search
main
0

Путешествие в рай. Опыт первого православного мультфильма вполне удался

Такого в российской анимации еще не было – полнометражной православной картины. Честно говоря, услышав подобную характеристику, я опасалась увидеть на экране продукт не слишком умелой религиозной пропаганды. Но, на мой взгляд, авторы «Необыкновенного путешествия Серафимы» смогли сделать историю интересной зрителю любого возраста и мировоззрения. Как результат фильм собрал уже почти полмиллиона зрителей (правда, и вышел он небывало широко для нашего кинопроката – аж в 850 кинотеатрах страны).

Впрочем, положительно оценили мультик далеко не все. Читая отзывы некоторых критиков, удивляешься, как собственные взгляды автора на историю, искусство и даже политику влияют на интерпретацию экранных событий. Кто-то возмущается, что авторы…  не раскрыли подвиг нашего народа в Великой Отечественной войне (невольно вспоминаются требования к школьному сочинению советских времен!), хотя вовсе не о войне здесь идет речь, она лишь суровый фон происходящих событий. Кто-то – «морализаторской слащавостью интонации и схематизмом характеров».Воля ваша, никакой слащавости я не заметила. Именно потому, что главная героиня истории – дочь репрессированного священника Серафима Воскресенская лет 10-12, оказавшаяся в детдоме, – далеко не идеализированная натура. Да, она необыкновенно тверда и стойка духом (на то и героиня), но и упряма, своенравна, самолюбива, то есть не лишена нормальных человеческих недостатков. Да и остальные герои, за двумя понятными исключениями, как минимум двухмерны. Вот однокашница Симы Рита, как ее именуют местные заводилы с «правильной» советской биографией, дочь «буржуя», успевает пройти сложную эволюцию от изгоя до художественно одаренной фантазерки, а потом от предательства до раскаяния. Именно с Ритой связана главная интрига мультфильма – она под страшным секретом рассказывает заступившейся за нее перед другими девчонками Симе о том, что старое здание детдома – обиталище фей, призраков и привидений. Немного жаль, что эта линия (многие справедливо заметили в ней черты мистики Серебряного века) так и осталась незавершенной.Хотя девочки действительно видели в доме таинственную фигуру, но она оказалась лишь старой уборщицей детдома, правда, со своими тайнами. Во-первых, тетя Лиза – тайная верующая, во-вторых, бывшая хозяйка этой усадьбы! Увидев у старушки икону с Серафимом Саровским, Сима начинает вспоминать, как ее маленькую подводят к образу святого, как отца и мать арестовывают прямо во время службы. Она показывает подруге и тете Лизе нательный крестик – все, что осталось на память о прошлом. Рите все это не нравится, ее мир фантазий явно затмевает история преподобного Серафима, чудеса в жизни которого кажутся оправданными и реальными. Одно из этих чудес – как Господь не дал разбиться еще маленькому Серафиму, падающему с колокольни, – почти буквально повторится с его тезкой (что это не случайное совпадение имен, понятно сразу) в детдоме. Про крестик узнает старшая воспитательница Ольга Семеновна (единственная абсолютная  негодяйка в фильме, будто списанная с фашистских надзирательниц, но какая же история без злодея?), и, спасаясь от нее, Серафима спрыгнет с верхнего этажа на нижний… Именно в пограничной зоне между жизнью и смертью, где Сима оказалась после прыжка, и происходит мистическое путешествие девочки (тут даже реалистам не к чему придраться) в ту дивную область, которую христиане называют Царствием Небесным. Пожалуй, никакими другими средствами, кроме анимации, его на земле и не изобразишь. Художники дали волю своей фантазии, впрочем, подкрепленной четкой христианской символикой, – от небывалых цветов, облаков и оленей они приходят к образам Льва, Тельца, Орла и Ангела, а потом многочисленного сонма православных святых. Но, конечно, выделяется из них Серафим Саровский, который и ведет свою духовную крестницу все ближе к неиссякаемому источнику света… Разумеется, закончится история духовной победой Симы (а как бы вы хотели в мультфильме о добре и поисках истины?!), и даже ее наказание – девочку отсылают в колонию для детей врагов народа – обернется счастьем. При большом желании ее встречу с мамой можно даже и не расценивать как чудо – после ссылки жене священника логично было бы искать работу именно в таком учреждении, где могла оказаться ее дочь…В общем, с чисто содержательной стороны у меня как зрителя претензий к авторам практически никаких. При создании неочевидной для других реальности они смогли избежать лишнего пафоса, хотя большая часть команды во главе с режиссером Сергеем Антоновым воцерковленные люди, начиная с автора сценария и книги, которая легла в его основу, Тимофея Веронина, доцента Свято-Тихоновского православного университета, и заканчивая продюсером Игорем Мещаном, членом правления Благотворительного фонда преподобного Серафима Саровского. Единственный, но жирный минус фильма – сама анимация. Увы, соглашусь с критиками – попытка соединить западные высокие технологии 2 и 3D c лирической российской художественной манерой не очень задалась, слишком чуждыми кажутся эти объемные фигуры на тонком рисованном фоне пейзажей. Детские персонажи еще ничего, а вот взрослые как на подбор неудачны. Исключение – образ преподобного, к которому авторы подошли с максимальным пиететом, тщательно изучив все изображения святого. Облик святого гармонично дополнил голос Александра Михайлова (того самого, из фильма «Любовь и голуби»), отобранный среди голосов множества претендентов. Кстати, дочь актера Алина Михайлова прекрасно озвучила главную героиню Симу Воскресенскую, а тете Лизе подарила теплоту и жизнь легендарная Вера Васильева.  Ну а в целом, мне кажется, получилась достойная уважения попытка рассказать о лучших сторонах православия ныне живущим в России. А еще просто увлекательная история о добре и милосердии.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте