search
main
0

Путеводители в учебе и общении

Узнавать новые слова прекрасно. Однако в огромном море слов ребенку можно и утонуть. Поэтому нужна хорошая опора – плот, чтобы держаться на плаву. Вот такой основой в море слов является справочная литература, словари. Я разработала серию уроков «Многообразие словарей.

Использование на уроках русского языка». Их задача – ознакомить учащихся с многообразием словарей и показать возможность использования их в своей работе. Каждый урок построен в виде научной конференции. Заранее дети разделяются на группы-лаборатории и с помощью учителя готовят задания, лексические игры, информацию об определенном словаре.

Дети на уроке не просто ученики, а научные сотрудники. У нас на «научной конференции» есть несколько лабораторий, которые изучают разные виды словарей. Например, на лаборатории «Словари синонимов» дети исследовали Учебный словарь синонимов русского языка В.И. Зимина, Л.П. Алекторовой. Данный словарь насчитывает около 1950 слов и около 709 синонимических групп. Задача словаря – представить учебный материал, необходимый для овладения синонимическим богатством русского языка. Лаборанты сами рассказывают о строении словаря, его предназначении. Затем всем классом выполняем задания. Например, слова «большой», «громадный», «маленький», «крошечный», «гигантский» нужно переписать в тетрадь в порядке возрастания размера.

На лаборатории «Словари антонимов» изучаем Словарь М.Р. Львова, который содержит свыше 3000 антонимов русского языка. Это интересный словарь – к антонимам приводятся синонимы, антонимические пары иллюстрированы цитатами из художественной, научной литературы.

Лаборатория «Словари омонимов» подробно останавливается на Словаре омонимов под редакцией Н.П. Колесникова, который содержит 3500 групп разных омонимов. Автор словаря – единственный в России исследователь, перу которого принадлежит 10 словарей, изданных за 25 лет его работы. Очень увлекает лаборатория «Словари фразеологизмов», где рассматривается Краткий фразеологический словарь русского языка Е.А. Быстровой, содержащий около 800 фразеологизмов. Основная задача этого словаря – помочь читателю овладеть нормами употребления разных фразеологизмов, узнать их происхождение. Работа идет оживленно, дети отгадывают фразеологические загадки. Например: «Ее толкут в ступе или носят в решете те, кто занимается бесполезным делом. Ее набирают в рот, когда молчат. Ею нельзя разлить неразлучных друзей». Догадались? Это вода.

Очень увлекает исследователей Этимологический словарь, составленный педагогом-практиком Валентиной Васильевной Волиной. В нем около 256 слов. Задача словаря – привлечь внимание к истории происхождения слов. Все слова построены в алфавитном порядке и разбиты на несколько основных групп: животные, транспорт, человек и пр. Этот словарь подготовлен специально для учеников начальных классов и является «младшим братом» серьезных научных этимологических словарей. Докопаться до истоков слова – занятие очень увлекательное. Я даю детям такое задание: «Верно ли, что, например, слово «газета» образовано от слова «газ»?» С помощью словаря они выясняют, что на самом деле «газета» образована от итальянского «газа», что значит «сорока» – изображение птицы на мелкой монете, которую отдавали за лист бумаги с напечатанной информацией. Слово «газ» восходит к греческому «хаос» в значении «первичное, бесформенное состояние мира».

Также мы проходим словари ударений, морфем, орфографические, иностранные. Безусловно, толковые – в первую очередь В.И.Даля и С.И.Ожегова. Главное, что дети сами изучают словари, сами объясняют товарищам, для чего они нужны, придумывают веселые задания.

Елена ФЕДОТОВА, преподаватель начальных классов гимназии №1, Чебоксары

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте