Расскажу, как мы в училище вели пропаганду трезвости. Сейчас вроде возобновляется борьба с пьянством и алкоголизмом, строятся большие планы. Может быть, кому-то из коллег пригодится опыт.
Когда готовились к антиалкогольному вечеру, некоторые наши ученики в открытую сомневались в его успехе. Кое-кто так прямо и говорил: «Ну вот, будут нас пугать вином, водкой. За алкоголиков, что ли, нас принимают?» Скептически отнеслись и к тому, что основную подготовительную работу вели их сокурсники – мол, что нового они могут сказать? А педагоги осознанно отказались от собственной оценки этого зла – пьянства.
Понимали, что все слова будут привычны для слуха молодых людей, а потому особого воздействия не окажут. Вот и решили, что говорить на эту важную тему должны сами ребята.
Такие нашлись, и мы посоветовали им подобрать интересный, острый материал не вообще о вреде алкоголя, а взять различные аспекты – исторический, социальный, экономический, научный и медицинский.
«Историк» ознакомил товарищей с тем, как относились разные народы во все времена к употреблению спиртного. Рассказ «медика» был посвящен действию алкоголя на организм человека, его пагубным последствиям для здоровья. Выступающий откопал очень интересный материал о том, что в России во всех школах, народных училищах, гимназиях с 1914 до 1925 года проводились уроки трезвости. С этой целью были выпущены учебники и пособия, такие как «Учебник трезвости» (1913 год издания). Его автором был доктор медицины А.Мендельсон. В 1913 году потребление вина на душу населения составляло 4,7 литра абсолютного алкоголя (литр абсолютного алкоголя равен 2,5 литра водки). А в наше время душевое потребление перевалило за 18 литров.
Известно, что у пьяных людей нарушается снабжение клеток мозга кислородом и клетки начинают погибать. Приводилось и высказывание академика Федора Углова: «Нет в нашем организме органа, на который бы не влиял алкоголь».
«Социолог» отметил, что пьяница никогда не проявит свой творческий потенциал, он все будет критиковать, брюзжать, не займет конструктивную позицию.
«Экономист» обратил внимание на ущерб, приносимый пьянством семье, производству.
«Химик» нарисовал картину происходящих в организме процессов у лиц, употребляющих алкоголь.
Все говорили живо, интересно, аргументированно. Как мы и ожидали, завязался живой, непринужденный разговор. Ребята дополняли сообщения, заинтересованно обсуждали вопросы, спорили. По наиболее сложным вопросам давали пояснения учителя. Молодые люди узнали и об уголовно-правовых мерах по борьбе с пьянством.
Вот почему, думаю, небесполезными оказались пять узелков на память, завязанные самими же учениками – «историком», «медиком», «социологом», «экономистом» и «химиком».
Моздок, Северная Осетия – Алания
Комментарии