В Москве завершился месячник научно-технического творчества. Его торжественное открытие в Департаменте образования было торжественным и очень творческим. На улице гостей и участников праздника встречал нанотрак – автобус-лаборатория, в которой любой ученик может поучаствовать в увлекательных лабораторных и практических работах, постигая, что же такое на самом деле эти нанотехнологии. На первом этаже была развернута выставка, посвященная научно-техническому творчеству учащихся (НТТУ) и образовательным учреждениям, развивающим это направление, все округа представили творческие разработки детей в области технического творчества. В зале коллегии состоялся «круглый стол», на котором руководители окружных методических центров, представители окружных управлений образования рассказали о работе, проводимой для того, чтобы приобщить школьников к научно-техническому прогрессу. Весь апрель в округах шли выставки, конференции, семинары, конкурсы и увлекательные соревнования, а нанотрак путешествовал из округа в округ, и эти визиты стали событием для многих ребят.
Сегодня уже хорошо известно, что научно-техническое творчество учащихся помогает развитию интеллектуальных, творческих способностей учащихся; поддержке научно-исследовательской деятельности школьников; выявлению и поддержке одаренных детей; повышению социального статуса знаний.
Департамент образования уделяет значительное внимание развитию НТТУ в московских школах, эти задачи стоят в программе развития образования «Столичное образование-5» на 2008 – 2017 годы, главная цель которой в соответствии со «Стратегией Правительства Москвы по реализации государственной политики в интересах детей « Московские дети» на 2008 – 2017 годы» – комплексное обеспечение прав и интересов детства, включающее повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики и современным потребностям общества, учитывающего способности каждого ребенка.
Возросший спрос на инженерные, технические специальности в России и во всем мире связан не только с перепроизводством специалистов экономических, юридических специальностей, но и реальной потребностью создания новых типов производств, способных удовлетворить все возрастающие запросы человечества при минимизации потребления энергетических и других ресурсов планеты.
Для этого должно быть усилено внимание к изобретательской, конструкторской деятельности человека, в том числе и через программы развития научно-технического творчества молодежи. Выполнение социального заказа общества на специалиста-инженера, теоретически и практически подготовленного к выполнению профессиональных задач, способного эффективно работать в новых социально-экономических условиях, имеющего способности быстрой адаптации в сложных и специфических условиях и экстремальных ситуациях, требует дальнейшего совершенствования системы развития НТТУ, инженерного и вместе с ним и школьного профильного образования, ориентирующего учеников на получение технических специальностей.
Подготавливая учащихся к такому выбору, нужно идти в ногу со временем и опережая хотя бы на один шаг настоящие потребности современного производства, смело внедрять в учебный процесс и внеурочную деятельность все передовое для подготовки высококвалифицированных специалистов, обладающих способностями моделирования, творческими конструкторскими способностями, которые в дальнейшем позволят создавать новые оригинальные технологии, машины, производства. Однако создать такие условия способна далеко не каждая школа.
Важность развития системы НТТУ возрастает в условиях введения единого государственного экзамена, рассчитанного на тестовую систему и фактически предельную стандартизацию знаний, которыми должен обладать выпускник школы. Прочные знания предметов, входящих в программу экзамена, разумеется, необходимы. Это база, начальный информационный набор. Но с информацией нужно научиться работать, нужно уметь решать нестандартные проблемы, выходить из затруднительных ситуаций неординарным путем – именно такие качества ума и образования специалистов формируют способность государства к технологическим прорывам и созданию научно-технического потенциала, определяющего конкурентоспособность современного государства. Для этого должно быть усилено внимание к изобретательской, конструкторской деятельности человека, в том числе и через программы развития научно-технического творчества учащихся. Эту цель и преследовал месячник научно-технического творчества в Москве.
Комментарии