search
main
0

Путеводная нить

Роль проводника в огромном мире важна

Я убедился, что как бы человек успешно ни окончил педагогический вуз, как бы он ни был талантлив, а если не будет учиться на опыте, то никогда не будет хорошим педагогом; я сам учился у более старых педагогов…

Антон Макаренко

 

За свою уже более чем 30‑летнюю педагогическую работу в начальной школе я видела многих студентов из разных учебных заведений. Все они приходили в нашу школу на практику. Среди них были те, кто уже видел себя в профессии учителя и стремился вникнуть во все тонкости образовательного процесса. Работа с такими будущими педагогами доставляет удовольствие, потому что ты не только делишься своими знаниями и умениями, но и узнаешь для себя что-то новое, берешь это в свою работу, радуешься, что идет в школу хорошая смена.

Но были среди моих практикантов и те, кто не планировал после окончания педагогического образовательного учреждения работать в школе. Поэтому их практика – это дежурная необходимость, без которой студент не получит свой диплом. Но такое, к сожалению, бывает в любой профессии.

В прошлом году пришел ко мне на практику очередной студент. И я сразу почувствовала в этом молодом человеке будущего коллегу. Он быстро наладил контакт с детьми, задавал вопросы, прислушивался ко всем замечаниям, полностью отдавался работе. Поэтому я была рада стать наставником нового учителя, когда он после завершения учебы стал молодым специалистом в нашей школе. Между нами быстро установились доброжелательные рабочие отношения, потому что мы были знакомы почти год. Я уже имела представление об уровне знаний педагога, видела его в работе, знала о его устремлениях в профессии.

На мой взгляд, главная задача наставника – оказать помощь молодому учителю в раскрытии его личностного и профессионального потенциала, помочь коллеге на пути его профессиональной самореализации. Для выполнения этой задачи была составлена «дорожная карта», в которой мы зафиксировали все этапы нашей совместной работы на предстоящий учебный год. В ней мы прописали основные пункты, на которые необходимо было обратить внимание в процессе сопровождения молодого специалиста.

Первое, на что я обратила внимание, – адаптация к новым жизненным условиям. Она необходима не только детям, которые приходят учиться в школу, но и молодым специалистам, которые делают свои первые шаги в профессии. Перед педагогом, только пришедшим в школу, сразу возникает множество задач. Это знакомство с новыми коллективами: учителей, детей и родителей. Я помогла коллеге познакомиться с учителями начальных классов и рассказала ему о лучших традициях нашей школы. Благодаря доброжелательному отношению учителей к новому педагогу, их желанию поддержать молодого специалиста наш новый коллега легко влился в коллектив. На этом этапе его адаптация прошла успешно.

Следующим этапом нашей совместной работы стала подготовка к первому собранию. Важность этой встречи было трудно переоценить. Особенно потому, что первым учителем становился не просто молодой специалист, а мужчина. Я помогла построить разговор с родителями, акцентировав внимание педагога на том, что в первую очередь хотят услышать родители, придя на первое собрание в школу, как погасить их волнение, расположить к себе и самому справиться с волнением. Если не помочь молодому педагогу в этой ситуации, у него могут возникнуть сложности в общении с родителями, будет недоверие с их стороны. Сам же молодой специалист начнет испытывать сомнения в собственной профессиональной состоятельности. Наше собрание прошло очень хорошо. Это была еще одна ступенька, которую мы преодолели вместе.

Следующая ступень, одна из самых важных и ответственных, – это помощь учителя-наставника при подготовке к урокам. Ведь большая часть времени начинающего педагога уходит на подготовку к уроку, и, как следствие, возникают перенапряжение, усталость, угасает интерес к работе. Поэтому вместе с моим молодым коллегой мы заранее обсуждаем предстоящие уроки, акцентируя внимание на самых трудных и важных моментах. Я делюсь своим опытом, показывая собственные наработки, рассказывая о применяемых мной приемах организации урока и вне­урочной деятельности. При этом я с большим энтузиазмом принимаю идеи, которыми делится со мной коллега, помогаю ему максимально эффективно применять их на уроке.

Еще одним важным этапом в нашей совместной работе является взаимопосещение уроков. После урока мы проводим анализ, решаем вопросы, которые возникают в процессе обсуждения, выявляем недочеты, обсуждаем причины, которые помешали реализовать задачи, радуемся вместе тому, что удалось. Это помогает молодому специалисту успешно овладеть азами профессии, практическими приемами и способами качественного проведения занятий, позволяет искать пути решения допущенных ошибок.

Помощь наставника не ограничивается собственно образовательным процессом. Она охватывает широкий круг вопросов. Я знакомлю коллегу с требованиями к ведению школьной документации, со спецификой работы в МЭШ. Мы обсуждаем особенности организации внеурочных занятий и другие организационные моменты. Также важно помочь молодому педагогу наладить взаимодействие со школьными специалистами (психологом, логопедом, социальным педагогом, специалистом по питанию). Молодой педагог должен понимать цель работы этих специалистов, совместно решать возникающие проблемы, вовремя обращаться за помощью.

Такая поддержка молодого специалиста помогает ему снять тревожность и напряжение и формирует у него ответственное отношение к работе.

Наставничество в учительской профессии – это не только обучение молодого специалиста тому, что ты знаешь, это еще и выполнение роли проводника в огромном мире школьной жизни. Поэтому наставник не может быть равнодушным человеком, он должен уметь сопереживать неудачам, поддерживать молодого педагога и искренне радоваться его успехам. Чтобы взаимодействие с молодым учителем было конструктивным, приносило жела­емый результат, наставник должен помнить о правилах общения, которые необходимо соблюдать: не приказывать, не угрожать, не выносить суждений, не давать готовых решений. Во многом от наставника зависит, станет ли молодой специалист профессионалом в педагогической деятельности.

Результатом моей работы в роли наставника я могу считать то, что дети в классе моего подопечного успешно осваивают программный материал, любят своего педагога, родители довольны его работой, а он не боится обратиться за помощью, советом к более опытным коллегам, горит своим делом и стремится к самосовершенствованию.

Ирина МАЛЕНКОВА, учитель начальных классов Школы Новокосино

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте