Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Путешествие по Москве. План-конспект открытого урока по окружающему миру во 2 классе

Дата: 04 мая 2011, 15:13
Автор:

Цели урока во втором классе «Путешествие по Москве»: познакомить детей с историей основания Москвы, с некоторыми достопримечательностями города, научить соотносить изображения памятников архитектуры с их названиям, развивать кругозор детей, воспитывать любовь к Родине.

Оборудование:

Мультимедиапроектор.

Картинки с изображением достопримечательностей в виде пазлов.

Карточки с заданием для закрепления.

Шапочки с изображением  Спасской, Тайницкой, Царской, Кутафьей, Троицкой башен; Успенского, Благовещенского, Архангельского соборов и колокольни Иван Великий для выступления детей.

Карточки для проверки домашнего задания.

Учебник и программа: «Школа России», «Окружающий мир», А.А.Плешаков

Учитель: По дороге  в школу я случайно услышала такой разговор трёх мальчиков.

– Я не боюсь отправиться в путешествие, потому что я хорошо знаю русский язык.

– А я подавно не боюсь путешествовать. Я, кроме русского языка, знаю еще иностранный язык.

– А я знаю ещё и третий язык – географический. С ним не заблудишься. Это язык карт.

Учитель: Как вы думаете, с кем из этих ребят можно смело путешествовать? Почему?

Высказывания детей.

Учитель: Что такое карта? (уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости с помощью условных знаков) (слайд 2 презентации).

Учитель: Ну что ж, давайте проверим, насколько хорошо вы знаете «язык карт».

Как определить по карте стороны горизонта? (Север – вверху,  юг – внизу, восток – справа, запад – слева).

Что обозначают на карте различные цвета?

На доске задание: Соотнесите цвет с географическими названиями, составив схему.

В результате на доске должна получиться следующая схема. (См. вложенный файл «Схема»).

Учитель: Что обозначают другие условные знаки? Следите внимательно на экране за маркером и ответы записывайте на листочек.

Тонкой голубой линией на карте обозначают… (реки)

Часть водного пространства, врезающаяся в сушу, – это… (море)

Коричнево-желтые пятна на карте это… Причем, чем темнее, тем выше… (горы)

Часть суши, окружённая со всех сторон водой  – это… (остров)

Точками на карте обозначены… (города)

Учитель: Молодцы! Поменяйтесь листочками, давайте проверим, на сколько мы с вами эрудированны.

Дети отвечают и на слайде появляются поочередно правильные ответы. Взаимопроверка работ. (слайд 3 презентации)

Учитель: Ну, что ж, вижу, что с вами  не страшно путешествовать. Сегодня мы отправимся в славный город Москву. В этом путешествии мы с вами будем экскурсоводами,  и узнаем, когда и кем была образована Москва, познакомимся с некоторыми достопримечательностями города,  узнаем интересные факты о них.  (слайд 4 презентации)

Но чтобы отправиться, нам нужно купить билеты. А для  приобретения билетов на наш автобус надо всего лишь рассказать пословицы о Москве, которые вы нашли дома. (слайд 5 презентации)

1.      Москва – всем городам мать.

2.      Москва – сердце Родины.

3.      Москва всему голова.

4.      Москва верстой далека, да сердцу рядом.

5.      За Москву-мать не страшно умирать.

6.      Москва – Родины украшенье, врагам – устрашенье.

7.      Москвой-столицей весь народ гордится.

8.      От Московского Кремля земля счастьем отцвела.

9.      Москва людей не боится.

10.  Москва слезам не верит, ей дело подавай.

11.  Москва веками строилась.

Учитель: Действительно, Москва веками строилась. У городов точная дата рождения в паспорте стоит редко. Особенно это относится к старинным городам. Поэтому принято принимать дату, когда впервые упоминается о городе в историческом документе. Для Москвы это 4 апреля 1147 года. Город Москва – это столица нашей Родины. Построен он на берегах какой реки?  (слайд 6)

Дети:  Москва.

Учитель: Правильно. Основал город князь Юрий Владимирович Долгорукий, которому теперь установлен памятник в центре города. (слайд 7)

Нельзя не сказать о гербе города. Что такое герб?

Дети: Герб – это эмблема города.

Учитель: В каждом городе своя эмблема. На гербе Москвы изображен всадник с копьём, поражающий змея. Вы знаете, кто это? (слайд 8)

Дети: Это Святой Георгий Победоносец.

Учитель: В нашем городе есть храм этого святого. Кто знает, где он находится?

Дети: Он находится на Образцовской площадке около взрослой больницы.

Учитель: Москва – огромный город. В нем около четырех тысяч улиц и площадей. Ориентироваться в таком городе достаточно сложно, особенно людям, которые приехали в него впервые. Что же может помочь гостям ориентироваться в городе?

Дети: Карта.

Учитель: Не совсем карта, а план города. На 97 странице в учебнике изображён план центральной части Москвы. Давайте рассмотрим его. Что изображено на плане в учебнике?

Дети: Река Москва, дороги, важные объекты.

Учитель: Подумайте, что такое план. Давайте прочитаем определение в учебнике на с.96 (План – это чертеж местности.).

Учитель: Ориентируясь по этому плану, мы  должны добраться до Кремля. А для гостей нашего урока мы эту карту будем изображать на доске по мере продвижения. Для этого объединитесь в группы. Перед вами разрезанные картинки с изображением важных объектов и достопримечательностей города. Соберите их.

Дети работают в группах, собирая картинки из отдельных частей.

Учитель: Итак, готовы? Посмотрим на план  в учебнике. Первый важный объект на нашем пути – это…

Ученик:  Останкинская башня. Проект башни был придуман Никитиным за одну ночь, образом башни стала перевёрнутая лилия – цветок с крепкими лепестками и толстым стержнем. По первоначальному проекту у башни было 4 опоры, позже их число увеличили до 10. (слайд 9).

Изображение Останкинской башни вывешивается на план-карту центра Москвы на доске (все следующие картинки так же последовательно вывешиваются).

Ученик:  А теперь мы проезжаем мимо театра зверей имени Владимира Дурова или «Уголка дедушки Дурова». В этом театре актёрами выступают животные: бегемот, слон, ворон, пеликан, енот и многие другие. Театр основан 8 января 1912 года Владимиром Леонидовичем Дуровым, основателем знаменитой династии, потомки которого и сейчас работают в театре. Сам Владимир Дуров был известным цирковым артистом, клоуном, дрессировщиком, писателем. (слайд 10)

Ученик: Если Вы сейчас посмотрите направо, то вы увидите здание цирка на Цветном бульваре. Московский цирк был открыт 12 октября 1880 года Альбертом Саламонским. Интересно то, что до Саламонского цирк не считался зрелищным заведением для детей. Саламонский первый осознал, что дети — замечательная публика для цирка. (слайд 11)

Ученик: Нельзя не обратить  внимания на Московский зоопарк.  Московский зоосад был организован Русским Императорским Обществом акклиматизации животных и растений в 1864 году. Был несколько раз разрушен, но восстановлен и сейчас радует своих посетителей. (слайд 12)

Ученик: Перед вашими глазами Государственный академический театр оперы и балета. Историю театра принято вести с марта 1776 года. Большой театр — крупнейший в России и один из самых значительных в мире театров оперы и балета. Расположен в центре Москвы (слайд 13)

Ученик: А вот Третьяковская галерея.  Самая известная картинная галерея Москвы. Здесь собраны коллекции картин самых известных художников России за период с XI по XX века. Появление знаменитой столичной галереи напрямую связано с именем известного купца, мецената и искусствоведа — Павла Третьякова. (слайд 14)

Учитель: И вот мы с вами добрались до Красной Площади. Посмотрите, как выглядела Красная площадь в старину. (слайд 15) И как она выглядит сейчас. (Слайд 15/1). С одной стороны Красную Площадь обрамляют стены Московского Кремля, войти в который можно через Спасскую башню, с другой стороны возвышается Покровский Собор (или Храм Василия Блаженного) (слайд 15/2). Напротив собора находится Исторический Музей. (слайд 15/3).

Как вы думаете, почему площадь названа Красной?

Ответы детей.

Давайте прочитаем, об этом в учебнике на странице номер 104.

Так почему же москвичи назвали свою самую главную площадь Красной? Ответы детей.

Учитель: Ребята, давайте выйдем из автобуса и вдохнем свежего воздуха, оглядимся по сторонам.

Физминутка под музыку из кинофильма «А я иду, шагаю по Москве» (слайд 16)

(Слайд 17) Учитель: «Москва» и «Кремль» – эти два слова всегда рядом, потому что Кремль – сердце Москвы. М.Ю.Лермонтов писал:  (слайд 18)

Москва, Москва! Люблю тебя как сын,

Как русский – сильно, пламенно и нежно!

Люблю священный блеск твоих седин,

И этот Кремль, зубчатый, безмятежный.

Московский Кремль – символ нашей Родины. Здесь находятся уникальные памятники истории и культуры, которыми гордится Россия.

(слайд19) Ученик: Давным-давно, более 850 лет назад, из богатого и славного города Суздаля  прискакал с дружиной князь Юрий Долгорукий, чтобы выбрать место для заставы-крепости. Полюбился князю удобный для обороны холм – место слияния узенькой лесной речки Неглинной с полноводной, чистой, как слеза, Москвой-рекой. Пусть, думалось Юрию Долгорукому, небольшая крепость в лесу сторожит дальние окраины земли Суздальской.

Место было тихое, глухое, водное, рыбное и охотницкое. Обнесли воины холм валом, забором-тыном, поставили с запада и востока ворота, выстроили дубовые княжеские палаты, вырыли вокруг ров.

Шли годы. Всё чаще и чаще стали появляться в Кремле каменные строения. При князе Дмитрии Донском поднялись стены и башни из белого камня. (слайд 20)  И прозвали люди Москву белокаменной.

Учитель: Что же происходило с Кремлем дальше? Давайте об этом прочитаем в учебнике на странице номер 102.

Дети читают вслух. (слайд 21)

Учитель: Нельзя не любоваться башнями Кремля. Невольно хочется поговорить с ними, спросить их: «Какая из вас, башен, самая главная?»

Ученик: Я Спасская башня – самая большая и самая важная башня. Через мои ворота въезжали в Кремль московские князья и цари со свитой. И ещё я украшена курантами. По этим часам сверяется вся страна. (слайд 22)

Ученик: А я Тайницкая башня, старейшая, меня мастера первой руки построили в 1485 году. А назвали меня Тайницкой потому, что во мне два тайника было: тайник-колодец и тайник – подземный ход к речному берегу. Только давным-давно это было…  (слайд 23)

Учитель: Какая  же самая молодая?

Ученик: Я – Царская башня. Я  самая молодая башня, мне ещё и трёхсот лет нет. Ранее на моём месте существовала небольшая деревянная башенка, с которой, по легенде, царь Иван IV (Грозный) наблюдал за событиями, происходившими на Красной площади (отсюда, собственно, и название башни). (слайд 24)

Ученик: А я Троицкая башня – башня великан. Рост мой восемьдесят метров. Ворота башни служат главным входом для посетителей Кремля. (слайд 25)

Учитель:  А самая маленькая?

Ученик: Мал да удал – это про меня, про Кутафью башню, сказано. Я впереди всех стен стою. Пусть во мне и четырнадцати метров нет, зато я предмостная сторожевая башня. Я храбрее всех своих сестер… (слайд 26)

Учитель: Сколько же всего  вас, башен?

Ученик: Нас двадцать сестер. Хоть и есть между нами сходство, но у каждой своё лицо и своя история…. (слайд 27)

Учитель: Как много могли бы еще рассказать о себе башни Кремля. Но обратимся теперь к прабабушке всех московских площадей – Соборной площади Кремля. (слайд 28)

Соборная площадь существовала уже в 1326 году. Это площадь трех соборов. У каждого собора – свой облик и назначение.

Ученик: Я  – Успенский собор. В этом соборе в торжественной обстановке венчались на царствование цари. Воины русские, уходя в бой, клялись в Успенском соборе не пощадить жизни для Москвы и всей отчей стороны. (слайд 29)

Ученик: По соседству с Успенским собором стоял я – Благовещенский собор. Домовая церковь великого князя. (слайд 30)

Ученик: А я Архангельский собор – самый пышный из всех кремлевских соборов, украшенный белокаменными раковинами и резными пирамидами. Архангельский собор – это усыпальница московских князей и царей. (слайд 31)

Ученик: А рядом с Архангельским собором возвышаюсь я – колокольня Ивана Великого. Куда не пойдешь по улицам и переулкам старой Москвы, отовсюду увидишь золотую шапку Ивана Великого. Бело-золотую кремлевскую звонницу знал каждый, а про рослого человека в народе говорили: «Вырос детинушка с Ивана Великого». (слайд 32)

Учитель: Много прекрасного в Кремле – за год, пожалуй, обо всём не узнаешь. Сегодня на уроке мы познакомились лишь только с малой частью достопримечательностей Кремля и города Москвы. Все ли вы запомнили?  Давайте проверим. Кроссворд с картинками (слайд 33)

1.      Основатель города… Долгорукий

2.      Как называют воина, изображенного на гербе нашей столицы? Георгий Победоносец

3.      Театр зверей имени… В.Дурова

4.      Что находится на цветном бульваре? Цирк

5.      Самая главная, самая красивая площадь Москвы… Красная

6.      Галерея картин великих художников… Третьяковская

7.      Сердце Москвы… Кремль

8.      Как называется башня с курантами…  Спасская

9.      Площадь трёх соборов?…   Соборная

Учитель: Из нас получились замечательные экскурсоводы. Все мы сегодня  славно потрудились. Хочется закончить урок песней о Москве и предлагаю подарить нашим гостям буклетики о Москве (на фоне слайда 34).

Евгения Спирина, учитель начальных классов средней школы №21 города Сызрани Самарской области, участница XII конкурса методических разработок «Сто друзей»

Во вложенных файлах: схема, буклет о Москве, Приложение 1, Приложение 2.

Презентация к уроку \”Путешествие по Москве\” доступна для скачивания по ссылке:

Фото из архива Евгении Спириной.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt