search
main
0

Пять задач для работы на «пять»

​В новый 2015-2016 учебный год территориальная организация Общероссийского профсоюза образования и науки СВАО вступает с 49 первичными организациями.

В течение трех последних лет в связи с реорганизацией образовательных организаций шел процесс укрупнения первичных профсоюзных организаций. Январские статотчеты дают возможность проследить динамику этой работы:     1.01.2013 г. – 421 ППО;     1.01.2014 г. – 232 ППО;     1.01.2015 г. – 105 ППО. Таким образом, в каждом комплексе, завершившем реорганизацию, возникла проблема реорганизации первичек. В 2014-2015 учебном году были подготовлены и проведены 23 отчетно-выборные конференции ППО, в новом учебном году пройдут еще 9 (ППО школ №180, 283, 709, 962, 1411, 1499, гимназии №1531, 1554 «Марьина Роща») и в целом процесс реорганизации ППО ОУ СВАО можно будет считать завершенным. На сегодня анализ действующих 49 ППО показал, что в 31 из них (63%) численность ППО составляет более 50% от числа работников:     от 70% до 100% – 5 ППО (10%);     от 50% до 70% – 26 ППО (53%);     до 50% – 18 ППО (37%). Лишь одна ППО имеет 100%-ное членство – гимназия №1518. Из числа ППО можно выделить наиболее крупные (от 300 человек и более). Однако даже в этих крупных профсоюзных организациях есть еще перспективы для роста. Беспокойство вызывают другие показатели: в 18 ППО образовательных организаций округа процент членства ниже 50%. В результате присоединения иногда мы наблюдаем ситуацию, когда крупные ППО растворяются в малочисленных профсоюзных организациях либо приняли в свои ряды малочисленные профсоюзные организации, и численность оказалась меньше 50%. По итогам года произошел значительный рост профсоюзных организаций ОУ №950, 1565, 1568, 1577, 281. Наибольшая активность в Государственной столичной гимназии – 80 работников вступили в ряды профессионального союза. Почему этот вопрос так важен сегодня? Отсутствие в организации представительного органа работников – большой риск единоличного (без учета мнения сообщества работников) принятия решений по вопросам, напрямую затрагивающим трудовые и социально-экономические интересы работников. Сегодня, когда образовательный комплекс насчитывает в среднем до 500 работников, у руководителя возникает вопрос: как управлять процессом, в котором участвуют еще и до 3000 учеников, а также их родители? Заседания директорских клубов, круглые столы, семинары посвящают обсуждению формирования эффективной управленческой команды. Именно сейчас каждая ППО в лице своего председателя, заместителя и всего профсоюзного комитета должна принять ответственное решение: быть ли профсоюзу организации в составе этой управленческой команды или оставаться по-прежнему «массовиками-затейниками». Мудрый, дальновидный руководитель комплекса уже давно признал, что в современных условиях авторитетный, грамотный профсоюзный лидер не только «подушка безопасности» на пути преобразований, но и индикатор настроения в коллективе. Он ближе других членов управленческой команды к работнику, а значит, обеспечена обратная связь по многим животрепещущим для работника вопросам. На сегодня в округе нет проблем с полноценным участием председателей ППО в заседаниях управляющих советов комплексов, но каждый ли председатель готов активно включиться в работу этого органа управления и других комиссий, где голос профсоюза просто обязан звучать уверенно и настойчиво? Сегодня особого внимания в рамках осуществления социального партнерства на местах требует разработка одного из основополагающих документов, на котором строят отношения работодателя и работника, – коллективного договора.  Два последних года стали периодами активного подписания обновленной версии этого документа. Но, увы, иногда по факту обновление затрагивает лишь титульный лист. Почему? Да потому что отдельных работодателей вполне устраивает коллективный договор, который большей частью повторяет статьи Трудового кодекса РФ.  Но ведь возможности договора по обеспечению социально-экономических прав и гарантий работников гораздо шире. Нужно лишь активнее инициировать новые пункты. Ведь договор этот коллективный! А при регистрации документа в Комитете общественных связей нас обязательно поправят в той части, где мы несколько переусердствовали.  В конце учебного года по поручению МГО профсоюза первичные профсоюзные организации провели большую работу – мониторинг по осуществлению коллективно-договорного регулирования в образовательных учреждениях. Итоги этой работы будут рассмотрены на ближайших заседаниях профкомов ППО, а обобщенная информация направлена в экономико-аналитический отдел МГО профсоюза. В перечне вопросов мониторинга необходимо было отразить, предусматривает ли этот документ доплаты либо дополнительный оплачиваемый отпуск председателю ППО, заместителю, уполномоченному от профсоюза по охране труда. Согласно представленным материалам в прошедшем учебном году доплата председателю ППО за общественно значимую профсоюзную работу осуществляли в 59% ОУ; заместителю председателя ППО – в 28% ОУ; уполномоченному по охране труда ППО – в 16% ОУ. Альтернатива доплатам – дополнительный оплачиваемый отпуск. По данным мониторинга, его предоставляют председателю ППО в 48% ОУ; заместителю председателя ППО – в 30% ОУ; уполномоченному по охране труда ППО – в 18% ОУ. Однако в 18% ОУ коллективный договор не предусматривает предоставление профсоюзному активу ни доплат, ни дополнительных оплачиваемых отпусков. Отмечу 7 образовательных организаций, в которых работодатели мотивированы на сотрудничество с профсоюзом и как следствие осуществляют доплату и председателю ППО, и его заместителю, и уполномоченному по охране труда: №967, 1095, 1370, 1374, 1449, 1482, 1539, а вот в школах №967, 1482 председатель, заместитель и уполномоченный по ОТ имеют и доплату, и дополнительный оплачиваемый отпуск. Анализ всей этой информации абсолютно логично привел комитет территориальной организации к другому вопросу: а какова же активность наших первичек? Мы определили нехитрые, всем понятные параметры оценки:     % членов профсоюза от числа работников организации;     наличие зарегистрированного коллективного договора с приложениями, размещенного на сайте ОУ;     участие в обучающих программах МФП, МГО профсоюза, семинарах ТО;     участие в конкурсах МГО профсоюза;     участие в совместных проектах ДОгМ и МГО профсоюза;     участие в программах МГО: – Кредитный союз учителей; – НПФ «Образование и наука»; – Фонд материальной и благотворительной помощи;     международная работа (помощь педагогам Донецка);     работа с молодыми педагогами;     отдых и оздоровление членов профсоюза и членов их семей. Простое сложение баллов – и вот итог мониторинга за 2014-2015 учебный год об активности первичных профсоюзных организаций образовательных учреждений СВАО. По каждой позиции определились лидеры и, к сожалению, аутсайдеры:     свыше 20 баллов –  №1236;     от 16 до 20 баллов –  №283, 950, 1554;     от 10 до 15 баллов – №281, 1370, 1374, 1381, 1412, 1449, 1491, 1518, 1539, 1565, 1568, 1577, ГСГ;     от 4 до 9 баллов – 32 ППО;     от 1 до 3 баллов – 17 ППО. Это ни в коем случае не рейтинг школ, попытка проанализировать наши ППО на предмет социальной активности, жизнестойкости, способности перестроить свою работу в новых условиях. Интересные выводы: наиболее активны крупные ППО, в малочисленных, как правило, слабая активность. Безусловно, активность ППО напрямую зависит от активности председателя, профсоюзного комитета, профгруппоргов на местах в структурных подразделениях. Состав председателей обновляется, уходят опытные, приходят молодые и пока неопытные. Тут главное, на мой взгляд, желание быть в эпицентре событий школы, умение разбираться в тех процессах, которые происходят в учреждении и напрямую касаются работников. А повысить уровень своей компетенции всегда возможно. В этом году 13 председателей повысили свою квалификацию на курсах МФП по специальности «профсоюзный менеджмент». В следующем году эти курсы будут очень актуальны для коллег, впервые заступивших на выборную должность, а таких 15. В прошедшем учебном году два представителя от округа – Ю.Типикина (школа №554) и И.Королева (школа № 1565) – повысили свою квалификацию в АНО «Профзащита» по теме «Эффективная защита трудовых прав в образовательных организациях» с последующим правом осуществления проверки деятельности ППО. Члены комитета ТО М.Баранчикова (школа №1370), О.Половникова (№1449) и В.Новиков (школа №763) прошли обучение тьюторов в МГО профсоюза по проблемам пенсионного обеспечения. 9 июня 2015 года состоялось итоговое совещание ТО Профсоюза работников образования СВАО. На совещании присутствовали председатели ППО и заместители, в его работе приняли участие представители МГО профсоюза, члены Совета молодых педагогов СВАО, председатель окружного Совета ветеранов педагогического труда Т.Андреева. Состоялась приятная церемония награждения профсоюзного актива по итогам работы за год, представители 20 первичных профсоюзных организаций были награждены путевкой на отдых в Болгарию. В ходе подведения итогов работы были определены 5 основных задач на новый учебный год:     Сохранение и увеличение членства через усиление мотивационной работы в ППО. Сегодня каждой малочисленной профсоюзной организации просто необходимо проанализировать, в каких структурных подразделениях организации профсоюзное затишье, важно понять причины таких настроений и совместными усилиями ТО и профсоюзного актива ППО найти тот мотивирующий ресурс, который позволит пополнить ряды нашего профессионального союза и довести численность ППО до так нужных для полноценного социального партнерства 50% от числа работающих.     Переход на электронный учет членов профсоюза. Электронный учет членов профсоюза позволит оперативно использовать имеющуюся информационную базу в работе, не нужно обращаться за помощью в отдел кадров, чтобы составить список социально незащищенных категорий работников; работников, имеющих несовершеннолетних детей. Всегда доступен список юбиляров, а также работников, которым оказана материальная помощь, премии, дотации на отдых, подарки, новогодние билеты. В целом, имея такую базу, гораздо легче осуществить финансовое планирование на год, тогда, надеюсь, не останутся без внимания те, кто «уже 25 лет в профсоюзе, а так ничего и не получил»! Считаю, что такая информационная база просто необходима в условиях крупных ППО.     Переход на корпоративную почту. Необходимо обеспечить эффективный документооборот между ТО и ППО, а также внутри ППО между структурными подразделениями. Для этого ТО совместно с МГО профсоюза провела подготовительную работу по переходу ППО на корпоративную почту. В новом учебном году каждой ППО будет присвоен новый адрес электронной почты. Во-первых, это позволит упростить электронное общение между председателями ППО внутри межрайона. Во-вторых, такой адрес не будет перегружен информацией личного характера и позволит «не терять» профсоюзную почту. В-третьих, при смене профсоюзных руководящих органов почта останется действующим информационным ресурсом, обеспечивающим координацию работы внутри первички между структурными подразделениями.     Формирование общей сметы ППО. Разработка программ ППО. В новом учебном году потребует основательного подхода четкое планирование финансовых расходов каждой профсоюзной организацией. ППО укрупнились, финансы стали внушительными, и уже просто недопустимо работать без сметы. Отчасти именно нечеткая организация расходов профсоюзных средств в комплексе, а также недостаточная прозрачность и отсутствие регулярного отчета по расходованию средств стали поводом оттока членов профсоюза из отдельных профсоюзных организаций.     Активное участие ППО в управлении образовательной организацией. Новый 2015-2016 учебный год будет не менее активным в части разработки и подписания новых коллективных договоров. В комплексах предстоит активная работа по разработке, обсуждению и подписанию одного из важнейших приложений к коллективному договору – Положения об оплате труда в образовательной организации. Поэтапная работа по переходу работников на эффективный контракт также невозможна без профсоюза. Работа в комиссиях, в заседаниях управляющих советов, одним словом, поле для деятельности весьма обширно. В преддверии нового учебного года, общаясь с коллегами, было важно понять: с каким настроением наш московский учитель войдет в класс? Отдохнувшие, полные сил, соскучившиеся по работе и детям, в большинстве своем они отвечали приблизительно одинаково – хочется стабильности, это, я считаю, наказ, в том числе и профсоюзу! У Сингапурского профсоюза учителей задача более амбициозная – «чтобы все учителя были счастливы»! Хочу поздравить всех, от кого зависит учительское счастье, – наших учеников и их родителей, конечно же, директорский корпус – с новым учебным годом и пожелать единения в достижении высоких результатов! Ольга ПОЛЯКОВА, председатель ТПО СВАО

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте