Мой преподаватель Владимир Васильевич Шоган разработал невероятно интересную и увлекательную методику преподавания, которой научил меня. Именно он сыграл важную роль в моем профессиональном выборе, ведь с каждым успешно проведенным уроком по его системе я погружалась в профессию сильнее и сильнее, пока не окунулась в мир педагогики полностью. Для меня урок – это маленькая жизнь. Возможно, это звучит очень громко, но тому есть объяснение. Когда я веду урок, то пытаюсь проанализировать ответ каждого ребенка, понять, что нужно сделать, чтобы ученик достиг совершенства. В этом мне помогают сдержанное, внимательное общение, индивидуальный подход к ученикам, мягкость, но в то же время настойчивость и справедливая требовательность. Для ребенка школа – это второй дом. Здесь он социализируется. Поэтому очевиден тот факт, что учитель действительно прикасается к вечности. Ведь неизвестно, когда заканчивается его влияние на ребенка.
Сейчас я бы хотела рассказать, какие типы мотивирующих уроков существуют и какой тип больше всего у меня получается. Первый тип урока – это урок-образ. Здесь важно собрать образ целостного представления изучаемой главы, то есть обсудить с детьми хронологические и территориальные рамки изучаемой темы, чтобы у них сложилась четкая картина, о чем будет идти речь на ближайших уроках. Несомненно, я разделяю урок на несколько логических частей и в каждой из них обязательно использую актуальность, интересный факт, историческую часть и вывод.
Следующий тип урока – урок-мышление. Пожалуй, это моя волшебная палочка, помогающая творить учебный процесс, пользоваться которой мне нравится больше всего. В первой части этого урока есть интрига. Это историческая загадка, которая прерывается на интересном моменте. Ее задача – держать детское внимание на протяжении целого урока. Второе – проверка знаний. Этот этап состоит из трех заданий: группового, творческого, ну и, конечно, индивидуального. Третье – это получение новых знаний. В этой части урока особенно важно преподнести детям материал так, чтобы они действительно вычленили из него самое главное.
Заключительная часть урока – это действенное закрепление, ну и, конечно же, возвращение к интриге и ее разрешение.
Следующий тип урока – это урок-погружение. Он дает возможность ребенку стать частью истории. Самое главное – не увлечься игрой и не потерять научную основу. Иногда дети бывают настолько увлечены творчеством, что забываешь про главную задачу урока – развить в ребенке фактические познания. Игры – это хорошо, но во время учебного процесса они обязательно должны быть подкреплены фундаментальными знаниями. Иначе ученики могут подумать, что к истории позволительно относиться с легкомыслием, чего нельзя допускать, ведь она основывается исключительно на фактах. На уроке истории ребенок обогащается не только знаниями о развитии общества и природы, но и преодолевает монологизм мышления. Постоянно сталкиваясь с несовпадением точек зрения и позиций, учащийся, прежде чем вступать в какой-то спор, начинает приводить определенные аргументы.
Чтобы прививать детям интерес к предмету, я стараюсь вовлекать их во внеурочную деятельность. Мною был создан проект «Юные историки». Если образовательное учреждение будет способствовать развитию у детей коммуникабельных навыков, то в будущем ребенку будет легче. Формирование понятия у подростка, что он не один, что с ним команда, – это один из важных моментов, который заключается в проекте «Юные историки».
Но данный проект не ограничивается одним уроком истории. Так как наша гимназия имеет уникальный профиль, кроме исторических ситуаций я разрабатываю правовые. Изначально каждый участник выбирает себе юридическую профессию. Когда все определились с ролями, начинается отсчет времени. Задача гимназистов – найти преступника или раскрыть какое-то дело за определенный период. Весь процесс проекта снимается на камеру. Так, в 2017‑2018 учебном году был выпущен многосерийный фильм «Пятиклассные детективы».
На этом моя проектная деятельность не остановилась. Дети – это мое вдохновение. С целью развития мотивации учеников в 2018 году был запущен проект «Юные юристы», где дети разбирают исторические процессы, выступая в роле адвокатов и прокуроров. Таким образом, мы не просто отлично проводим время с гимназистами, но и получаем знания и бесценный правовой опыт.
В заключение должна сказать, что в Интернете, учебниках и книгах есть много ответов на вопрос, как мотивировать учеников. И с каждым из них нельзя не согласиться, однако самое главное – это то, какими являются учитель и его методика преподавания. Ведь, действительно, это не просто профессия, это образ жизни; это возможность познать себя и способность, обучая других, развиваться самой.
Элен КОЧАРЯН, учитель истории и обществознания юридической гимназии №9 имени М.М.Сперанского, Ростов-на-Дону
Для добавления комментария вы должны быть авторизированы.