search
main
0

Пятерка за попытку изменить мир

А как бы вы рассказали историю своего класса?

В преддверии 1 сентября в прокат выходит документальный фильм Юлии Вишневецкой «Катя и Вася идут в школу». Катя и Вася – молодые учителя из Москвы, которые едут на год в провинциальную школу работать. По велению души «идут в народ», как говорится. В школе Катя будет преподавать литературу, а Вася – географию. В самом начале фильма герои признаются, что мечтают внести немного жизни в суровые стены школы: открыть в детях саморефлексию, внутренние процессы, показать, что мир больше, привить гуманистические ценности, рассказать ребятам о мире. Получится ли это у наших героев?

Саша ГОРДЕЕВ считает, что дружба между школьниками и учителями возможна, но скорее как исключение. Фото из личного архива автора

«Фильм мы снимали весь учебный год, от первого звонка до последнего, – рассказывает режиссер. – Мы снимали только на уроках Кати и Васи – так договорились с самого начала – и на переменах, все с письменного разрешения родителей». В самом начале фильма есть такой кадр: директор школы останавливает бегущих мальчишек и заставляет их перед ним приседать. Есть в этом что-то от армейской муштры, где за провинность ты должен отжаться. «Видимо, существует какой-то негласный закон, по которому детям почему-то нельзя на перемене бегать. А как не бегать после 45‑минутного сидения на уроке? Это же дети! Так вот, снимать бегающих детей было нельзя, зато приседающих – можно». Сцена с приседанием – только прелюдия к образу директора школы и самой школы как «органа государственной системы безопасности». «Образование – это не услуга, это государственная политика… И вы государевы люди, вы те же самые военнослужащие, ФСБ и прочее, занимаетесь охраной нашего государства, чтобы оно не разрушилось и дальше существовало», – мотивирует директор учителей перед началом учебного года.

«Не знаю, занимается ли сегодняшняя школа образованием, но точно знаю: она незаменима для детей, у которых дома не все хорошо. В этом плане школа – институт безопасности», – размышляет Юля. Школа – это социальный институт, который следит, чтобы ребенка не били дома, создает ему какую-никакую стабильность, расписание, режим дня, пусть и вынужденную, но социализацию. Учителя знают, чем живут дети и в школе, и дома, знают, какие проблемы в той или иной семье, почему ребенок вдруг начал хуже учиться, а главное – им не все равно. Именно учителя во время каникул занимаются с отстающими школьниками. По факту именно школа, а не социальные службы занимается профилактикой антисоциального поведения, интеграцией, мониторингом, психологической поддержкой, она ближе к ребенку и его семье. «Школа точно лучше, чем табор, – говорит одна из героинь другого фильма, Дина, которая учит детей рома в другой провинциальной школе. – В школе они хоть чему-нибудь научатся, и то хорошо».

Вспоминается, как в 2015 году, когда Финляндию накрыл кризис беженцев и школы наполнились детьми из арабских стран, не говорящими по-фински и пережившими разные травмы, Министерство образования спустило в школы указ: главное – процесс и дружелюбная поддерживающая атмосфера в классе. Сколько вы пройдете за год, не важно. Сделайте так, чтобы дети подружились и ходили в школу. Именно процесс, а не зацикленность на результате и оценках стал показателем успешности в финских школах. Изначально поставленные в неравные позиции школьники, учителя, сами школы – как можно ставить успеваемость во главу угла? Да и что такое образование? Это же постоянный процесс длиною в жизнь. В какой момент вообще можно говорить, что человек закончил свое образование? Неужели с получением диплома после 9‑го или 11‑го класса? После колледжа, второго высшего или поработав на разных работах?

По идее, в школе должны происходить взаимодействие учеников и учителей, разных поколений, передача знаний, опыта, но этого не происходит, отмечает режиссер. «На уроке каждый галдит свое, и другим интереса нет. Редко дети что-то реально ответят учителю, как правило, они уходят от коммуникации. Дети предпочитают разговаривать со смартфоном. А ведь они могли бы иметь взрослого значимого товарища», – верит Юля.

Насколько возможна и нужна ли школьникам дружба с учителями, мы спросили одного из героев фильма – выпускника школы Сашу Гордеева, «который нарисовал Конституцию на доске». Возможна, считает Саша, но скорее как исключение из правил. А так хочется, конечно, иметь взрослого друга или приятеля, который в школе. Общаться с толковым взрослым, который тебя слушает и может что-то посоветовать, – это классно, это мотивирует. Обычно стоит блок: учитель и ученик, у них разговоры только по теме. С Катей и Васей можно было поговорить не только о ЕГЭ. Когда видишь, что можешь поговорить с человеком, выходя за рамки, это очень интересно.

Катя и Вася в школе стали теми значимыми взрослыми, которым можно доверять, считает режиссер. Может, с точки зрения образования они ничего не сделали, как и учителя старой закалки. Но, встроившись в систему, они стали доверенными лицами и смогли обезопасить подростков от каких-то глупостей, снизить градус радикализма. А сам Саша считает, что школа – это «карательная система, которая карает своим бездействием». Она может только потыкать пальцем. Когда на тебя обращают внимание учителя и журят – это приятно. Тебе хоть кто-то как-то уделяет внимание. А учителя – это другое сословие, к ним есть формальное уважение как к старшим.

Из 250 часов, отснятых в течение 66 дней благодаря удивительной команде, родившейся от простого клича в Фейсбуке, получилось 1,5 часа гениального повествования, от которого захватывает дух. Документальное кино не приносит денег режиссеру, а в этом случае даже и операторам. Все держалось на энтузиазме и вере Юли в то, что фильм получится гениальный. Когда снимаешь документальное кино, не знаешь, чем оно закончится и какова будет расстановка сил среди персонажей.

О документальном кино у нас мало пишут, его не рекламируют, единственное, что получают создатели, – это удовлетворение от того, что на фильм ходят. Юля мечтает, чтобы фильм с 25 августа ходили смотреть учителя – «это самая благодарная, сочувствующая и внимательная аудитория». Летом фильм показали участникам летней школы педсовета. Больше всего Юля боялась, что ее героев осудят за неопытность. А нет, некоторые учителя в Кате и Васе узнали себя 10 лет назад, узнавали какие-то школьные ситуации, общие для всех, смеялись. Интересно было услышать обратную связь – как жалко, что администрация школы не участвует в процессе, не помогает молодым учителям. Что дал учителям этот фильм? «Надеюсь, он их вдохновил, – говорит Юля. – Он дал осознание того, что было трудно, но ты эти трудности преодолел. А герои не смогли. Сам себе задаешь вопрос: а как тебе это удалось? Важно отрефлексировать механизм своего успеха. Понять, что ты сделал так. И это впоследствии поможет другим».

Очень рекомендую посмотреть этот фильм дважды: первый раз глазами учителя, и второй – глазами оператора. А как бы вы рассказали историю своего класса, что бы увидела ваша камера в течение года? И, конечно, дослушать до конца песню в финале.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте