Чтобы из пятерки призеров выделить победителя Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2019, потребовалось провести еще два раунда – «Публичная лекция» на тему «Воспитание в школе в условиях современных вызовов» и «Разговор с министром», главой Министерства просвещения РФ Ольгой Васильевой. Мероприятие состоялось 3 октября в Общественной палате.
От первого лица
По мнению учителя биологии лицея-интерната №2 Казани Наиля Мирсаитова, обучение и воспитание неразрывно связаны друг с другом и подобны двум крыльям птицы, благодаря которым она способна летать. Главная миссия учителя – служение детям и обществу, хотя делать это с каждым годом все труднее и труднее, ибо новому поколению все сложнее понимать старое.
Учитель химии лицея №2 Саратова Вероника Романова считает, что сегодня налицо явное противоречие двух тенденций: с одной стороны, вузы, которые выступают за развитие традиционных подходов и фундаментальных знаний, с другой – средняя школа, которая наконец начала понимать всю важность инноваций и гибких навыков, soft skills. Проблема, однако, в том, что учитель находится меж двух огней, не зная, какой тренд выбрать за основу.
«Воспитать и научить ребенка может лишь тот, кто знает, куда, как и зачем он его ведет, – заявила учитель русского языка и литературы школы №55 «Долина знаний» Волгограда Лариса Арачашвили. – Но пока мы не воспитаем учителя, мы не воспитаем учеников».
Но в современной системе образования очень мало кто интересуется методиками воспитания, о чем свидетельствует статистика поисковых запросов «Яндекса». К тому же СМИ постоянно выставляют педагогов в невыгодном для них виде, надсмехаются над учителями.
Без национального самосознания и самоидентичности невозможно воспитать полноценную личность, убежден учитель географии Гимназии имени Подольских курсантов Подольска Московской области Павел Красновид. А тут мы наблюдаем весьма грустную тенденцию: дети очень мало интересуются историей своего рода, своих предков, своей страны. И выход учителю видится в музейной педагогике, которая дает возможность всестороннего образования детей.
А для преподавателя французского языка гимназии №171 Центрального района Санкт-Петербурга Марины Зезковой главный тренд образования видится в развитии навыков командной работы. «Обществу будущего нужны те, кто умеет договариваться, – заявила она. – Индивидуалисты, уткнувшиеся в гаждеты, ему не нужны. В то же время нам самим нужно научиться выстраивать полноценные связи в педагогическом коллективе, показывая тем самым школьникам пример сотрудничества».
Может показаться, что конкурсанты в своих коротких выступлениях не произнесли ничего оригинального, а только повторяли в нескольких словах то, о чем все и так знают. Но, во-первых, они изначально были ограничены рамками темы, определенной организаторами, а во-вторых, сегодня очень сложно удивить кого-либо, разговаривая о воспитании в школе, без риска свалиться в прописные истины или «плач Ярославны».
К первому лицу
Министр просвещения РФ, очевидно, будучи не вполне удовлетворенной услышанным, попросила конкурсантов уточнить, что же они, собственно, понимают под воспитанием. Ответы были самыми разными: привитие культурно-нравственных норм, которые закладываются прежде всего в семье (Романова); формирование гармонично развитой личности гражданина (Красновид); усвоение гражданами норм поведения и ценностей, принятых в государстве (Зезкова); создание личности, осознающей себя гражданином, стремящимся созидать, делать лучше страну и государство (Арачашвили); проживание вместе с учеником жизни (Мирсаитов).
Тогда Ольга Васильева попросила конкурсантов кратко сформулировать три принципа взаимодействия с родителями.
Для Павла Евгеньевича это открытость, искренность и сотрудничество.
Для Марины Александровны – внимание, объективность и готовность помочь.
Для Ларисы Гивиевны – доступность, доверие и открытость.
Для Наиля Галимжановича – доверие, уважение и направленность на результат – счастье детей.
Для Вероники Олеговны – достоверность информации, информированность родителей, уважение друг к другу.
Довольно предсказуемым был вопрос, связанный с отношением конкурсантов к общению с родителями через социальные сети. Оказалось, что учителя вполне понимают всю важность этого процесса и готовы к диалогу.
«Важно только в самом начале года договориться, как будет проходить это общение», – уточнила конкурсантка из Санкт-Петербурга. Ее саратовская коллега напомнила, что учителя – тоже люди, у которых есть своя личная жизнь, поэтому родители всегда должны это помнить и стараться не тревожить их понапрасну. Делегат от Подмосковья также разделяет мысль о том, что работа – это одно, а частная жизнь – совсем другое, следовательно, нужно договориться с родителями, когда им можно звонить с вопросами, а когда – нет. Конкурсант из Татарстана убежден, что социальные сети значительно повышают информированность родителей обо всем, что происходит в школе, однако он выступает за то, чтобы деликатные вопросы не обсуждались в публичном пространстве Интернета. И только волгоградский педагог сказала, что она открыта для общения на любые темы 7 дней в неделю и 24 часа в сутки и вообще надо приветствовать стремление родителей и учеников пообщаться с учителем о наболевшем, ибо это говорит о том, что они видят в нем друга.
Несколько вопросов для призеров конкурса поступило через сайт Минпросвещения РФ от пользователей. В частности, школьников интересовало: «Как сделать домашнее задание, чтобы вы были довольны?»
«Сделайте его честно», – ответила Лариса Арачашвили, добавив, что она готова завысить оценку, если увидит, что ученик пытался выполнить задание самостоятельно, но вот за списывание ему грозит неминуемая двойка, тем более что учитель это всегда видит.
«Сегодня так много говорится о сотрудничестве, – напомнила Вероника Романова, – так почему бы и здесь не показать детям преимущества совместной работы? Пусть проверка домашнего задания на уроках становится действом совместным: решения у доски сразу пишут несколько человек и могут поделиться подходами к решению».
«Это не я должен быть доволен, это детям самим должно захотеться выполнить домашнюю работу! – обрисовал свое видение проблемы Наиль Мирсаитов. – К счастью, биология – очень интересный предмет, там великое множество заданий, которые дети выполняют с большим энтузиазмом».
«Что доставляет учителю наибольшее удовольствие, как не готовность ученика сделать шаг вперед? – задала встречный вопрос Марина Зезкова и тут же продолжила: – Даже дополнительно выученное слово уже показатель того, что ребенку интересно».
«Все зависит, как всегда, от учителя, – сделал вывод Павел Красновид. – Если домашнее задание интересное, дети будут делать его с интересом, но важно знать, сколько сил на него затратил каждый школьник».
Еще один вопрос касался индивидуальных предпочтений конкурсантов – юзеры поинтересовались, с кем бы из великих людей они хотели провести урок.
Когорта знаменитостей получилась весьма пестрой:
– Синъя Яманака, японский биолог, исследователь стволовых клеток (Мирсаитов);
– Николай Семенов, российский ученый, единственный в нашей стране лауреат Нобелевской премии по химии (Романова);
– Михаил Ломоносов, первый крупный русский ученый-естествоиспытатель (Красновид);
– Николай Цискаридзе, российский артист балета (Зезкова);
– Михаил Нянковский, учитель литературы, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России»-1994 (Арачашвили).
Как поведала в свою очередь Ольга Васильева, сама она очень хотела бы провести урок, посвященный истории нашего Отечества начала 30‑х годов, с Владимиром Владимировичем Маяковским, ибо это не только поэт, но и «очень большая личность в истории нашего государства».
«Какой главный урок преподнесли вам ученики?» – таким образом выглядел последний вопрос этого конкурсного испытания.
Лариса Гивиевна призналась, что дети научили ее оценивать людей не только по академическим успехам, но и видеть в каждом человеке многогранную личность.
Наиль Галимжанович ответил, что благодаря ученикам научился доверять людям, их выбору, эмоциям, с которыми они приходят на урок.
Вероника Олеговна рассказала, как еще на заре своей педагогической юности попыталась излагать материал, словно перед профессорской аудиторией, однако ребята очень быстро спустили ее с небес чисто бытовыми вопросами. И теперь она старается объяснять тему предельно ясно и понятно для всех.
Павла Евгеньевича школьники научили верить в себя и быть учителем. Это оказалось довольно важно, так как преподавать он начал, еще будучи студентом.
А Марина Александровна вообще благодарна своим ученикам за все, что у нее есть.
Примечательно, что этот вопрос вызвал у главы Минпросвещения прилив душевных воспоминаний о годах ее педагогической деятельности. Ольга Юрьевна вспомнила, как в далеком 1979 году, когда она вела уроки пения в одной из школ Москвы, огромную помощь ей оказали ее коллеги – опытные преподаватели, многие из которых прошли войну. Они научили ее, как выстраивать отношения с учениками, соблюдать дистанцию, ибо без этого никак нельзя, иначе «сядут на голову». Попутно также министр по секрету призналась, что «никогда не любила отличников». Под ними Ольга Юрьевна, правда, понимает не тех, кто вообще стремится к знаниям, а детей, которые учатся только ради пятерок, из-за чего страдают ограниченным кругозором и зацикленностью на чем-то одном. В то же время ей всегда нравились лидеры, способные, даже не особо успевая по тем или иным предметам, вести за собой, организовывать и зажигать людей своими идеями.
Комментарии