search
main
0

Путешествие в педагогическую профессию

Как сейчас помню… Я училась в 6-м классе, когда решила, что буду учителем. Правда, изначально я мечтала стать учителем географии. Возможно, именно поэтому для меня история от географии неотделима. Например, я большое значение придаю работе с картой.

Когда-то у меня была идея повесить дома карту России, чтобы планировать маршруты своих путешествий и отмечать места, которые удалось посетить (отдавая предпочтение наиболее отдаленным уголкам страны). Вспоминая давнюю затею, позволю себе представить некоторые аспекты своего опыта работы в школе как географические объекты на карте моего педагогического пути. Это путешествие началось официально 8 лет назад. Началось, как любое интересное путешествие, с того, что я заблудилась. Но постепенно начала разбираться в ориентирах, научилась выбирать наиболее удобные тропинки. И самое главное – научилась обращаться за помощью к тем, ради кого пустилась в путь.

Анализируя карту собственного педагогического опыта, я пришла к выводу, что своеобразным ответом на вызовы обстоятельствам, сложившимся в современном обществе и системе образования, для меня стала актуализация значения формирования навыков самообразования и устойчивой мотивации к обучению.

Как учитель истории, я чувствую особую ответственность за формирование активной жизненной позиции, за приобщение учащихся к опыту общественной деятельности, в том числе и через личный пример. Для меня наиболее близка роль личности в истории. В частности, через свой интерес к чтению биографий, мемуаров я пытаюсь привлечь внимание учащихся к истории жизни личностей, к истории ответственного жизненного выбора, к истории борьбы за будущее своей Родины, всего человечества.

Большое внимание я уделяю формированию системы работы с родителями. Во-первых, в рамках коллективных и индивидуальных встреч с родителями мы стараемся согласовать наши мнения и представления, прийти к единству целей, задач, требований в отношении обучения и воспитания. Я стремлюсь по мере сил и возможностей привлечь родителей через учащихся к продолжению, возвращению к обсуждению проблем, затронутых на уроке, в семейном кругу. Особенно актуальным этот прием представляется мне при изучении элементов содержания исторического и обществоведческого образования, связанных с недавним прошлым нашей страны. Таким образом, я стремлюсь привлечь имеющийся социальный опыт учащихся через обращение к истории семьи. Большое значение для мотивации учащихся к обучению истории, по моему убеждению, имеет участие родителей в проектной деятельности учащихся, а также совместные уроки-экскурсии для учащихся и родителей, в которых взрослые принимают участие наравне с детьми, выполняя задания как индивидуально, так и в сотрудничестве.

Со второго года работы в школе я совмещаю преподавание истории и выполнение обязанностей классного руководителя. Одним из наиболее важных направлений моей работы с классным коллективом стало внедрение элементов построения индивидуального образовательного маршрута учащихся, в том числе постановка индивидуальных целей на четверть по повышению успеваемости по конкретным учебным дисциплинам.

Для активизации индивидуальной работы с учащимися, и в особенности с учениками, вошедшими в группу резерва по повышению качества образования по итогам I полугодия (имеющими единственную «4» или «3»), а также для усиления ответственного отношения ребят к учебе на одном из первых классных часов III четверти (январь, 3-4-я неделя) учащиеся с моей помощью выбирают две учебные дисциплины, повышение успеваемости по которым становится для каждого целью на III четверть.

Для формирования ответственного отношения учащихся к построению собственной образовательной стратегии я разработала специальные дидактические материалы (своего рода памятки или дневнички). Я предлагаю учащимся планировать свою учебную деятельность и вести самоотчет в форме «Лестницы достижения цели», в результате они представляют богатый аналитический материал в результате заполнения «Лестницы достижения цели», это особенно видно, если сравнить данные по разным классным коллективам или проследить динамику популярности тех или иных ступеней лестницы в классе на протяжении нескольких лет.

В своей работе учителя-предметника для формирования у учащихся способности к адекватной самооценке я использую прием сочетания нескольких видов оценивания: самооценка, взаимооценка, оценка учителя. Анализ полученных данных дает мне возможность не только увидеть проблему в формировании культуры самооценки ученика, но и глубже вникнуть в причины несоответствия трех видов оценивания. Однако, на мой взгляд, нецелесообразно прибегать к этому приему каждый урок. Я использую его периодически в соответствии с целями и задачами конкретного урока, в первую очередь для того, чтобы подготовить учащегося к тому, что, какой бы деятельностью он ни занимался, ему необходимо будет умение объективно оценивать свою работу и быть готовым к оценке других людей. Работу по формированию навыков самообразования в старшей школе я связываю в первую очередь с организацией проектной и исследовательской деятельности учащихся. Результативность работы в этом направлении подтверждается призовыми местами в окружных и городских конкурсах (например, 3-е место в окружном конкурсе ЮТМ («Юные таланты Московии») в жанре «Исследовательская деятельность» и 4-е место в городском конкурсе ученических бизнес-проектов «Молодежные инициативы»).

Моя реализация в профессии также связана с инновационной (участие в экспериментальной площадке) и общественной деятельностью (я член молодежного крыла территориальной профсоюзной организации работников образования Южного округа Москвы), а также с научными исследованиями в области истории педагогики. Я распространяю свой педагогический опыт в том числе через собственный сайт в сети «Интернет» (julgavrilina.edusite.ru).

Некоторые разделы сайта создаются в соавторстве с учениками.

Я люблю путешествовать. Еще не закончилась одна поездка, как у меня уже готовы идеи для следующей. Я рада, что в моем педагогическом путешествии те, ради кого решилась отправиться в путь, вдохновляют меня на желание двигаться дальше, вместе открывать новые маршруты.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте