search
main
0

Путешествие сквозь столетия

Как помочь учителям воспитать патриота своего города

В основу этой книги легли работы из разных отечественных музеев выдающегося мастера исторической живописи Аполлинария Васнецова, а Лидия Кудрявцева превратила альбом с уникальными картинами в увлекательное путешествие по истории главного города России. Десять разделов – десять открытий великого художника, знатока и поэта московских древностей. На глазах происходит живописная реконструкция меняющегося в разные эпохи облика нашего прекрасного города.

Четыре десятилетия Лидия Кудрявцева, когда-то работавшая в отделе культуры «Учительской газеты», пишет для детей об искусстве. Ее книги о художниках открывают читателям сложный и интересный мир, помогая учителям и родителям воспитывать чувство прекрасного, хороший вкус. Но тема братьев Васнецовых для писательницы особая. Она бывала в их родной деревне Рябово под Кировом, работала в архивах, консультировалась с сотрудниками музеев. Событием стала ее книга «Один в поле воин: как Виктор Васнецов стал великим художником» (М. : Мир детства, 2020). Но об Аполлинарии Васнецове и его картинах о древней Москве так захватывающе не писал никто.

Глава «Первые стены» переносит нас в эпоху великого князя Юрия Долгорукого, время основания Москвы. В рисунке художника-исследователя «видны настилы с внутренней стороны частокола, сквозные проходы через стрельницы и масса других подробностей, говорящих о том, как в лесной стороне, в самом центре Руси, строили в 1156 году деревянный город».

Следующая глава – «Была тишина великая» – путешествие художника в ХIV век, эпоху Ивана Калиты. Как изменилась в эти годы Москва: «Глухие темные стены, сложенные из мощных бревен, с узкими щелями-бойницами отделяют его от пристани. Башни-стрельницы хитро развернуты углами вперед для удобства обстрела врагов со всех сторон. Проездная башня с колоколом выглядит главным стражем». Иван Калита начинает строить храмы из белого камня, добывавшегося неподалеку, спасая церкви от очередного пожара и придавая облику города величие. Не случайно, напоминает автор, подпись под очередной исторической реконструкцией Москвы Васнецова: «1336 год». В 1337 году художнику нечего было бы рисовать: «Вся Москва погорела без остатка».

Образ древней столицы Руси эпохи Дмитрия Донского – «град белокаменный». Художник-ученый выверяет каждую деталь, продолжая сомневаться в результате, он даже рисунок назовет «Вероятный вид на белокаменный Кремль». Нам открывается вытянутая белокаменная красавица-стена по горизонтали через всю картину. С плоскими зубцами, с овальными бойницами. Каменная кладка особенно подчеркивает деревянные строения в самом Кремле и у его порога.

О новом чудесном превращении Москвы в ХV веке поведал автор в главе «Как чуден этот вид!»: об итальянских зодчих, предложивших как новинку зубчатые стены башен из красного кирпича, которые выдерживают обстрел из пушек – угрожающего новшества иноземных армий. Художник убежден: «Творчество итальянских зодчих, воспитанных в стране великого классического искусства, навсегда определило исторический облик Кремля».

Лидия Кудрявцева, открывая нам оригинальность и выверенную вдохновенную точность полотен художника, так комментирует их главную идею: «ХII век – начало Москвы. ХIV – укрепление деревянного города и молодость белокаменного Кремля. ХV – основательность, красота. ХVII – расцвет ее силы и красоты».

Вместе с автором и художником в главе «Москва в расцвете силы и красоты. Век ХVII» мы переносимся в «бунташное столетие». Здесь читатель получает возможность пройтись зимним воскресным днем по площади Ивана Великого, куда стекался самый разный люд: спешили «челобитчики» с жалобой и с просьбами в каменное здание приказов с красивой лестницей. Нам открываются нижняя часть величественного столпа Ивана Великого и Царская площадка Золотой царицыной палаты с Золотым крыльцом…

«Л.Кудрявцева вводит юного читателя в пространство картин, рассматривает их внимательно, умело и захватывающе о них рассказывает… Книга важна прежде всего тем, что увлекательно приобщает детей и подростков к истории родной культуры и пробуждает интерес к российской живописной традиции», – восхищается особым, редким даром автора этой книги генеральный директор издательства «Москвоведение» Ю.Н.Курнешов. Новая книга известной писательницы, написанная человеком, влюбленным в родную культуру, тонко чувствующим слово и умеющим говорить с ребенком и учителем, отличается вдохновенным стилем, который трогает душу и сердце. Она способна помочь учителям воспитать патриота своего города, знатока его интереснейшей истории.

Издательство «Проспект» сделало все, чтобы в этом альбоме, превосходно изданном, читатели и зрители могли с вниманием к каждой детали разглядывать великие картины Аполлинария Михайловича Васнецова, посвященные нашей древней столице.

Лидия Кудрявцева. Древняя Москва в картинах Аполлинария Васнецова: художественный альбом с комментариями. – М. : Проспект, 2022. – 80 с.

Лола ЗВОНАРЕВА

 

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте