Важная задача начального общего образования – формирование умения учиться (или другими словами, учебной деятельности) – решается на основе использования разнообразных средств ИКТ. Прежде всего необходимо ориентироваться на результаты, сформулированные ФГОС НОО. Хорошо, что в проекте новой редакции ФГОС метапредметные результаты описаны подробно и значимое место занимают познавательные УУД: работа с информацией, ИКТ-умения. Ориентируюсь и на программу «Формирование ИКТ-компетентности», представленную в основной образовательной программе НОО. В своих рабочих программах я отражаю задачи по достижению этих результатов.
Прежде всего это касается мотивационного компонента учебной деятельности. Ничто так не заинтересовывает современного школьника, как использование в образовательном процессе цифровых ресурсов, средств и технологий. Детям нравится работать с планшетами, ноутбуками, датчиками, цифровыми микроскопами, конструкторами по робототехнике.Но важно, чтобы у детей формировался не только занимательный интерес к учебе, чтобы у них была не только сиюминутная мотивация к занятиям, которые проводятся с помощью цифровых средств.Поэтому обращаю внимание на целеполагание и планирование работы с учащимися. Для того чтобы ученики поняли и приняли цель деятельности, я часто использую изобразительную, звуковую информацию – демонстрирую видеофрагменты, видеоряды, презентации. При этом важно не только демонстрировать, но и предлагать детям ответить на вопросы, предположить, о чем пойдет речь. Для этого использую коллекции ЦОР, сама подбираю банк видео- и аудиозаписей.Большое внимание уделяю работе с информацией. Конечно, главным источником информации является учебник, но в ХХI веке необходимо научить школьника анализировать и преобразовывать информацию с помощью цифровых средств, средств ИКТ.Хочется отметить, что и сам учебник приобрел электронную форму и стал цифровым средством. В электронной форме подобраны различные мультимедийные файлы, дополнительная текстовая информация. Электронная форма позволяет работать в интерактивном режиме, организовывать самопроверку и самоконтроль.Также для работы с информацией использую такие современные средства, как QR-код, дополненная реальность.Например, QR-код нужен для мгновенного получения информации, он активно применяется в нашем современном мире. На своих уроках использую QR-код для быстрого перехода на необходимый сайт, кодирую и текстовую информацию, активно применяю в практике и QR-квесты.Дополненная реальность позволяет представить изучаемый объект в реальном виде, увидеть и объем, и цвет, и движение, то, что не может сделать картина или рисунок. Например, с помощью дополненной реальности можно исследовать признаки изучаемого предмета. Благодаря технологии дополненной реальности оживают иллюстрации учебника.Использование ИКТ-средств позволяет создать избыточную источниковую базу, чтобы сформировать умение отбирать из информации самое главное, существенное. Для этого я предлагаю или сайты, или собираю информацию и выкладываю в папку, что дает возможность каждому предоставить весь перечень дидактических материалов. В этом случае использование ИКТ-средств предпочтительнее, чем использование бумажных.ИКТ-средства дают возможность формирования важного учебного умения, без которого не формируется учебная деятельность, – умения сотрудничать. Вокруг компьютера или планшета дети объединяются более охотно. Им предлагаются разные задания: составить алгоритм действий, рассказ, текст, в который необходимо вставить рисунок, создать схему, решить примеры и задачи.ИКТ-средства эффективны и в процессе формирования таких регулятивных учебных действий, как умение проверять и оценивать свои достижения. Для этого я использую тестовые задания, ресурсы, которые есть на сайтах. Некоторые создаю сама. Можно на моем сайте посмотреть…Рефлексия деятельности, контрольно-оценочная деятельность организуются мною разными способами. Часто применяю на своих уроках систему голосования Plickers.Отвечая на вопрос, ученики поднимают карточку с выбранным ответом. Учитель сканирует карточки мобильным устройством. На компьютер учителя передаются результаты. Это дает возможность узнать о прогрессе всего класса, а не нескольких его представителей, как бывает, когда опрос ведется устно. Приложение Plickers строит диаграммы ответов и дает возможность сразу узнать, какая часть класса поняла изучаемый материал, а кому нужна дополнительная помощь. Сам механизм использования Plickers настолько удобен, что позволяет учителю обеспечить немедленную обратную связь на любом этапе урока. Для проведения работы не нужен компьютерный класс или любая другая техника для учеников – только учительский планшет.Также активно использую систему голосования «Ментиметр».Достаточно продемонстрировать на экране QR-код или дать ссылку, и учащиеся с помощью мобильных устройств смогут быстро ответить на поставленный вопрос, выскажут свое мнение или оценку. Результаты голосования могут отображаться в разном виде. Картинка на экране изменяется с добавлением каждого нового голоса, и эта динамика привлекает учеников. Сервис не персонифицированный, нельзя определить, какой ответ дал каждый ученик, поэтому больше всего данный сервис подходит для содержательной и эмоциональной рефлексии.Интерес представляет и игра Kahoot. Она служит и средством закрепления полученных умений, и средством контроля.Kahoot подобна викторине. Каждый вопрос может иметь связанную с ним иллюстрацию или видео и выбор ответов, лимит времени на ответы. Обратный отсчет времени отражается на экране, что создает игровую соревновательную ситуацию и мотивацию правильно отвечать на вопросы и набирать наибольшее количество очков.Следовательно, я применяю средства ИКТ на всех этапах урока – от вводно-мотивационного до рефлексивно-оценочного. Благодаря чему учащиеся могут увидеть учебную проблему, сформулировать (вместе со мной) учебную цель, спланировать и выполнить работу по ее достижению, умеют работать вместе, проверить и оценить свои результаты.Кроме уроков, все универсальные учебные действия, в том числе и ИКТ-компетентность, формируются во внеурочной деятельности.ИКТ-средства не являются главным условием формирования учебной деятельности. Главное – найти педагогическую целесообразность их использования и грамотное, систематическое включение в образовательный процесс. Поэтому, перед тем как включить какие-либо ИКТ-средства в учебный процесс, приходится тщательно анализировать содержание учебного материала, возможности детей.Результаты своей деятельности я вижу в результатах учеников. У них успешно формируется умение учиться и, в частности, ИКТ-компетентность.В рамках ИКТ-компетентности выделяется учебная ИКТ-компетентность – способность решать учебные задачи с использованием общедоступных в начальной школе инструментов ИКТ и источников информации в соответствии с возрастными потребностями и возможностями младшего школьника.Отслеживаю сформированность ИКТ-компетентности учащихся на основе наблюдения и экспертной оценки по следующим критериям: умение находить информацию по заданной ссылке, умение набирать текст на компьютере, умение фиксировать ход и результаты общения в группе на экране и в файлах, умение создавать рисунки, таблицы, умение создавать презентации, находить информацию по QR-коду, подбирать рисунки, фото, плакаты к тексту выступления, соблюдать правила информационной безопасности при работе в сети Интернет. Анализ результатов показывает, что практически 80% учащихся проявляют умения работать с информацией и ИКТ-компетентность на уровне выше среднего.Использование ИКТ-средств на всех без исключения предметах обеспечивает формирование учебной деятельности и навыков, необходимых для жизни и работы в современном высокотехнологичном обществе. Работать только с традиционными учебными средствами – значит отставать от прогресса.Елена ЛЮЛИНА, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2017, учитель начальных классов средней школы №8 с углубленным изучением отдельных предметов, Вологда
Комментарии