Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10
Дети с особыми образовательными потребностями

Путешествие в дивный мир

Учимся и играем вместе
УГ - Москва, №15 от 13 апреля 2021. Читать номер
Автор:

Не так давно по всей стране стали открываться классы для детей с особыми образовательными потребностями. В 2017 году в школе №717 начали свое путешествие в мир знаний особенные первоклассники. Так появился специальный класс, в котором сегодня учатся семь ребят с расстройством аутистического спектра. Позади немало как трудных, так и радостных, даже веселых, моментов совместной школьной жизни, в этом году ребята уже завершают обучение в третьем классе.

В нашей школе дети с РАС осваивают адаптированную основную общеобразовательную программу вместе во фронтальном режиме. Помогают им в этом активный и жизнерадостный учитель, команда тьюторов и другие специалисты психолого-педагогической службы.

Каждый день ученики приходят в класс, знакомятся с планом на день – расписанием занятий, кладут в холодильник принесенные с собой завтрак и обед, готовятся к уроку, и… вновь начинается их совместная работа, нацеленная на познание этого большого и сложного мира.

– Здравствуйте, мои хорошие. Две ноги – на пол, локти – на стол. Открываем тетрадь, берем ручку. Пишем, какое сегодня число, – с этих слов начинается почти каждый урок, который ведет учитель Любовь Николаевна.

У ребят в расписании обычные уроки – математика, русский язык, чтение, окружающий мир. Тьюторы совместно с учителем адаптируют для них материалы, визуализируя ключевые понятия, упрощая подачу материала, подбирая пособия и дополнительные источники информации.

Кроме того, на уроке социально-бытовой ориентировки (СБО) ребята учатся заботиться о себе в повседневном быту.

– А что сегодня будем делать на СБО? – интересуется Миша у тьютора Варвары, которая ведет этот урок. Ребята уже имеют представление о безопасных правилах поведения на кухне, знают, из чего и как можно приготовить салат, сварить суп или компот, испечь пирог. Недавно они представляли проекты, в которых рассказывали о своем любимом блюде и рецептах его приготовления.

По вторникам ребята ходят на ритмику, учатся владеть своим телом, имитировать сложные движения, чувствовать ритм музыки, разучивают танцы.

На уроках технологии наши тьюторы Варвара и Екатерина стараются следовать интересам детей, которые с особой теплотой относятся к животным. Именно поэтому большинство поделок связаны с миром фауны.

– Помоги помочь! – это Костя просит тьютора помочь нарисовать глаза медведю.

По пятницам проводятся занятия в коммуникативной группе. У ребят с РАС наблюдаются нарушения социального взаимодействия. Им трудно все, что связано с совместной игрой, построением диалога, трудно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, предугадывать действия и определять эмоциональное состояние, как свое, так и окружающих. Здесь дети учатся этому через игру.

– Егор, как тебе хорошо? – может, например, спросить Миша у Егора в начале занятия коммуникативной группы.

Даже если такие вопросы или реплики не соответствуют нормам русского языка, на первом этапе мы активно поощряем любую спонтанную коммуникацию и только потом начинаем работать над ее формой.

– Егор, пойдем качаться, тебе будет весело! Ну пойдем! – Миша тащит Егора за руку на большие качели, где уже сидит компания детей. Егор говорит, что не хочет, но Миша уверен, что будет весело. А как еще может быть на качелях?!

Все дети дошкольного возраста усваивают правила и модели социального взаимодействия через игру. У ребят с РАС этот период может протекать по-другому или несколько запаздывать, но это не беда, никогда не поздно учиться играть!

В нашем специальном классе дети играют с первого года обучения. Сначала помогали в этом песенки (чаще – про животных), в которых слова сопровождались простыми движениями. Ребята учились ощущать себя частью общего социального круга, здороваться, отвечать, когда с тобой здороваются, обращать внимание, кто в этот день в школе, а кто отсутствует. Без воспитания этого интереса друг к другу невозможно научить детей общаться и играть.

На смену песенкам пришли простые сюжетно-ролевые игры с правилами и настольные игры.

Сюжетно-ролевые игры часто включают в себя простые диалоги, с помощью которых ребята усваивают необходимые в повседневной жизни речевые модели и учатся слушать собеседника.

Игры с правилами – это уже довольно высокий уровень развития игровой деятельности, где воображаемый сюжет отсутствует, а игрушки сами по себе не играют значимой роли. В играх такого типа на первый план выходят правила и соревновательный дух. Это командные игры, эстафеты…

Начиная с третьего класса мы с ребятами стали изучать базовые эмоции – радость, страх, злость, испуг. В процессе игры дети с РАС учатся замечать эмоции у себя и у ближних, интересоваться, почему друг сегодня радостный или расстроенный. Также мы постепенно формируем у ребят их я-концепцию, оформляя ее в виде небольшой книги о самом себе. В этой книге дети не только указывают свои имя и возраст, но также рисуют любимое животное, записывают ситуации, с которыми у них связаны различные эмоциональные переживания, отмечают, что им нравится делать, а что – нет. На занятиях мы используем эти книги для построения диалогов, для развития навыков коммуникации детей с РАС.

Это лишь первые, но очень важные шаги, с которых начинается путешествие в дивный мир социальных отношений.

Дальше ребят ждет четвертый класс со своими новыми проблемами и радостями. Надеюсь, что вскоре мы сможем реализовать идею интеграции детей с РАС с ребятами из обычного класса, и тогда естественная среда общения учащихся-сверстников будет для наших воспитанников уже желанной, знакомой и психологически комфортной.

Виктория КУРЫШКИНА, педагог-психолог школы №717


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt