Говорят, что в Приморье жить плохо и трудно. Но у меня совсем не было такого ощущения, когда я общалась с молодыми юношами и девушками, недавно закончившими вузы и делающими свои первые шаги в самостоятельной жизни. Вот несколько историй для иллюстрации…
Кто-то скажет, что Анне Симоненок просто фантастически повезло! После окончания истфака Дальневосточного государственного университета ей представилась возможность получить второе высшее образование, и не где-нибудь, а в Институте стран Азии и Африки при МГУ. Почему Аня выбрала тайский? Наверное, это была в какой-то степени реализация юношеской мечты о сказочной стране грез – Таиланде. Роскошные пляжи и бархатное море плюс к этому древняя, интереснейшая, малоизученная культура тайского народа… Анна Симоненок оказалась практически единственным специалистом по тайскому языку на всем Дальнем Востоке, во всяком случае во Владивостоке подобных ей нет. После учебы в Москве Анну с удовольствием взяли преподавателем в Восточный институт ее родного ДВГУ. Одно только огорчает – в Таиланде девушка до сих пор так и не побывала.
– С моей зарплатой это пока нереально, – говорит Анна. – Туда один только билет 800 “баксов” стоит! Обидно, конечно, ведь в Таиланд из Владивостока народ как на дачу летает, но это при условии, что от “зелени” кошельки трещат. Хотя, по большому счету, им все равно куда, главное, чтоб под пальмы! Я же про эту страну знаю почти все, она мне уже как родная, даже снится иногда…
Сейчас у Ани главная мечта – собрать деньги на поездку. Сколько времени для этого потребуется, неизвестно. Впрочем, Анна по натуре оптимистка и надеется накопить нужную сумму уже будущим летом.
– Может быть, моя ситуация несколько нетипична для молодого специалиста, но я не считаю, что зарабатываю мало, – продолжает она свой рассказ. – Ставка преподавателя у нас в институте не слишком большая, как и везде, но выручает коммерческая доплата. “Восточники” дают ДВГУ очень приличные деньги от студентов-платников. К примеру, в моей группе 9 человек, из них только двое учатся на бюджетной основе, а остальные платят за обучение полторы тысячи долларов в год. Поэтому мне, как их преподавателю, полагаются существенные доплаты. В итоге я получаю в среднем четыре-пять тысяч рублей. Это при том, что работаю три дня в неделю по три часа! Остальное время можно использовать по своему усмотрению. Но я хорошо знаю, что никто из молодых ребят, моих коллег по работе, не трудится только в одном месте. Деньги зарабатывают в самых разных сферах: кто-то переводчиком, кто-то менеджером, многие подрабатывают в других вузах, как говорится, “крутятся” как могут.
Замуж Аня, как и многие ее ровесники, пока не спешит. Похоже, в сознание молодых начинает внедряться западный стандарт – сначала надо пожить “для себя”, заработать денег, сделать задел для успешной карьеры, а уж потом вешать на себя бремя семейных забот.
К примеру, именно так рассуждает еще один яркий представитель молодого преподавательского класса, аспирант Морского государственного университета Николай Гладков. При одном только взгляде на этого чертовски обаятельного парня, с вызывающе крашенной каштановой шевелюрой и щегольской бородкой, становится понятно – у человека все o▓key!
– Точно даже не помню, какая у меня стипендия, – говорит Николай. – Вроде бы рублей 500… Но я эту сумму всерьез не воспринимаю, потому что деньги зарабатываются в другом месте!
Нет, Николай не грабит народ темными вечерами. Он классный электронщик, и этим все сказано. Обучаясь в очной аспирантуре, он в то же время работает в компьютерном центре Морского университета. Тема его научных исследований совпадает с тем, чем он занимается на рабочем месте. Проблема для сегодняшнего дня очень актуальна – Гладкова интересует оптимизация информационных потоков в чрезвычайных ситуациях. А компьютерный центр университета как раз и специализируется на виртуальном моделировании ЧС.
– Я не собираюсь менять место работы после окончания аспирантуры, хотя многие наши ребята, отучившись здесь, потом без проблем находят себе место в банковских и коммерческих структурах, – говорит Николай. – Но я совершенно точно знаю, что мое направление очень перспективно и я буду зарабатывать хорошие деньги. По крайней мере долларов 500! Речь идет, конечно, не о бюджетной заработной плате, а о предоставлении разного рода коммерческих услуг организациям, чья деятельность связана с морем. Но самое главное, почему я здесь, – мне это очень нравится! Поверьте, заниматься любимым делом – для меня это главный “кайф” в жизни!..
Другими словами, но по сути то же самое услышала я и от Татьяны Маликовой, еще одного молодого преподавателя Морского университета Владивостока.
– Работа преподавателем – это мое призвание, – сказала мне Татьяна. – У нас вся семья учительская! Дед был профессором философии МГУ, мама и по сей день работает в школе. И я не мыслю себя ни в какой иной роли, хотя, наверное, где-нибудь можно было бы получать больше денег. Хотя все относительно, мне моей зарплаты в четыре тысячи пока хватает! Главное, здесь очень хорошо решаются вопросы жилья. Когда я только пришла в университет после окончания ДВГУ, мне сразу же дали комнату в благоустроенном общежитии. А в самом ближайшем будущем решится вопрос и с ордером на однокомнатную квартиру. Где бы я еще смогла получить бесплатное жилье? Согласитесь, это дорогого стоит! А когда кандидатскую защищу, и зарплата, надеюсь, прибавится. Преподаватели со степенью у нас за счет коммерческих доплат получают очень прилично, от семи до десяти тысяч…
Послушала я этих ребят и подумала – совсем не так страшен черт, как его малюют! Конечно, жить сегодня молодым, не имея финансовой поддержки обеспеченных родителей, совсем не просто, но одно правило работает железно – под лежачий камень вода не течет. Поэтому кто хочет иметь деньги, тот их зарабатывает. На двух ли, трех работах – это уже детали. Потому как иной альтернативы на сегодняшний день просто нет…
Лада ГЛЫБИНА
Владивосток
Комментарий специалиста
Кадровая проблема на сегодня – одна из самых трудных. Я даже пока не вижу реальных путей ее разрешения, особенно это касается закрепления в вузах молодых преподавателей. Ведь даже с учетом повышения зарплата доктора наук, профессора едва дотягивает до трех тысяч. Что же тогда говорить о молодых преподавателях? Зачастую выходит так, что аспирантская стипендия гораздо выше зарплаты, которую получает молодой преподаватель. Раньше, занимаясь наукой, молодые знали, что у них есть перспектива. Работа преподавателя вуза была престижной и морально, и материально. Если средняя зарплата по промышленности составляла 170 рублей, то у доцента и доктора наук она приближалась к 400. Теперь кандидатов и докторов наук по достоинству оценивают только коммерческие и банковские структуры. Они с удовольствием берут на работу специалистов со степенью или ученым званием, зачастую переманивая к себе преподавателей вузов. И, как правило, молодых, потому что те наиболее подвижны, способны воспринимать новые знания, переучиваться. Ведь многие ребята говорят: мы готовы потерпеть год-два ради будущей перспективы. Но сейчас, к сожалению, мы не можем пообещать им кардинальных перемен в течение такого короткого времени. Два года назад я оставил у себя на кафедре пятерых молодых аспирантов, через полгода осталось трое, а концу года – никого. Последний мой аспирант пришел ко мне и искренне признался: я больше не могу. Хожу до сих пор в одном пиджаке, в котором и поступал сюда, о женитьбе и думать нечего. Единственное, что пока привлекает молодых мужчин, – это отсрочка от службы в армии на время обучения в аспирантуре. Но со временем, решив эту проблему, они все равно уходят. Остаются в вузах лишь одержимые, преданные науке и преподаванию люди. Но они ведь погоду не делают. Думаю, закрепить кадры в вузах, тем более молодежь, мы сможем, лишь решив две задачи: во-первых, повысив уровень оплаты труда преподавателям вузов и, во-вторых, подняв престижность работы преподавателя. Как бы там ни было, но фильмы о милиции все-таки способствуют созданию определенного имиджа этой профессии. Я же могу вспомнить об ученых только киноленту моей юности – “Девять дней одного года”. Люди совершенно не знают своих отечественных ученых, ну разве что на слуху имя Жореса Алферова. Так что вопрос на сегодня остается открытым. Несмотря на то, что объем средств, выделяемых на образование, ежегодно растет (в этом году увеличился на 64%), существенно поднять зарплату преподавателям государство пока не может. Материальную поддержку можно получить только в управлении научных исследований, где есть возможность давать талантливым ученым гранты, таким образом стимулируя если не преподавательскую, то хотя бы научную деятельность.
Юрий ФРОЛОВ, начальник Управления экономики Министерства образования РФ
Комментарии