С момента вступления в силу федеральной программы «Земский учитель» многие педагоги круто изменили свою жизнь. Для одних смена школы и места жительства обернулась глубоким разочарованием, для других, наоборот, стала переломным моментом, который помог понять педагогу, насколько сильно он любит свою профессию, детей и насколько необходим там, куда забросила его судьба, какую пользу он может принести.
Примером отваги и уверенности в себе стала история учительницы начальных классов из Брянска Юлии Артюховой. Около трех лет назад, когда еще свирепствовала пандемия, Юлия Александровна нашла подходящую вакансию на сайте «Земский учитель», подала на нее заявку и, выиграв конкурс, отправилась в Новгородскую область. До этого она работала в Брянске, в коррекционной школе №50, затем в средней школе №49. Первая квалификационная категория, 12‑летний стаж педагогической работы, множество личных наград и достижений учеников. Поэтому на роль земского учителя она более чем подошла… Естественно, сначала испытывала какой-то страх неопределенности, ведь никогда не жила в сельской местности. Волновалась, как встретят, какие люди будут окружать, что там есть, а чего и вовсе нет.
– И все же я не испугалась трудностей и перемен, позвонила своему будущему директору, уладила все вопросы, спросила, что меня ждет, сколько часов, какая нагрузка, где буду жить, – рассказывает Юлия Александровна. – В День учителя нас, земских учителей, собрали в Великом Новгороде, где поздравили с победой в конкурсе, а затем я отправилась вместе с сыном-пятиклассником в Новую Деревню Парфинского района Новгородской области. На тот момент мне было 32 года.
Тмутаракань
В сельской общеобразовательной школе, куда Юлия Александровна принесла документы, встретили приветливо. Администрация предложила Артюховой самые лучшие условия, которые в деревне могли только быть. Поселили в квартиру на втором этаже каменного двухэтажного дома на три подъезда и дали на первое время мешок картошки. Природного газа там никогда не было, зато имелся баллонный, который нужно было периодически заправлять. Но Юлия Александровна успешно справлялась и с этим. Ближайший магазин «Пятерочка» находился в 25 км от ее местоположения. В деревне отсутствовали медпункт, телефонная связь и Интернет.
В школе училось мало учеников. Юлия Артюхова вела уроки в двух классах начальной школы: в 1‑м, состоящем из четырех человек, и в 3‑м, где занимались всего два ребенка. А еще она преподавала литературу в 5-9‑х классах. Заветный миллион ей дали в октябре. Вскоре местные жители увидели, что новая учительница со всем успешно справляется и ни у кого ничего не просит. В итоге стали ей помогать. По мнению Юлии Артюховой, в Новой Деревне живут сильные люди с добрым сердцем, уважительные и отважные. Педагогический коллектив школы был дружным и отзывчивым, все работали на совесть и на результат.
Однако со временем Юлия Александровна стала уставать от того, что ей не хватает цивилизации, что не может элементарно никому позвонить. Она начала грустить, хотя и учителя, и дети, и родители души в ней не чаяли, а она – в них. Зарплата земского учителя составляла около 30 тысяч – примерно такую же она получала и в Брянске. Директор, желавшая только добра, нагрузила новую сотрудницу рабочими часами. По возможности предоставили ей все, что могут дать, лишь бы осталась в деревне. Сын Рустам оказался мужественным ребенком и в Брянск не просился, но потом Юлия Артюхова поняла, что городскому ребенку сложно понять деревенских детей, они по-другому воспитаны. На тот момент у нее были ипотека и желание поскорее ее погасить, а учительнице, работавшей в Брянске и воспитывающей одной ребенка, сделать это было невозможно.
Но вскоре жизнь в деревне превратилась в ад. В квартире, которую ей дали во временное пользование, с наступлением зимы стало очень холодно. Фельдшерский пункт приезжал раз в месяц. До скорой помощи при необходимости еще надо было дозвониться, так как сотовой связи в деревне не было. Вокруг стоял один лес, из которого выходили волки, были случаи, когда они съедали деревенских собак, оставляя от них одну цепь. Юлия Александровна вспоминает, как не раз приходилось ехать на машине через лес и встречать на дороге лис. Выезжала в город за продуктами, так как цены в двух имеющихся в Новой Деревне магазинах были завышены, да и в наличии находилось далеко не все, что нужно для городского человека. Она могла выехать за продуктами утром, а вернуться поздно вечером. Одним словом, из XXI века молодая учительница вернулась снова в 90‑е годы…
Несмотря ни на что, педагог продолжала учить детей. И все же в итоге во время третьей четверти, когда на выходных в очередной раз внепланово отключили воду, она сдалась… Понимала, что придется возвращать миллион, но не боялась уже ничего. Юлия Артюхова решила разорвать договор с организацией, в которой работала с сентября по конец марта. Одни сельские учителя пребывали в шоке, другие поддержали ее. Юлия Александровна взвесила все за и против, предупредила Министерство образования Новгородской области, разорвала договор и уехала по весне в родной Брянск, где не было работы. До конца лета педагогу пришлось стоять на бирже труда. К тому же ей теперь необходимо было возвращать миллион.
– Из любой ситуации есть выход, – говорит Юлия Артюхова. – Я не агитирую бросать земство и быстрее выплачивать миллион. Хочу сказать, что жизнь продолжается, безвыходных ситуаций нет. О том, что вышла из программы, не жалею, как, впрочем, и о том, что вступила в нее. Иначе не уехала бы из Брянска и не сменила обстановку. В итоге я увидела много разных регионов и людей, их быт и жизнь, природу, сельскую школу, ознакомилась с ее традициями. За три года у меня собралась приличная методическая копилка, я освоила много новых технологий и поменяла мировоззрение. Очень переживаю, что первый класс в Новой Деревне не довела до конца учебного года, но после меня, как впоследствии узнала, у них появился достойный педагог.
И снова в век цивилизаций
Может быть, кто-то из земских учителей долго бы переживал произошедшее, но только не Юлия Александровна. Она решила поехать на Север, так как там работало много ее коллег. Да и Мурманская область – хорошо финансируемый регион. Как и прежде, зашла на сайт Министерства образования Мурманской области, изучила банк вакансий с жильем и без жилья, посмотрела часовую нагрузку в разных районах региона, и выбор пал на несколько городов. Артюхова обзвонила все понравившиеся ей школы, но в них много чего не устраивало. В итоге позвонила директору школы №1 города Ковдора (педагогу очень понравился оптимистичный голос руководителя) и, ни минуты не раздумывая, отправилась туда. Шел сентябрь 2021 года.
В Ковдоре Юлии Александровне с сыном дали благоустроенное жилье. В городе, как выяснилось, работают три средние общеобразовательные школы. Артюхова устроилась в ту, что с английским уклоном. По словам педагога, оснащение северных школ подкупает практически всех приехавших туда земских учителей. В 1‑й школе прекрасно меблированные кабинеты, которые оснащены компьютерной техникой. В каждом кабинете (не важно, начальное это звено или среднее) есть интерактивные доски и проекторы. Эти комфортные условия несказанно обрадовали как сына Юлии Александровны, так и ее саму. Однако она совсем не жалеет, что судьба сначала забросила ее в Новгородскую область, где работают сильные учителя и живут мужественные люди. По мнению Юлии Артюховой, там нет такого современного оснащения, как в Ковдоре, но педагоги обучают детей на достойном уровне, не хуже, чем в Мурманской и Брянской областях. Причем на том оборудовании, что у них есть. Там на достойном уровне поставлена внеурочная деятельность, ведется большая работа по патриотическому воспитанию детей.
В школе города Ковдора Юлию Артюхову нагрузили логопедией, поскольку она обладает дополнительными профессиями дефектолога и олигофренопедагога с правом преподавания. Попутно преподавала в 1‑м «А» классе, где обучались 30 детей. Брала надомное обучение, развивала себя и не стояла на месте. С первого дня платили «полярные» и шел северный стаж. И несмотря на то что Юлия Александровна убеждена, что на Севере учителю можно развиться больше, чем где-то еще, через год она устала от холодного непривычного климата, ее потянуло в родной Брянск.
– На Севере зимы мягкие, но, когда зима длится 6 месяцев, выходцу из средней полосы трудно на это переключиться, – делится впечатлениями педагог. – Полярные ночи и дни трудно пережить, часовой пояс у нас один с Москвой. Но, если полярная ночь начинается в декабре, а заканчивается в марте, когда утром ночь, вечером ночь, а днем идешь с работы, словно с ночной смены, когда в час ночи и в три дня не понимаешь времени суток, становится не по себе, да еще испытываешь регулярное недосыпание…
Золотая середина
Юлия Александровна летом приехала отдохнуть в Брянск и… снова открыла сайт Министерства образования Мурманской области, где обновился банк вакансий. Вначале попадались образовательные учреждения в глубинке, а потом она нашла школу в приграничном с Финляндией селе закрытого типа Алакуртти (районный центр – город Кандалакша). Село располагается в юго-западной части Кольского полуострова, окружено сопками. В 2021 году там насчитывалось 5535 жителей, в школе первых классов четыре параллели, в каждом по 21 ребенку. Изучив данные о школе №3 и селе, Юлия Артюхова поняла, что нашла золотую середину между Новгородской и Мурманской областями. В Алакуртти развитая инфраструктура, работают два магазина «Пятерочка», «Магнит-косметик», «Бристоль», здесь можно пообедать в кафе, где обслуживание не хуже, чем в городских. Можно выписывать и товары по Интернету, так как в селе имеются два Wildberries и Ozon. В общем, созданы все условия и для жизни, и для работы.
При первом знакомстве Юлии Александровне очень понравилась директор школы Светлана Иванова, которая за два года своего руководства много сделала для вверенного ей образовательного учреждения, соблюдая и приумножая его традиции. В Алакуртти Юлии Артюховой после ходатайства директора выделили муниципальное жилье.
Со Светланой Ивановной всем педагогам комфортно работать, а детям – учиться. В школе отлично развита воспитательная и учебная работа. Под руководством опытных педагогов школьники участвуют в конкурсах и проектах, выигрывают гранты. Так, в апреле этого года школа по проектной деятельности выиграла грант на теплицу. Это современная технологичная зона для рассады цветников, ребята отдельно выращивают в ней овощные культуры и цветы, в ней размещены информационные стойки, здесь проводятся экскурсии. В этой сельской школе есть «Точка роста» и бассейн. Занимаясь в «Точке роста», дети освоили программы, с помощью которых научились сами создавать мультики. Здесь изучают английский и финский языки. Школьники осваивают тестопластику, работают с глиной и пластилином, что развивает моторику рук, воображение и культурное восприятие. Также ребята еще в начальной школе успешно изучают 3D-моделирование и прототипирование, скрейч для новых программистов, Lego для юных физиков. Дети проводят метеорологические исследования на основании данных квадрокоптеров. Большую работу в школе осуществляют замдиректора по учебной работе Елена Слайкова и замдиректора по воспитательной работе Светлана Стрепнина.
Юлия Александровна до сих пор удивлена сельской, но такой современной школой, которой позавидует любая городская. Помимо преподавания в начальных классах педагог работает по современному дефектологическому конструктору, на основании которого разрабатывает программы под каждого ребенка с ОВЗ, проводит диагностику и коррекцию.
Впереди планеты всей
Юлия Александровна вспоминает, что, как только она приехала работать в Алакуртти, школа сразу (в сентябре) отправила ее на месячные курсы. Это пригодилось в дальнейшей работе, так как педагоги с принятием нового ФГОС разрабатывают теперь программы на основании конструктора рабочих программ. В школу села Алакуртти приезжает передвижной мобильный технопарк с его роботоквантумом, IT-квантумом, хайтеком и промдизайн-квантумом. В большом городе этим никого не удивишь, но в маленьком селе это нечто бомбическое.
– И в Ковдоре, и в Алакуртти меня поразило, как поздравляют первоклассников, – рассказывает Юлия Артюхова. – Губернатор Мурманской области 1 Сентября выдает первоклассникам папки со всем, что нужно для обучения. Педагоги школы села Алакуртти организуют детей на добрые дела. Вместе с ребятами мы отправляем в Кандалакшу в приют для животных посылочки с кормом, школа проводит благотворительные ярмарки. Вырученные средства поступают в детские фонды на лечение болезней, а какую-то сумму оставляем себе на пошив костюмов для театрализованных представлений. Интересно, что в школе учащиеся 5-11‑х классов делают сценки на знание ПДД или по сказкам для начального звена. На 1 Сентября ученики выпускного класса подарили ребятам из каждой параллели начальной школы по глобусу со словами: «Мы вам дарим весь мир!»
По словам Юлии Александровны, учительские зарплаты здесь неплохие. А молодым специалистам до 35 лет, приезжающим в Мурманскую область, платят единоразово подъемные – 100 тысяч рублей. Здесь всегда нужны люди мозговитые и интересные, ничего не стоит на месте. Ученики школ с малых лет работают в проектной деятельности. По губернаторской программе выделяются деньги на современные школьные образовательные технологии.
В прошлом году Юлия Артюхова была участницей международной педагогической конференции, которая проходила в Москве, очень многое почерпнула из выступлений и семинаров и теперь применяет все это в своей работе. Педагог изначально настраивает детей на творчество и самостоятельность, учит работать коллективно и в группах, по плану выполнять задание и презентовать свои достижения. Юлия Александровна убеждена, что это развивает их речь и коммуникативные способности. В своей педагогической деятельности она применяет игровые технологии. Во время проведения уроков литературного чтения использует чистоговорки, проводит викторины, дыхательную гимнастику, на уроках математики использует математический хоккей. Один урок Юлии Артюховой в первом классе похож на путешествие, второй – на соревнования, а третий – на мозговой штурм, когда ребята постоянно находятся в ситуации успеха. Педагог дает им тему для беседы, например: «Что было бы, если бы Колобок не укатился?» И ученики начинают придумывать варианты ответа, в итоге урок проходит ярко и интересно.
Педагог убеждена: она нашла свое образовательное учреждение и свое место в жизни. Но чувства юмора у Юлии Артюховой не отнять.
– Север впереди планеты всей, но мной еще не освоена Камчатка, – говорит она с улыбкой. – И я, как человек отчаянный, еще дальше пойду. Покуда есть силы, хочу развиваться, поглощать информацию, обмениваться опытом. А сейчас горжусь тем, что я в команде педагогов села Алакуртти.
На вопрос, что бы она посоветовала учителям, участвующим в земской программе, Юлия Александровна пожелала коллегам терпения, чтобы они с первого раза на новом месте, а не как она с третьего, нашли себя.
– В наших руках будущее, и мы должны сделать так, чтобы каждый ребенок почувствовал себя любимым, нужным, а главное – успешным, – убеждена педагог.
Анна СОБОЛЕВА, Брянская область
Комментарии