Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Пути развития современной образовательной организации

УГ - Москва, №50 от 9 декабря 2014. Читать номер
Автор:

​13 ноября 2014 года дошкольное отделение школы №1005 «Алые паруса» принимало гостей V Всероссийского профессионального конкурса «Воспитатель года России-2014». Среди них были не только воспитатели, но и сотрудники методических служб, институтов повышения квалификации работников образования, представители органов исполнительной власти, осуществляющих управление в сфере образования.

Для гостей был проведен семинар на тему «Развитие образовательной организации – региональные и международные проекты». Перед этим для участников была проведена тематическая экскурсия по детскому саду «Организация работы с детьми на основе деятельностного подхода. Развивающая предметная среда». Во время экскурсии гости увидели различные предметно-тематические зоны, которые дают возможность детям совершать увлекательные путешествия по средней полосе России, Арктике, тундре, саванне и тропическим лесам, экологическую лабораторию «Пещера гномов», где дети занимаются экспериментальной деятельностью; прошлись по лестницам, чтобы познакомиться с различными видами транспорта – от наземного до космического, на одном из лестничных пролетов – с зарождением жизни на земле, познакомились с музеями «Космонавтика», «Русская горница», «Хохлома» и другими. Удивили и порадовали гостей бассейн, спортивный и музыкальный зал, групповые комнаты и медицинские кабинеты. Они обратили внимание на то, что предметы интерьера дошкольного учреждения информационной, образовательной направленности отвечают возрасту и содержанию деятельности детей, целям воспитания и обучения. Работу семинара открыла директор комплекса №1005 «Алые паруса» Наталья Кузнецова, темой ее выступления стали «Инновационные подходы в управлении образовательным комплексом». В своем выступлении она отметила, что современная образовательная система характеризуется коренными изменениями во всех ее звеньях, направленными на достижение нового качества образования. Правительственная концепция и стратегия модернизации образования определяют основные приоритетные направления таких изменений – обновление целей и содержания образования, методов и технологий обучения на основе современных достижений педагогической науки и инновационных подходов к его совершенствованию: «Именно инновации стали оптимальным средством повышения эффективности образования. Одной из инноваций системы образования стало создание образовательных комплексов. Наше учреждение не стало исключением и в 2012 году было реорганизовано. На сегодняшний день школа №1005 «Алые паруса» стала образовательным комплексом, состоящим из 4 структурных подразделений: школы и трех детских садов. В дошкольных отделениях – 48 общеразвивающих групп, 4 группы кратковременного пребывания, 14 групп Центра игровой поддержки ребенка, 2 семейных детских сада. Всего 1153 воспитанника. В школе 15 классов начальной школы, 9 классов основной школы, 2 класса старшей школы, где обучается 610 учащихся». Школа №1005 реализует программы непрерывного многопрофильного обучения, с 2011 года успешно участвует в проекте по внедрению новых механизмов финансирования и новой системы оплаты труда в системе образования, успешно ведет апробацию новых федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования. О проектно-исследовательской работе в дошкольной образовательной организации, ее региональном и международном аспектах рассказала научный руководитель дошкольного отделения доктор педагогических наук, профессор МГПУ Наталья Рыжова. Она сделала акцент на значении проектно-исследовательской деятельности детей и взрослых, сообщив о современных подходах к выбору тем, организации проектов, привела примеры проектов по образованию для устойчивого развития в России и других странах. В частности, Н.Рыжова, которая стала еще и национальным руководителем этих проектов, сравнила проекты российских и зарубежных детских садов, посвященные проблеме мусора, энергосбережения, экономии воды. Отдельное внимание было уделено участию детского сада «Алые паруса» в международном проекте по воспитанию толерантности и знакомству с культурами разных стан. О проектах детского сада на основе интеграции и детской деятельности говорила старший воспитатель дошкольного отделения «Алые паруса» Елена Акимова: «Наш детский сад с 2007 года был городской экспериментальной площадкой по экологическому воспитанию дошкольников, в данный момент он стал инициативной инновационной площадкой, разрабатывающей тему интеграции образовательного процесса на основе идеи образования для устойчивого развития. Для реализации инновационных задач в дошкольном отделении была создана уникальная природосодержащая среда (природно-климатические зоны, экспериментальные лаборатории, экологические мини-музеи, тематическая зона «Зарождение жизни на Земле», «Пещера гномов»). В работе мы используем проектный метод для активизации познавательной деятельности дошкольников, ознакомления с окружающей действительностью. Мы реализовали такие проекты, как «Напиши письмо сове», «Наше дерево», «Растем вместе», «Лес», «Мусор», «Первоцветы. Красная книга – зеленые страницы», «Страны». Все наши проекты соответствуют лозунгу «Мыслить глобально – действовать локально!». При этом они затрагивают не только проблемы экологии, но и другие области устойчивого развития: экономику (ресурсосбережение), социальные вопросы. Важными аспектами современного дошкольного образования стали интеграция образовательных областей и поддержка детской инициативы, средством для решения этих задач стала проектная деятельность». Проекты получаются очень познавательными для всех их участников, в том числе и для педагогов. Знания и умения, которые дети получили на занятиях, экскурсиях, тематических прогулках, в процессе исследований, останутся с ними на долгие годы. Важно и то, что дети чувствуют, что к их мнению, их инициативам взрослые относятся серьезно и с пониманием. Дети счастливы оттого, что делают важное дело. Для современного мира проблемы государственной социальной политики в отношении людей, имеющих ограниченные возможности здоровья и инвалидность, в последние годы становятся все более актуальными. Об этом в своем выступлении говорила координатор психолого-социально-педагогической службы школы №1005 «Алые паруса» Анастасия Крюкова. Акцент в своем выступлении она сделала на организацию и модель работы психолого-социально-педагогической службы, в которую вошли педагоги-психологи, учителя-логопеды, учителя-дефектологи, социальные педагоги. Цели психолого-педагогического сопровождения:     раннее выявление отклонений в развитии детей;     своевременная коррекционно-развивающая работа с детьми;     определение оптимального индивидуального образовательного маршрута для каждого ребенка;     развитие индивидуальных особенностей и потенциальных возможностей детей;     непрерывное последовательное психолого-педагогическое сопровождение ребенка и семьи на всех этапах его развития;     сопровождение всех участников образовательного процесса. Дети с родителями начинают посещать образовательную организацию с 1-го года жизни ребенка. Они получают консультационную помощь и рекомендации специалистов по вопросам развития и воспитания ребенка, по созданию предметно-развивающей среды дома в рамках совместных приемов. На этом этапе начинается сопровождение семей, выявление отклонений и наблюдение за динамикой развития детей. Родителям дают рекомендации по различным вопросам, и при необходимости семьи обеспечивают технологиями и методиками самостоятельной работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности. С двух лет у детей появляется возможность начать адаптацию и социализацию, посещая группу кратковременного пребывания по 3 часа в день несколько раз в неделю. С трех лет дети могут переходить в дошкольные группы, где в первой половине дня они осваивают основную образовательную программу, а во второй половине дня для них организована программа дополнительного образования по выбору родителей (законных представителей). С подготовительной группы с детьми начинает заниматься учитель по подготовке к школе. Большая часть детей подготовительной группы в перспективе становится 1-м классом у этого учителя. Психолого-педагогическое сопровождение выстроено с раннего возраста до окончания школы. Психолого-социально-педагогическая служба является общим ресурсом образовательной организации. Специалисты работают на своих рабочих местах в своих структурных подразделениях, но при необходимости есть возможность использовать их работу как общий ресурс (например, при проведении мониторингов, сопровождении детей с ОВЗ во время образовательного процесса и т. д.). За 10 лет (2004-2014 гг.) существования образовательного учреждения была проведена серьезная работа по пропаганде логопедических знаний и повышению компетентности родителей в области речевого развития детей дошкольного возраста. С 2012 года учителя-логопеды начали уделять должное внимание и детям раннего возраста, было установлено кураторство в вышеуказанных группах. Это нововведение получило массовый положительный отклик у родителей и позволило выявлять отклонения в речевом развитии у детей на ранних этапах и избежать серьезных задержек развития речи в более старшем возрасте. Другая не менее важная форма работы – детско-родительский клуб «Мы вместе», организованный на базе школы №1005. За 4 года (2008-2012 гг.) существования родительского клуба «Мы вместе» была проведена серьезная работа по пропаганде психолого-педагогических знаний и повышения компетентности родителей (законных представителей) в области воспитания и развития детей дошкольного возраста. В 2012 году по запросу родителей наряду с взрослой группой стала проводиться и детская группа. Проведение детской группы позволило оказывать содействие социализации детей раннего, дошкольного и младшего школьного возраста, в том числе детей с особыми образовательными потребностями. Увеличение количества членов клуба и тематических запросов родителей привело в 2014 году к открытию школьного отделения клуба. В школе работает психолого-медико-педагогический консилиум. На запланированных встречах специалисты принимают коллегиальные решения по индивидуальным образовательным маршрутам детей, имеющих ограниченные возможности здоровья и особые образовательные потребности. Ежемесячно проводятся методические объединения, на которых все специалисты службы делятся профессиональным опытом, полученными знаниями, обсуждают трудности в работе, планируют предстоящие мероприятия, курсы повышения квалификации, узнают об изменениях, новостях и потенциальных возможностях. Обязательным элементом стала объединяющая игра с элементами тренинговой работы, что вносит в атмосферу взаимодействия доверие, взаимоуважение, расширяет профессиональные границы и снимает напряжение. Также в школе ежемесячно проходит Совет профилактики, на котором разбирают случаи нарушений правил поведения обучающимися, обсуждают динамику успеваемости детей, имеющих трудности в обучении. Работа Совета профилактики направлена на воспитание законопослушного поведения и формирования навыков здорового образа жизни обучающихся. Организованы супервизионные группы для педагогов-психологов и учителей-логопедов, на которых по необходимости обсуждают сложные кейсы работы с детьми, принимаются коллегиальные решения, у специалистов есть возможность получить поддержку и участие друг друга. Педагоги-психологи принимают активное участие в работе конфликтной комиссии, в формировании групп/классов, в подборе «воспитательных пар», педагогических кадров. Для педагогов и учителей организована обширная просветительская работа, повышающая психолого-педагогические компетенции и стрессоустойчивость. Большое внимание в психолого-педагогическом сопровождении уделяется консультированию и информированию всех участников образовательного процесса. Данная модель организации работы позволяет осуществлять непрерывное психолого-педагогическое сопровождение детей от 1 года до 17 лет и их семей, выстраивать индивидуальные образовательные маршруты с учетом личностных и поведенческих особенностей детей, способствует включению и социализации детей, имеющих особые образовательные потребности, в среду нормально развивающихся сверстников. Согласованность и единое смысловое понимание – залог эффективного совместного результата в команде единомышленников. Дополнительное образование – это вариативная часть общего образования, дополняющая базовое образование путем свободного выбора ребенком и его родителями вида деятельности, и это озвучила в своем выступлении заместитель директора по дополнительному образованию Алиса Георгиевна Беленькая: «Наличие блока дополнительного образования в учреждении способствует повышению рейтинга учреждения, так как удовлетворяет запрос государства и общества на дополнительные услуги за рамками основных образовательных программ, способствует увеличению заработной платы педагогов путем совмещения основной должности и должности педагога дополнительного образования. Дополнительные услуги, предоставляемые на платной основе населению, являются дополнительным источником финансирования для учреждения. В начале учебного года в школе №1005 проводят собрания по дополнительному образованию, на которых родители имеют возможность получить всю интересующую их информацию о спектре предоставляемых услуг, стоимости, порядке зачисления, познакомиться с педагогами и их авторскими программами, по которым они работают, задать интересующие вопросы. Кроме того, информация размещается на информационных стендах, на сайте, в сети Интернет и путем заполнения базы данных выгружается на портал государственных услуг, что позволяет привлекать на занятия не только воспитанников и учеников нашего учреждения, но и микрорайона. Ежегодно проводится опрос родительского мнения о спектре и качестве предлагаемых услуг. На основании полученных результатов и исследований предложения в нашем районе корректируется список дополнительных услуг и цен на следующий учебный год и представляется на согласование управляющему совету. В течение года проводят открытые занятия, организуют концерты, выставки, конкурсы на базе учреждения. Дети и педагоги участвуют и побеждают в окружных и городских мероприятиях. Главное наше преимущество – это создание условий для гармоничного развития ребенка в стенах учреждения. В перспективе мы бы хотели стать центром досуговой деятельности не только для воспитанников нашего учреждения и их родителей, но и для жителей микрорайона». Новый импульс развитию физической культуры и детского спорта придает городская целевая программа «Столичное образование». Для решения основных задач в области сохранения и укрепления здоровья, развития физической культуры и спорта педагоги строят работу в следующих направлениях: физкультурно-оздоровительном, физкультурно-спортивном и работа с семьей. Содержанию физкультурно-оздоровительной и физкультурно-спортивной работы в соответствии с ФГОС дошкольного образования посвятил свое выступление воспитатель по физической культуре Максим Борисов: «В нашем детском саду создана разнообразная физкультурно-спортивная и физкультурно-оздоровительная среда для обогащения организованных и самостоятельно-игровых форм двигательной активности детей дошкольного возраста. Мы укомплектованы словенским оборудованием, которое обеспечивает единство воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач в работе по физическому воспитанию и развитию. Использование в работе словенского оборудования рассматривается нами как инновационная технология физического воспитания. Нами создана комфортная среда, обеспечивающая полноценное развитие каждого ребенка в области физического развития. Благодаря взаимодействию всех педагогических работников детского сада осуществляется эффективная интеграция физического развития с другими образовательными областями. В детском саду образовательный план осуществляется через комплексно-тематическое планирование. В связи с этим утренняя гимнастика, гимнастика пробуждения, подвижные игры на занятиях по физической культуре и в бассейне подбираются в соответствии с календарным планированием возрастной группы. В старшем дошкольном возрасте свою работу педагоги по физической культуре реализуют через темы, максимально приближенные к школьной программе. Детей знакомят с легкой атлетикой, интеллектуальными играми, школой мяча, лыжной подготовкой, подвижными играми, элементами гимнастики, спортивными играми и различными видами спорта. Организуются проекты, которые могут быть как долгосрочными, так и краткосрочными. Например, один из последних долгосрочных проектов – «Олимпионик». Он изначально зарождался как фестиваль народов мира, где каждая группа представляла свою страну, а затем эти страны изучали историю участия своих спортсменов в олимпиадах, готовили поделки, участвовали в открытии малых олимпийских игр и в викторинах. В итоге наш проект стал победителем на городском уровне». В дошкольном отделении создана система выявления и поддержки одаренных детей и детей, имеющих повышенную мотивацию к занятиям физической культурой. Воспитатель по физической культуре, инструктор по физической культуре и педагоги дополнительного образования организовали кружки по физкультуре, в которых дети занимаются дополнительно легкой атлетикой, плаванием, общей физической подготовкой, восточными единоборствами, фитнесом, спортивным ориентированием. Большинство детей принимают участие в соревнованиях районного, окружного и городского уровня, где отстаивают честь нашего учреждения. Проводятся соревнования как спортивного, так и интеллектуального направления. Воспитатель по физической культуре и инструктор по физической культуре осуществляют контроль за проведением в дошкольном отделении оздоровительной работы и состоянием здоровья воспитанников дошкольных учреждений. Организована коррекционная работа с детьми, имеющими отклонения в здоровье и физическом развитии. Воспитатель по физической культуре и инструктор по физической культуре имеют звания мастеров спорта, постоянно самообразовываются, повышают свою педагогическую квалификацию в области базового физического воспитания, знакомятся со всеми новинками педагогической литературы, инновационными технологиями, вариативными программами, чтобы быть на уровне современных требований жизни и образования, планомерно готовить к ней детей начиная с младших групп детского сада. Чтобы физическое развитие детей осуществлялось наиболее эффективно, необходимо единство и согласованность физического воспитания в детском саду и в семье, поэтому в дошкольном отделении активно подключают родителей к физкультурным досугам и участию в семейных соревнованиях. В прошлом году одна из спортивных семей, пройдя множество этапов отбора, вышла в финальную часть городских соревнований. Сегодня в дошкольном отделении комплекса планируют и проводят систематическую работу по повышению компетентности родителей в воспитании и развитии ребенка. Для этого в случаях необходимости используют наглядную демонстрацию для показа родителям методических приемов работы с детьми (обучение детей движениям на физкультурных занятиях, показ методики проведения подвижных игр, утренней гимнастики). Таким образом, происходит расширение возможностей каждого ребенка. У ребенка развита крупная и мелкая моторика, он подвижен, вынослив, владеет основными видами движений, может контролировать свои движения. Самое главное – это поддержка инициативы детей в любых видах деятельности, а также личный пример родителей, педагогов. Например, директор комплекса – чемпион Москвы по лыжным гонкам среди руководителей. В заключение Максим Борисов провел веселую физкультурную минутку. После окончания семинара гости оставили отзывы и пожелания, искренние слова признания успешной работы, заслуживающей самой широкой трансляции на всероссийском уровне.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту