search
main
0

Пятитомник широкого диапазона. Его можно с успехом использовать для углубленного изучения физики

Издательство «Дрофа» выпустило пятитомник под общим названием «Физика 10-11» под редакцией Г.Я.Мякишева. На лицевых листах книг указано – «Учебник для углубленного изучения физики». В определенной степени это очередной вариант, «выросший» из многократно издававшихся базовых школьных учебников Г.Я.Мякишева «Физика-10» и «Физика-11», его задачников, книг типа «Занимательная физика» и многих других.

Сегодня, когда образование в старшей школе становится профильным, очень важно, что есть учебники (уже хорошо знакомые учителям и соответствующие возрастным особенностям учащихся), которые можно использовать в классах как физико-математического, так и физико-химического профилей. Именно таким и является этот пятитомник.

В аннотациях к нему сказано: «В учебнике на современном уровне изложены фундаментальные вопросы школьной программы, представлены основные применения законов физики, рассмотрены методы решения задач».

Подобное сказано и о других изданиях. Но… Одна из книг называется «Колебания и волны». Методика изложения материала – это практическая реализация единого подхода к изучению колебательных и волновых процессов различной природы, заложенного еще в 30-х годах XX столетия школой академика Мандельштама в эпоху бурного развития советской физики. Это не только физический, но и методический подход, апробированный и адаптированный учителями во многих школах.

В учебниках Г.Я.Мякишева изложены не только традиционные основы физической науки, но и современные новейшие достижения. Например, в т.1 «Механика» на странице 480 есть параграф, посвященный описанию динамического хаоса: «Совсем недавно, около 30 лет назад, произошло событие, не имеющее прецедента во всей истории физики. Спустя почти что 300 лет после выхода главного труда Ньютона «Математические начала натуральной философии» в рамках классической механики было сделано принципиально новое открытие. Его можно считать одним из значительнейших открытий физики XX в. Было обнаружено, что в простых механических системах с небольшим числом переменных, характеризующих их состояние, возможны сложные, непредсказуемые, случайные движения. Причем эта случайность носит принципиальный характер: от нее нельзя избавиться, уточняя начальные условия и набирая большую информацию о возможных воздействиях на систему. Порожденную таким образом ситуацию и стали называть хаосом, или динамическим хаосом». Этого нет ни в каком другом школьном учебнике – только в монографиях по нелинейной динамике. «Пятитомник» обладает целым рядом достоинств как в содержательном, так и в методическом планах: это и введение производной, и формализация метода решения задач на относительность механического движения, и формулирование основного утверждения динамики при изложении законов Ньютона, и введение второго начала термодинамики и его статистическое толкование, доступное изложение элементов квантовой механики. Сюда же следует отнести и «Примеры решения задач» с подробным разбором типовых заданий (сказывается преемственность практики физфака МГУ).

Одно из принципиальных достоинств «Пятитомника» – то, что материал, изложенный в нем, позволяет педагогу варьировать программу курса в широком диапазоне, урезая, углубляя или расширяя ее от базовой программы до необходимых пределов. Эта серия учебников может быть использована для внеклассной и кружковой работы. На наш взгляд, это один из лучших современных школьных учебников как для углубленного, так и для базового курсов физики. И сохраняющий, что весьма существенно сегодня, уровень физического образования в стране. Естественно, книга не может удовлетворить всех. Но все же основной ее недостаток в том, что за учебное время, отводимое на изучение углубленного курса физики в 10-х и 11-х классах, курс можно только скомкать. Ведь не секрет, что курс «Механика» просто формально перенесен из 9-го в 10-й класс. При этом условии пользоваться «Пятитомником» Г.Я.Мякишева как учебником непросто. Однако в издательстве «Дрофа» готовится к выпуску тематическое и поурочное планирование материала курса, изложенного в этих учебниках, на подходе лабораторный практикум к этому курсу («Физическая лаборатория»). Полагаем, что это расширит возможности использования этих учебников в практической деятельности учителя.

Анна АВДЕЕВА, Людмила КОМОЛОВА, учителя физики средней школы № 363, Москва

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте