search
main
0

Путешествие по Основному Закону Уровневые задания, которые можно использовать на экзаменах

Тема “Что такое конституция?”. Старшие классы

УРОВЕНЬ С
Ответьте на вопрос: как вы понимаете идею общественного договора?
Что означают слова: “Конституция имеет высшую юридическую силу”?
УРОВЕНЬ В
1. Что, как правило, закрепляется в конституциях?
2. Определите, какие из перечисленных норм могут быть включены в “подаренные” монархом конституции, а какие – в принятые демократическим путем. Объясните свой выбор: а) каждый вправе сам определять и указывать свою национальность; б) каждый вправе считать своей ту национальность, которой обладал его отец.
а) каждый обязан предоставлять свое жилище для осмотра по требованию любых государственных лиц; б) жилище неприкосновенно; в) каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров.
б) каждый имеет право на тайну переписки, если эта переписка не содержит сведений, угрожающих государственному строю.
3. Перечислите основные части конституции.
1. Для чего человеку нужна конституция?
2. Какие задачи должна обеспечивать демократическая конституция?
3. Какое значение для гражданина имеет конституционное закрепление его прав?
4. Что означают слова “Конституция – высший арбитр”?
5. Какие факты, на ваш взгляд, относятся к понятию “равенство граждан перед законом”, а какие – к понятию “равноправие граждан”? (Поясните свое мнение):
а) милиционер остановил движение автотранспорта, чтобы дать возможность беспрепятственно проехать личной машине прокурора; б) уволили журналиста, опубликовавшего статью о взяточничестве местных чиновников; в) отказали в приеме на работу из-за национальной принадлежности; г) за совершенные преступления офицера милиции приговорили к лишению свободы.
6. Составьте памятку по анализу структуры конституции.

Тема “Гражданин Российской Федерации”

УРОВЕНЬ С
Дайте определение понятию “Гражданин”.
Определите порядок приобретения гражданства.
УРОВЕНЬ В
1. Выполните задания:
1) Как вы думаете, являются ли гражданами России: белорусы, проживавшие в Москве, переехавшие в Минск в июле 1992 года, не заявившие о выходе из российского гражданства?
2) Турецкое судно перевозило российских туристов. Когда судно отчалило от берега, на борту обнаружили ребенка с запиской на русском языке с просьбой позаботиться о ребенке.
3) В чем преимущества граждан России перед иностранными гражданами, живущими или работающими в России?
УРОВЕНЬ А
1. Что общего и чем отличаются “права человека” и “права гражданина”?
2. Прочитайте документ “О гражданстве РФ”.

Тема “Власть в России”

УРОВЕНЬ С
Заполните:
Суверенитет государства – это свойство государства ___ и ___ от власти других государств
свои функции на собственной территории и за ее пределами в процессе общения с другими странами.
3. Перечислите признаки суверенитета государственной власти.
УРОВЕНЬ В
Ответьте на вопросы:
1. Почему народы стремятся к укреплению суверенитета своих стран?
2. В государстве А есть президент, правительство, парламент. Народ потребовал, чтобы был принят закон о повышении минимальных пенсий. Денег в государственной казне нет. Зато они есть у государства Б, в состав которого входит государство А. В результате пенсии повышены. Как вы охарактеризуете уровень суверенитета государства А?
УРОВЕНЬ А
Ответьте на вопросы:
1. Как вы считаете, какое влияние на уровень суверенитета страны оказывает нынешнее состояние российского рубля?
2. Как ценная национальная валюта отражается на независимости государства?
3. Что, на ваш взгляд, способствует укреплению суверенитета России и что этому мешает?

Тема “Российская Федерация”

УРОВЕНЬ С
1. Ответьте на вопрос: какие формы государственного устройства вы знаете?
2. В 1993 г. с принятием Конституции РФ в наш обиход прочно вошло непривычное выражение “субъект Федерации”. Этим словами обозначают части нашей страны, объединенные в государство. Деление на субъекты связано с исторически сложившимся государственным устройством России. Каждое федеративное государство состоит из субъектов федерации, которые называются по-разному: штаты (США), провинции (Франция), земли (Германия), эмираты (Объединенные Арабские Эмираты) и др. В составе РФ 89 субъектов.
Задание: из статьи 65 Конституции РФ выпишите, какие субъекты объединяет Россия.
УРОВЕНЬ В
1. Субъекты РФ образованы по национальному и по территориальному признаку. Что это означает?
2. Выберите из следующего перечня наименования субъектов Федерации, образованных по национальному признаку: Карелия, Курганская область, Ханты-Мансийский автономный округ, Москва, Хабаровский край, Башкирия.
УРОВЕНЬ А
1. Прочитайте статьи 71, 72 Конституции РФ.
Заполните таблицу:

2. Как вы думаете, почему карта России, а также бывшего СССР состоит из разноцветных “лоскутков” разных размеров с границами вдоль рек, горных хребтов, а карта США – из “квадратиков” с ровными, как струны, границами?

Тема “Организация государственной власти”

УРОВЕНЬ С
1. Что такое власть?
2. Как вы думаете, на чем основывается власть: а) родителей над детьми; б) учителя над учениками; в) офицера над солдатами; г) хулигана над слабыми.
3. Какому понятию соответствует то или иное определение?
1. Авторитаризм. 1. Власть, организованная самим народом таким образом, чтобы оказывать воздействие на людей, без применения насилия, с опорой на избранные народом органы власти.
2. Тоталитаризм. 2. Организация власти одного или нескольких лиц, которая держится на насилии, физическом уничтожении инакомыслящих.
3. Демократия. 3. Организация власти одного лица или небольшой группы лиц, которая держится на насилии, подавлении инакомыслия.

5. Кто (что), по конституции, является источником власти в России?
УРОВЕНЬ В
1. Как вы думаете, соответствуют ли республиканской форме правления следующие явления:
а) в выборах принимают участие только мужчины;
б) власть президента перешла к его сыну;
в) правительство развернуло программу общественных работ для борьбы с безработицей;
г) принят закон о снижении налогов с граждан.
2. Исправьте ошибки в следующих утверждениях: 1). Россия – авторитарное федеративное государство. 2) Россия – светское государство. 3) Россия – государство с монархической формой правления. 4) Россия – тоталитарное государство с республиканской формой правления.
УРОВЕНЬ А
1. Соотнесите:
1. Авторитарный
2. Тоталитарный
3. Демократическая

1. США
2. Франция
3. Фашистская Германия
4. СССР
5. Англия
6. Ирак
2. Как Конституция РФ предусматривает организацию демократического государства с республиканской формой правления.
3. Как свободные выборы влияют на создание власти, которую трудно использовать в собственных интересах?

Тема “Президент РФ”

УРОВЕНЬ С
1. Заполни пропуски: президент – слово латинское. В древней Италии оно означало ___ Президент – ___ государства в большинстве стран с ___ формой правления. Его выбирают на ___ лет.
2. Заполни пропуски: в выборах президента РФ должно принимать участие более ___ избирателей, иначе они будут признаны несостоявшимися. В случае, если в бюллетень было включено более ___ кандидатов и ни один не набрал более ___ голосов, назначается повторное голосование по ___ кандидатам, получившим наибольшее число голосов избирателей.
УРОВЕНЬ В
Ответьте на вопросы:
1) Многие считают Президента России чуть ли не самодержцем всероссийским. Есть ли различия во власти президента и самодержавного царя?
2) Найдите в тексте те нарушения, которые совершил президент в течение первого рабочего дня после победы на выборах:
7 ч. 30 мин. – объявляет об отставке правительства.
8 ч. 00 мин. – подписывает распоряжение о назначении генерального прокурора.
9 ч. 00 мин. – подписывает указ о награждении группы милиционеров орденами.
10 ч. 00 мин. – подписывает договор о торговле между Россией и Канадой.
11 ч. 00 мин. – вводит чрезвычайное положение в Москве в связи с забастовкой водителей троллейбусов.
12 ч. 00 мин. – принимает верительные грамоты иностранных послов.
УРОВЕНЬ А
1. “Президент” – слово латинское. В древней Италии оно означало “сидящий впереди, председательствующий”. Почему так называют главу государства?
2. Почему введен возрастной ценз на выборах Президента РФ?
3. Почему Президента России выбирают на 4 года?
4. Почему ограничена сумма расходов кандидатов в Президенты РФ на избирательную кампанию?
5. Как ты думаешь, зачем нужна присяга Президента РФ?
6. Составь таблицу “Полномочия Президента РФ”.

Тема “Федеральное Собрание – парламент России”

УРОВЕНЬ С
Заполните пропуски:
Федеральное собрание – это ___. Федеральное Собрание состоит из ___ палат.
Формирование Федерального Собрания.
СОВЕТ по ___ от представительного органа власти
ФЕДЕРАЦИИ по ___ от исполнительного органа власти
субъекта РФ
Государственная состоит из ___ депутатов, которых избирают
Дума на ___ года.
УРОВЕНЬ В
1. Ответьте на вопросы:
1) Из каких палат состоит Федеральное Собрание?
2) В чем состоит различие полномочий Совета Федерации и Государственной Думы?
3. Какие из возможных событий находятся в ведении Совета Федерации, а какие – в ведении Государственной Думы:
высажен российский десант в Косово;
правительство не смогло остановить инфляцию;
генеральный прокурор нарушил закон;
досрочно выпущены на свободу осужденные за мелкие кражи.
УРОВЕНЬ А
1. Прочитайте текст Конституции ст.
2. В чем состоит отличие полномочий Совета Федерации и Государственной Думы?
3. Прочитайте Закон РФ “О выборах депутатов Государственной Думы” и расскажите об отличиях мажоритарной избирательной системы от пропорциональной.
4. Какова процедура принятия законов парламентом?
5. Почему депутат работает на профессиональной основе?

Тема “Правительство РФ”

УРОВЕНЬ С
1. Определи, о каком виде власти мы еще не вели разговор:
1) одна из составных частей власти, которая вместе с остальными частями следит за соблюдением законов и принятием решения о том, нарушается ли закон, разрешает споры;
2) составная часть государственной власти, которая исполняет функции принятия законов;
3) составная часть государственной власти, которая занимается реализацией решений законодательной власти.
УРОВЕНЬ В
На основании текста Конституции РФ заполните таблицу:

Как вы думаете, кто должен быть инициатором отставки правительства в следующих случаях:
правительство выступило против популистских обещаний президента;
правительство не выполнило указ президента;
правительство выпустило большое количество бумажных денег;
Государственная Дума недовольна тем, как правительство обеспечивает выполнение доходной части бюджета.
УРОВЕНЬ А
1. На основании текста Конституции составь таблицу “Состав и порядок формирования правительства. Задачи и функции правительства”.
2. Опираясь на собственный опыт, выработай как можно большее количество “Условий эффективной работы правительства”.

Тема “Судебная система в России. Прокуратура”

УРОВЕНЬ С
Высшие органы судебной власти
Верховный суд
Заполни пропуски:
Судьей может стать ___, старше ___ лет, имеющий высшее ___ образование, стаж работы по юридической профессии не менее ___.
С – независимы
У –
Д –
Ь – неприкосновенны
И –
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД разрешает дела о ___ федеральных законов, решений правительства, указов президента ___.
ВЕРХОВНЫЙ СУД – высший судебный орган по ___.
АРБИТРАЖНЫЙ СУД рассматривает дела, когда ___.
ПРОКУРАТУРА осуществляет:
1.
2.
3.
УРОВЕНЬ В
1. Перечислите высшие органы судебной власти
2. Найдите ошибки в тексте:
1) судьей может стать мужчина старше 30 лет, имеющий любое высшее образование. Стаж работы значения не имеет;
2) лидер одной из партий обвинил министра иностранных дел в оскорблении личности и обратился в Конституционный суд.
3. Определите, в какие судебные органы, в том числе высшие, могут попасть следующие дела:
о тяжких преступлениях убийцы-маньяка;
о неправильном взыскании налоговых платежей с предприятия;
об Указе Президента, предписывающем введение федеральных войск на территорию субъекта Федерации.
УРОВЕНЬ А
1. Составьте таблицу “Высшие органы судебной власти”.
2. Прочитайте статью 122 Конституции РФ и ответьте на вопрос: каково место Генеральной прокуратуры в системе органов высшей государственной власти?
3. Определите, в какие судебные органы, в том числе высшие, могут попасть следующие дела:
об Указе Президента об амнистии всем преступникам старше 50 лет;
о тяжких преступлениях, совершенных 16-летними подростками.

Контрольный текст “Конституция Российской Федерации”
1. Когда была принята Конституция РФ?
а) в 1991 г.; б) в 1993 г.; в) в 1995 г.
2. Кто является по Конституции РФ главой государства? а) председатель Совета Федерации; б) председатель Правительства РФ; в) Президент РФ,
3. Кем в России принимаются Федеральные законы? а) Президентом РФ; б) Советом Федерации; в) Государственной Думой.
4. Из скольких палат состоит парламент РФ? а) из 2; б) из 3; в) из 1.
5. Какое название носит парламент РФ? а) Государственная Дума; б) Федеральное Собрание; в) Совет Федерации.
6. Какой город носит статус столицы РФ?
7. Какая форма правления в России закрепляется Конституцией РФ? а) монархия; б) республика.
8. Каково устройство России? а) конфедерация; б) федерация; в) унитарное государство.
9. Что в РФ, согласно Конституции, признается высшей ценностью? а) Конституция РФ; б) федеральные законы; в) человек, его права.
10. Кто, согласно Конституции РФ, является носителем суверенитета и единственным источником власти в России? а) Президент РФ; б) Федеральное Собрание; в) многонациональный народ.
11. С какого возраста человеку принадлежат основные права и свободы? а) с момента рождения; б) с 16-летнего возраста; в) с 18 лет.
12. Как называется в РФ высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным делам? а) Конституционный суд РФ; б) Верховный суд РФ; в) Высший арбитражный суд РФ.
13. Как называется в РФ высший судебный орган, который разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных законов? а) Конституционный суд РФ; б) Верховный суд РФ; в) Высший арбитражный суд РФ.
14. Сколько сроков, согласно Конституции РФ, одно и то же лицо может занимать должность Президента РФ? а) один; б) два; в) три; г) четыре.
15. Кем назначается председатель правительства? а) Президентом РФ; б) председателем Государственной Думы; в) председателем Совета Федерации.
16. На какой срок избирается Государственная Дума в России?
17. Кто является верховным главнокомандующим Вооруженными Силами РФ? а) председатель правительства РФ; б) Президент РФ; в) министр обороны.
18. К ведению какой палаты парламента РФ относится утверждение указа Президента России о введении чрезвычайного положения? а) Совета Федерации; б) Государственной Думы; в) Правительства РФ; г) Федерального Собрания.
19. Кто имеет право, согласно Конституции РФ, распустить Государственную Думу в случаях и порядке, установленных конституционным законом? а) Совет Федерации; б) председатель Правительства; в) Президент России.
20. Кто принимает решение об отставке Правительства РФ? а) Президент России; б) Государственная Дума; в) Совет Федерации.
21. Каким субъектом РФ является Мордовия?
22. Каким субъектом является Курганская область?
23. Чем определяется статус республики в составе РФ? а) Конституцией РФ и конституцией республики; б) уставом и законодательством.
24. К ведению какой палаты парламента относится объявление амнистии? а) Совета Федерации; б) Государственной Думы.
25. К ведению какой палаты парламента относится назначение выборов Президента России? а) Совета Федерации; б) Государственной Думы.
26. К ведению какой палаты парламента относится выдвижение обвинения против Президента РФ?
27. К ведению какой палаты парламента относится отрешение Президента от должности?
28. Сколько лет должен постоянно проживать в России кандидат в Президенты РФ?
29. Кто, согласно Конституции, назначает выборы Государственной Думы? а) Совет Федерации; б) Президент России; в) председатель Правительства РФ.
30. Кто может быть, согласно Конституции РФ, избран Президентом России? а) гражданин любой страны Европы; б) гражданин России.
31. С какой палатой парламента Президент России должен согласовать кандидатуру председателя Правительства РФ? а) Советом Федерации; б) Государственной Думой.

Анкета для исследования уровня сформированности правовой и политической культуры
ОБОРУДОВАНИЕ: бланки с вопросами анкеты (по количеству учащихся).
ХОД ИССЛЕДОВАНИЯ. В устной форме дается следующая инструкция: “Ответьте на вопросы предлагаемой анкеты. Варианты ответов: “да”, “нет”, “не уверен”.
1. Хорошо ли я знаю руководителей государства (их фамилии, занимаемые должности)?
2. Есть ли у меня четкая политическая позиция?
3. Смогу ли я в споре о политическом положении отстоять свою точку зрения?
4. Смогу ли я спрогнозировать политическую ситуацию?
5. Часто ли я просматриваю в газетах статьи и другие материалы о внутренней и внешней политике государства?

Надежда ШУШАРИНА,
учитель истории и граждановедения

Курганская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте