search
main
0

Пять минут – это много или мало? Занимательные формы контроля знаний учащихся как способ формирования надпредметных компетенций

Уроки истории искусства в детских школах художественной направленности призваны решить множество значимых задач: заложить в детях любовь к прекрасному, развить чувство гармонии, содействовать формированию сознательного эстетического подхода к явлениям действительности и способности ориентироваться в тенденциях художественной культуры. Важно привить детям уважительное отношение к духовным ценностям, созданным человечеством, научить их видеть, понимать, чувствовать произведение искусства и применять полученные знания не только при создании собственных творческих работ, но и при решении реальных жизненных задач в настоящем и будущем.

Одним из способов поддержания познавательной активности учащихся, способности к саморазвитию и самосовершенствованию являются нестандартные, занимательные для детей формы контроля знаний, полученных учащимися на уроках или самостоятельно. Это и различные по типу увлекательные тесты, кроссворды, ребусы, загадки, анаграммы, «пятиминутки», экспресс-опросы, разминки с нетипично поставленными задачами, которые требуют нестандартного решения. Это и кратковременные задания с ведущим посылом «придумайте…», «вспомните…», «составьте сообща…», заочные «Прогулки с секретом», «Путешествие в прошлое (будущее)», всевозможные игры, квесты, интеллектуальные марафоны, викторины, лекции-провокации, интегрированные уроки, экскурсии-практики, оригинальные творческие самостоятельные работы, направленные на формирование компетентной, функционально грамотной личности. В данной статье представлены отдельные примеры нестандартных уроков и  контроля знаний, которые используются в нашей школе, более всего нравятся учащимся, вызывают интерес. Работают ребята индивидуально или в группах по двое и более человек, иногда индивидуальная и коллективная формы опроса плавно сочетаются.«Пятиминутка» («Пять минут – это много или мало?») и блицопрос. Проводятся эти формы контроля знаний вначале или в конце урока, составляются по тематическому принципу. Но тема может и не совпадать с темой урока, который идет в этот момент. Выполненные учащимися с ошибками задания через некоторый промежуток времени вновь включаются в «пятиминутку», во второй раз ошибки случаются редко. За работу ребята зарабатывают плюсы, копить их выигрышно, в дальнейшем это влияет на итоговую аттестацию. Блицопрос предполагает несколько утверждений, на которые дети быстро должны дать ответ: «да» или «нет». Правильность ответов проверяется сообща. Оценки за работу учащиеся сами ставят себе или друг другу по заданным критериям.«Изо-викторина». С удовольствием учащиеся отвечают на вопросы изо-викторины. Детям выдаются карточки с изображениями, рядом с которыми написаны вопросы. Это репродукции с произведений известных художников и фотографии памятников архитектуры и скульптур. Радость узнавания знакомых мест и произведений искусства вызывает положительный эмоциональный отклик. Иногда задание усложняется, учащимся предлагается вдобавок побыть экскурсоводами для зрителей, впервые увидевших данные произведения искусства, нужно лаконично и емко рассказать о них самое главное. Игра «Ловись, рыбка!». Эта игра-разминка интересна учащимся, проводится периодически в начале урока. На классную доску магнитами прикрепляются разноцветные картонные рыбки, кстати, выполненные самими детьми. На обратной стороне рыбки содержится несложный вопрос. Учащийся, вызванный к доске учителем или вышедший по желанию, выбирает понравившуюся рыбку и отвечает на вопрос. Такая ненавязчивая форма повторения знаний дает свой положительный результат. «На волю птичку выпускаю…». Разминка, похожая на предыдущую игру. Служит для тех же целей, но позволяет преподавателю не повторяться, для детей создает впечатление разнообразия игр. Теперь учащиеся «освобождают» птичку из «силков». На столе, выполняющем роль «силков», разложены картонные птички. С их обратной стороны приклеены карточки с вопросами, иногда требующими неоднозначного ответа. Учащийся выбирает птичку, которую он хотел бы освободить, и отвечает на вопрос. Только правильный ответ может дать птичке «свободу». «Освобожденных» птичек прикрепляем к классной доске. Выпускаем «на волю» всю стайку. Игровые моменты помогают легко проконтролировать знания учащихся, выявить пробелы и повторить материал, учат проявлять смекалку и способность неординарно мыслить, придают уроку эмоциональный окрас. Кроссворды, анаграммы, ребусы, тесты – эти формы проверки знаний и навыков учащихся применяют в своей практике многие преподаватели разных учебных дисциплин. Дети любят составлять или разгадывать кроссворды и анаграммы, особенно если им позволено кооперироваться в пары или в группы по трое. Работа в группе создает особую эмоциональную атмосферу, которая способствует преодолению комплекса тревожности, связанного с отсутствием веры в собственные силы, учащиеся чувствуют поддержку друг друга, раскрепощаются. Это помогает им достичь более высоких результатов. Отгадывать ребусы, в которых информация зашифрована при помощи рисунков, любят учащиеся и младших, и старших классов. Им нравится также самим рисовать и зашифровывать ребусы, дети красиво оформляют их на картонных карточках. Эти карточки с ребусами в дальнейшем используются для опросов учащихся. Учащимся предлагаются тесты «закрытые» и «открытые», тесты-«ловушки» (тесты с вариантами ответов, среди которых нет правильного или все ответы верны), шуточные тесты-каламбуры. Доклады, сочинения, рефераты, проекты. Такие формы работы используются очень активно. Короткие доклады-сообщения, подготовленные учащимися, обращены к разным видам изобразительного и выразительного искусства: «История одного памятника», «Мой любимый храм», «Чем мне нравится книжная графика?» и т. д. Учащиеся младших классов пишут мини-сочинения «Я – первобытный художник», «Я очарован картиной…», «Люблю гулять по городу и рассматривать…». Учащиеся старших классов работают над более обширными темами: «Памятники искусства Удмуртии – часть мировой художественной культуры. Точки соприкосновения», «Если бы я стал художественным критиком…», «Счастье материнства». Например, тему «Счастье материнства» ребята раскрывают, анализируя образ Мадонны в картинах итальянских художников Сандро Боттичелли, Рафаэля Санти, Леонардо да Винчи и других, сравнивают их с картинами художников родного удмуртского края, воспевающих женщину-мать, к примеру с картинами А.П.Холмогорова.Внутри нашей школы проводятся конкурсы сочинений среди учащихся классов одной параллели. Так, среди учащихся третьих классов ДШИ прошел конкурс сочинений на тему «Архитектура Ижевска – наследница Эллады». В процессе работы над сочинением нужно было найти точки соприкосновения культуры прошлого и современности на примере архитектуры родного города. Положительные результаты оказали влияние на подведение итогов за учебный год. Авторы лучших сочинений были освобождены от итогового зачета по истории искусства, а также награждены дипломами, в оформлении которых использовались фотографии памятников архитектуры Ижевска, перекликающихся с темой сочинения.Работа над сочинением вполне может перерасти в написание реферата, создание проекта или исследования. Такая деятельность является одним из наиболее эффективных методов формирования надпредметных компетенций.Уроки-презентации. К этим урокам учащиеся готовят в домашних условиях презентацию или короткий фильм по выбранной теме. Иногда работы детей носят строгий и серьезный характер: «Промышленная архитектура России», «Высокий классицизм в архитектуре нашего города». Иногда это веселые, шуточные презентации или мини-фильмы: «История про пельмени и галушки…» (здесь речь идет о произведениях мировой скульптуры, посвященных этим блюдам, проводятся аналогии с памятником Пельменю в Ижевске), «Посвящение ижевской Козе», «Привет, Крокодил!». Работу учащиеся выполняют индивидуально или в парах, на уроке-презентации знакомят одноклассников с подготовленной темой. Лекции-провокации. При знакомстве с новой темой идет обращение к пройденному ранее материалу, вспоминаются какие-либо даты, термины, имена, произведения искусства. При этом преподавателем намеренно путаются факты, совершаются ошибки. В начале урока дети предупреждены, что в рассказе преподавателя могут быть провокации. Нужно быть предельно внимательными. Учащиеся должны заметить ошибку, поправить, обосновать свой ответ, что обязательно поощряется приятными бонусами или оценкой.Уроки-дискуссии. В основе лежит исследование проблемного вопроса, обсуждение различных мнений и подходов в его трактовке. Такие уроки требуют от учащихся предварительной подготовки. Подготовительная работа идет в парах или в небольших командах. Учащимся заранее дается проблемный вопрос, на который они ищут ответ, используя выданную преподавателем или рекомендованную литературу. Уроки-дискуссии строятся в форме групповых полемик. Каждая команда учащихся выступает по очереди. Желающие задают им встречные вопросы, высказывают свое мнение, делают выводы, могут опровергнуть ответ «докладчиков», потребовать доказательств выдвинутой версии ответа. Оценки «докладчикам» выставляются коллективно. Уроки-дискуссии проводить очень полезно, они заставляют учащихся не только по-новом увидеть предложенные им произведения искусства, но и строить логические цепочки, размышлять, учиться высказывать свое мнение. Ребятам такие уроки нравятся.Интегрированные уроки. Наши интегрированные занятия объединяют в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при знакомстве с новой темой (например, объединяются урок истории искусства с уроком композиции). На интегрированном уроке сочетаются теоретические и практические задания. К примеру, изучая искусство эпохи палеолита, ребята дружно «перевоплощаются» в первобытных художников, готовят себе подручные материалы для росписи «стен и потолков пещер», выполняют индивидуально-коллективную работу с использованием образов искусства далекой эпохи. Такие уроки только косвенно можно назвать формой опроса, но они тоже отражают уровень усвоения учащимися программного материала, а также способствуют формированию надпредметных компетенций.Коллективные игры. Большой популярностью у детей пользуются коллективные игры: «Интеллектуальный марафон», «Что? Где? Когда?», «Урок-путешествие», «Урок-экскурсия», «Урок-экспедиция», КВН, «Бюро находок» и другие. Интерес вызывают тематические викторины. Например, викторина «Культура родного удмуртского края» – игра, по времени объединяющая два академических часа, заключающая в себе несколько интеллектуальных конкурсов и забавных практических заданий. Соревнуются две команды. Чтобы усилить эффект занимательности, образовавшиеся команды условно объявляются «воршудами» (название происходит от удмуртских слов: «вордыны» – «охранять», «оберегать», «шуд» – «счастье», «благополучие»). Учащиеся вспоминают, что в древности пращуры удмуртов четко осознавали свою принадлежность к тому или иному особому объединению, имеющему общее происхождение, божество-покровителя и семейную святыню, хранящуюся в святилищах – куа или куала («шалаш»). Роль талисманов (тотемных животных) наших «воршудов» во время игры условно выполняют приготовленные заранее игрушки – уточка и белка. Одну команду называем «Утица» – эта птица была одной из самых почитаемых в мифологии древних удмуртов. Другая команда получает название «Белочка» – постоянная жительница удмуртского леса. Названия могут быть и другие в зависимости от приготовленных игрушек. В качестве «воршудного короба», в котором хранились святыни рода, каждая команда получает коробочку. Но наша коробочка предназначена не для хранения святынь, а для собирания заработанных баллов – фишек. Такие незначительные детали, как яркая игрушка и красивая коробочка на столе, вызывают у детей положительные эмоции, инициирую их активность, раскрепощают, вызывают желание продолжить игру.Дети с удовольствием участвуют в коллективных играх, несмотря на дополнительные затраты времени, с нетерпением ждут следующей возможности вместе поиграть. Игра – это мощный стимул обучения, разнообразная и сильная мотивация для получения учеником новых знаний. Игра эмоциональна по своей природе, поэтому способна оживить самую сухую информацию. В игре возможно включение каждого в активную работу, происходит внутреннее раскрепощение, исчезает робость. Коллективные игры учат решать коммуникативные проблемы, помогают сплотить класс, что тоже немаловажно. Выездные экскурсии-практики. Это интересный, увлекательный и познавательный элемент дополнительного образования, который тоже является своеобразной проверкой полученных знаний и умений применять их в реальной жизни. Актуальность выездных экскурсий-практик заключается в том, что они направлены на формирование историко-культурного, этнографического, природоведческого кругозора, высокого уровня внутренней духовной культуры через «живое» восприятие новых объектов, на развитие творческих способностей учащихся под влиянием свежих ярких эмоций. Ни один современный носитель информации не может заменить человеку уникального общения с природой и памятниками культуры, эффекта непосредственного соприкосновения и соучастия, полученного в процессе личного «средового погружения», передать особенный дух изучаемого предмета или явления. Участие в выездных экскурсиях-практиках, включающих также пленэры, поездки на творческие фестивали, конкурсы, конференции и т. д., содержит и коммуникативный аспект, направленный на получение детьми навыков общения и поведения в незнакомом коллективе, умения работать в команде, учит самостоятельности, организованности и способности воспринимать и оценивать любую сложившуюся ситуацию в правильном ракурсе. Немаловажен и оздоровительный аспект выездных экскурсий. В наш век глобального снижения двигательной активности и детей, и взрослых совместные походы, экскурсии, путешествия, коллективные подвижные игры и другие виды нахождения на свежем воздухе очень благотворны. Смена обстановки во время выездных экскурсий-практик помогает получить эмоциональную разгрузку, избавиться от напряжения и дисгармонии, накопившихся от неудовлетворенной потребности в отдыхе, удовольствиях, что характерно почти для каждого современного человека.Применение на уроках и вне уроков разнообразных форм контроля знаний и навыков учащихся с использованием нетипичных заданий и методов интеграции, включающих в себя прочные межпредметные связи, развивает в детях творчество, самостоятельность, умение пользоваться различными источниками информации, служит для учащихся мощной мотивацией к познанию мира. Это способствует формированию надпредметных компетенций путем преемственности многообразных сведений, обретаемых  учащимися на разных этапах образовательного ряда, вырабатыванию системности и целостности в получении новых знаний, слиянию их в единый восходящий поток, воспитанию в детях инициативности, ответственности, умения ориентироваться и адаптироваться в меняющемся мире, содействует становлению волевого потенциала и активной гражданской позиции.Татьяна БРЫЗГАЛОВА, детская школа искусств №10, Ижевск

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте