Люди и смыслы: учебный день в музее
Как сегодня педагогу убедить детей в необходимости и ценности знаний? Как внушить им значимость дружбы, верности, преданности? Как вернуть ребенка к реалиям современного мира? Необходимы нестандартные подходы к организации образовательной деятельности. Именно такие возможности предоставляет учащимся и их родителям, педагогам и студентам Москва.
Огромное количество городских музейных площадок, парков, технопарков приглашают принять участие в интерактивных программах, стать участниками олимпиад и конкурсов, разработать и реализовать проекты, тем самым проявив свои таланты и способности.
Не первый год мы с классом принимаем участие в городской олимпиаде «Музеи. Парки. Усадьбы», что способствует расширению кругозора ребят, развитию их творческих задатков, интереса к научно-исследовательской деятельности, а также накоплению разносторонних знаний о Москве, ее истории и культуре.
Участие в олимпиаде «Не прервется связь поколений» помогает школьникам изучить героические страницы истории нашей страны, узнать больше о боевых и трудовых подвигах соотечественников и членов своей семьи.
Вызывает неподдельный интерес городской проект «Учебный день в музее», участие в котором стало для меня как учителя одним из эффективных способов решения ключевых педагогических задач.
Совместно с Государственным музеем – культурным центром «Интеграция» имени Н.А.Островского я провожу уроки истории и обществознания для 9‑го класса, посвященные общественно-политической и духовной жизни 20‑30‑х годов XX века и жизни Н.А.Островского.
Уроки организуются непосредственно в мемориальных комнатах музея с максимальным привлечением подлинных экспонатов. Основная цель уроков – погружение учащихся в эпоху 30‑х годов прошлого столетия через предметы быта, книги, мемориал того времени, а также создание исторического контекста, необходимого для понимания основных тем уроков.
При проведении уроков задействована архитектура интерьера в сочетании с отдельными вещами-символами, используется прием «скрытой» экспозиции, осуществляется анализ аспектов музейного предмета, его ценностно-смыслового значения. Одним из используемых мной приемов является ознакомление девятиклассников с историей появления и реконструкции самого мемориала.
Обучающимся предлагаются анкеты, отображающие основные сюжеты социально-духовной жизни 20‑30‑х годов XX века, жизни и творчества Н.А.Островского. Школьники должны угадать за мебелью, драпировками, фарфором, символикой сложные процессы 30‑х годов.
Используются и интерактивные задания. Так, на уроке истории при обсуждении вопроса о детских организациях девятиклассники учатся завязывать пионерские галстуки, искать объекты, обозначенные в заданиях, на настенной карте.
На уроке обществознания предлагаю практическое задание: школьникам необходимо написать текст с закрытыми глазами, используя папку-транспарант, как это делал незрячий Николай Островский.
В завершение занятия после самостоятельных ответов на вопросы, предложенные в анкетах, идет обсуждение.
Современный урок в музее – это не монотонное повествование экскурсовода, а непосредственная поисковая деятельность обучающихся с возможностью прикоснуться к музейным экспонатам, погрузиться в эпоху, высказать собственное мнение по изучаемой теме. Используемые на уроках приемы практической и интерактивной деятельности интересны учащимся, так как отличаются от привычного способа подачи материала в условиях учебного класса. А возможности проекта помогают учителю в работе по формированию у детей устойчивых ценностных ориентаций.
Елена ПРОХИНА,
учитель истории и обществознания школы №1420
Комментарии