы;
– более подробное изучение отдельных тем
1. Родная страна и страна/ страны изучаемого языка. Средства массовой информации. (Средства массовой информации. Действительно ли это четвертая власть?)
2. Школьное образование. Проблема выбора профессии и роль иностранного языка. (Будущее начинается уже сегодня. Как обстоят дела с выбором профессии?)
3. Мои друзья и я. Досуг и увлечения (чтение).
(Каникулы и книги. Они связаны друг с другом?)
– проектную деятельность, способствующую формированию у учащихся мотивации к изучению ИЯ и развитию интереса к страноведческой информации: коллажи, сочинения в «Книге о себе», сценки, спектакли, праздники на иностранном языке.
Елена Быкова, учитель немецкого языка лицея №9 города Слободского Кировской области, учитель года Кировской области-2013
В прикрепленных файлах: содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, ресурсное обеспечение.
Комментарии