или Где живут люди будущего
Обобщающий урок изобразительного искусства в 7-м классе по разделу “Графика”. Какую выбрать форму, чтобы пробудить чувства, повлиять на мировоззрение?
Этот урок возник из воспоминаний детства. После войны шел на экранах документальный фильм “День победившего мира”. Прекрасная идея – кинооператоры одновременно снимали в разных уголках нашей страны, чтобы потом объединить весь материал в единый фильм. Одним из операторов был мой отец. Тогда этот фильм воспринимался как светлый и радостный. После тяжелых лет войны у людей, смотрящих на “мирные кадры”, возникали надежда и желание жить. Сейчас на всей Земле жизнь сложна и неспокойна. Люди устали от войн, злобы, террора, сеющих смерть и беспросветное существование. В такой обстановке растут наши дети. Каждый день они приходят в школу, и мы должны не только научить их уму-разуму, но и помочь ответить на вечные для всех вопросы: “Кто я?”, “Зачем живу на этом свете?”.
Тема Земли для этого очень благодатна. Как направить ученика на работу мысли и души, размышляя о нашей Земле? Земля – не только любование красотой природы и получение удовольствия. Радость и горе на Земле идут рядом. И горе – не только стихийные бедствия, но и разрушительная деятельность самого человека. Настоящий человек не должен быть равнодушным наблюдателем.
Так возникла мысль о создании своего видеофильма “Пять минут Земли”, где, используя кадры из многочисленных документальных, художественных и собственных съемок, рассказать ребятам о самом главном на Земле.
Этот фильм мы делали вместе с учителем физики Новиковым Алексеем Владимировичем и учениками 11-го класса Димой Рябовым и Мишей Фроловым. Ребята смогли использовать свои навыки, занимаясь по профилю “Аудиовидеотехника”. Этот фильм должен эмоционально настроить ребят на творческую работу, вызвать у них чувство сопереживания, соучастия от увиденного. Что показать детям за 5 минут? В ходе отбора главного возникли основные сюжетные узлы фильма.
Земля и космос.
Природа – жизнь, звери, цветы и травы, песок, горы.
Вода – рыбы, морские звери.
Воздух – небо, облака, птицы, ветер.
Стихия – землетрясение, ураган, извержение вулкана.
Созидание – города.
Разрушение – война, террор.
Возрождение.
Человек будущего.
Это канва нашего фильма.
Музыкальное сопровождение – звуки природы и городов, шум крыльев птиц и шелест волн, шорох пустыни, гром грозы, грохот взрывов и, конечно, звуки музыки, созданной человеком-композитором.
Рассказывая о войне и терроре, мы умышленно использовали кадры из “боевиков”, которые, к сожалению, дети смотрят часто. Но мы постарались смонтировать их так, чтобы ученики критически, осмысленно реагировали на сюжеты насилия.
И последний сюжет – человек будущего. Каким он будет? Очень захотелось сказать ребятам, что они сами и есть люди будущего, показать их лица, поэтому я снимала их заранее, когда они и не знали, для чего это делается, были поглощены своими заботами на уроке.
Этот подготовительный момент – создание фильма – был важен для будущего урока. Так в неожиданной форме ученики, получая поток информации, будут постигать окружающий мир, фильм поможет детям увидеть красоту природы и городов и сопережить горести и трагедии Земли.
Урок
Учитель: Ребята! Представим себе, что мы с вами группа корреспондентов, получившая задание от редакции одновременно сделать репортаж из различных уголков нашей Земли. Разделим символически нашу Землю на 28 частей. Нас на уроке – столько же. Сделайте зарисовки того, что больше всего вас заинтересовало или поразило на этом кусочке Земли. Мы с Алексеем Владимировичем и ребятами из 11-го класса облетели Землю, и свой репортаж (“5 минут Земли”) вам сейчас покажем (идет фильм).
Перед показом сюжета о людях будущего делаю паузу – надо дать возможность детям самим поразмышлять, какими главными качествами будет обладать человек. Интересно, что на первое место дети поставили доброту, затем ответственность, потом ум. А когда они увидели на экране свои лица как пример облика будущего человека, реакция превзошла все наши ожидания – смущение, удовольствие и особая серьезность.
Итоги
“…Душа обязана трудиться…”
В конце урока, “возвращаясь из командировки”, ученики соединяют свои “очерки” в одну целую картину, которую можно назвать “Моя Земля”. Каковы итоги урока?
Он совмещает информацию по нескольким предметам – кино, литература, изо, музыка, физика.
После эмоциональной настройки ученики быстрее включаются в творческий процесс.
Распределение работы по участкам, когда индивидуальные решения должны обязательно соединиться в одно целое, помогает ученикам работать в коллективе, а заинтересованность в результате сплачивает их. Возникает содружество.
Ребята работают активно, потому что понимают, что слабое решение испортит всю работу в целом. Каждому хочется добиться хороших результатов, разнообразие образов только улучшает общую работу, делает ее наиболее продуктивной и интересной.
Применяя в решении изобразительные и словесные навыки, ученики могут выразить себя более полно в художественном творчестве – слово и изображение дополняют друг друга.
Коллективная творческая деятельность позволяет создать систему, при которой ученик чувствует связь со своими товарищами (ученик + ученик), с учителем (вместе создаем фильм, вместе решаем проблему), сам учитель не одинок в создании урока, сотрудничает со своими коллегами (учитель + учитель).
Таким образом, урок создается совместно. Возникает творческий союз учителя и ученика.
Наталия БОГДАНОВА, учитель изо 875-й школы-лаборатории
Москва
Комментарии